«Информационное агентство»

    «Целесообразно ввести финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список» - «Интервью»


    «Целесообразно ввести финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список» - «Интервью»

    Банкам запретят закрывать единственные счета граждан


    Депутаты подготовили поправки к антиотмывочному закону 115-ФЗ, направленные на защиту добросовестных клиентов банков от попадания в черный список отказников. Проект предполагает прямой запрет банкам закрывать единственные счета физлиц. Кроме того, кредитным организациям придется пояснять клиентам причины отказа, а те получат право доказать свою добросовестность и покинуть список, пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ.


    — Оправданно ли то, что банки стали массово закрывать счета физлицам и малым предприятиям?

    — Есть вероятность, что многие банки стали закрывать счета и блокировать операции, подпадающие под формальные признаки сомнительности, а также клиентов из черного списка, не разбираясь в экономической сути сделок клиентов, чтобы соответствовать требованиям Банка России. Особенно актуален такой формальный подход для малых предприятий и физлиц, объемы операций которых, как правило, незначительны в масштабах банка. И соответственно, принесут меньший комиссионный доход. Возникшая ситуация частично связана с последовательным ужесточением регулирования со стороны Банка России в сфере ПОД/ФТ. Так, критический для надзорного регулирования порог сомнительных операций, проведенных банком, поэтапно снижался с 5 миллиардов рублей в квартал, или 5% объема клиентских расчетных операций за квартал (брался максимальный из двух индикаторов) в 2013 году до 3%, или 2 миллиардов рублей на начало 2017 года, а затем до 2%, или 1 миллиарда рублей с четвертого квартала 2017 года. При этом подходы рабочих групп Банка России в отнесении операций к имеющим признаки сомнительности также постоянно ужесточались.

    — Надо ли, по вашему мнению, менять 115-ФЗ, чтобы он не только карал, но и помогал вести бизнес? Или хотя бы не мешал?

    — Безусловно, нужно обязать банки пояснять клиентам причины отказа в проведении операций и узаконить право клиентов доказать свою добросовестность. Хотя возможность пояснить экономический смысл операций и подтвердить их реальность давалась клиентам банков и раньше путем предоставления ими пакета подтверждающих документов (в том числе по запросу банка). Но не все банки давали такую возможность. А в случае отказа, как правило, не поясняли причины.

    — Каким, по вашему мнению, должен быть механизм исключения из черного списка необоснованно попавших туда клиентов банков?

    — Необходимо четко прописать сроки претензионной работы и указать ответственные за нее банковские подразделения. Процедура может сильно затягиваться, поскольку оценкой законности проводимых операций занимается служба финансового мониторинга, а с претензиями клиентов, как правило, работает иное подразделение. Не исключено, что обсуждаемые поправки к 115-ФЗ потребуют увеличения штата ответственных сотрудников банка, чтобы укладываться в требуемые сроки. При этом стоит учитывать, что Банк России осуществляет на ежеквартальной основе оценку объема операций клиентов банка, имеющих признаки сомнительности (уделяя особое внимание объему уплаченных клиентом налогов в анализируемый период). Соответственно, банку требуется время, чтобы предоставить свои аргументы, подтверждающие законность операций клиента (возможно, заранее запросив дополнительные документы), а сотрудникам Банка России необходимо время на рассмотрение документов и вынесение окончательного решения.

    Таким образом, необходимо установление сроков претензионной работы на всех ее этапах: сроков обоснования клиенту причин отказа в проведении операции со стороны банка; сроков предоставления дополнительных документов клиентами в банк; сроков рассмотрения документов службами банка и формирования обоснования для Банка России (при необходимости); сроков рассмотрения обоснования Банком России и уведомления о результатах банка; сроков уведомления клиента об итоговом решении (с обоснованием от банка).

    Кроме того, целесообразно ввести определенную финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список в объеме, который позволит хотя бы частично компенсировать причиненный вред. При этом должен учитываться не только объем операции, в проведении которой было отказано, но и объемы последующих платежей, которые клиент не смог осуществить в рамках своей операционной деятельности по вине банка.

    Беседовала Наталья СТРЕЛЬЦОВА,








Лента Новостей
Смотреть все   «Все Новости Банков»

Курс валют ЦБ РФ31.08.2015
USD Курс Доллара00.00000.000
EURКурс Евро00.00000.000
GBPКурс Фунта00.00000.000
BYRКурс белорусского рубля00.00000.000
UAHКурс гривны00.00000.000
BrentНефть00.00000.000
Конвертер валют
Центрального банка РФ
RUBКурс валют
USDКурс валют
EURКурс валют
GBPКурс валют
BYRКурс валют
UAHКурс валют

Фото новости

Новости Банков Сегодня
«Московский Индустриальный Банк»  «Мособлбанк»  «Банк Санкт-Петербург»  «Промсвязьбанк»  «Новикомбанк»  «СМП Банк»  «Внешпромбанк»  «Банк Югра»  «Банк ГЛОБЭКС»  «Совкомбанк»  «ТРАСТ»  «Газпромбанк»  «Московский кредитный банк»  «Абсолют Банк»  «Банк Возрождение»  АО «Кредит Европа Банк»  «Татфондбанк»  «Российский Капитал»  «Национальный Клиринговый Центр»  «ФК Открытие»  «Запсибкомбанк»  «РосЕвроБанк»  «Пресс-служба ВТБ24»  «Автоградбанк»  «Промрегионбанк» 


«Целесообразно ввести финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список» - «Интервью»


«Целесообразно ввести финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список» - «Интервью»

Банкам запретят закрывать единственные счета граждан


Депутаты подготовили поправки к антиотмывочному закону 115-ФЗ, направленные на защиту добросовестных клиентов банков от попадания в черный список отказников. Проект предполагает прямой запрет банкам закрывать единственные счета физлиц. Кроме того, кредитным организациям придется пояснять клиентам причины отказа, а те получат право доказать свою добросовестность и покинуть список, пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ.


— Оправданно ли то, что банки стали массово закрывать счета физлицам и малым предприятиям?

— Есть вероятность, что многие банки стали закрывать счета и блокировать операции, подпадающие под формальные признаки сомнительности, а также клиентов из черного списка, не разбираясь в экономической сути сделок клиентов, чтобы соответствовать требованиям Банка России. Особенно актуален такой формальный подход для малых предприятий и физлиц, объемы операций которых, как правило, незначительны в масштабах банка. И соответственно, принесут меньший комиссионный доход. Возникшая ситуация частично связана с последовательным ужесточением регулирования со стороны Банка России в сфере ПОД/ФТ. Так, критический для надзорного регулирования порог сомнительных операций, проведенных банком, поэтапно снижался с 5 миллиардов рублей в квартал, или 5% объема клиентских расчетных операций за квартал (брался максимальный из двух индикаторов) в 2013 году до 3%, или 2 миллиардов рублей на начало 2017 года, а затем до 2%, или 1 миллиарда рублей с четвертого квартала 2017 года. При этом подходы рабочих групп Банка России в отнесении операций к имеющим признаки сомнительности также постоянно ужесточались.

— Надо ли, по вашему мнению, менять 115-ФЗ, чтобы он не только карал, но и помогал вести бизнес? Или хотя бы не мешал?

— Безусловно, нужно обязать банки пояснять клиентам причины отказа в проведении операций и узаконить право клиентов доказать свою добросовестность. Хотя возможность пояснить экономический смысл операций и подтвердить их реальность давалась клиентам банков и раньше путем предоставления ими пакета подтверждающих документов (в том числе по запросу банка). Но не все банки давали такую возможность. А в случае отказа, как правило, не поясняли причины.

— Каким, по вашему мнению, должен быть механизм исключения из черного списка необоснованно попавших туда клиентов банков?

— Необходимо четко прописать сроки претензионной работы и указать ответственные за нее банковские подразделения. Процедура может сильно затягиваться, поскольку оценкой законности проводимых операций занимается служба финансового мониторинга, а с претензиями клиентов, как правило, работает иное подразделение. Не исключено, что обсуждаемые поправки к 115-ФЗ потребуют увеличения штата ответственных сотрудников банка, чтобы укладываться в требуемые сроки. При этом стоит учитывать, что Банк России осуществляет на ежеквартальной основе оценку объема операций клиентов банка, имеющих признаки сомнительности (уделяя особое внимание объему уплаченных клиентом налогов в анализируемый период). Соответственно, банку требуется время, чтобы предоставить свои аргументы, подтверждающие законность операций клиента (возможно, заранее запросив дополнительные документы), а сотрудникам Банка России необходимо время на рассмотрение документов и вынесение окончательного решения.

Таким образом, необходимо установление сроков претензионной работы на всех ее этапах: сроков обоснования клиенту причин отказа в проведении операции со стороны банка; сроков предоставления дополнительных документов клиентами в банк; сроков рассмотрения документов службами банка и формирования обоснования для Банка России (при необходимости); сроков рассмотрения обоснования Банком России и уведомления о результатах банка; сроков уведомления клиента об итоговом решении (с обоснованием от банка).

Кроме того, целесообразно ввести определенную финансовую ответственность банков за необоснованное включение клиентов в черный список в объеме, который позволит хотя бы частично компенсировать причиненный вред. При этом должен учитываться не только объем операции, в проведении которой было отказано, но и объемы последующих платежей, которые клиент не смог осуществить в рамках своей операционной деятельности по вине банка.

Беседовала Наталья СТРЕЛЬЦОВА,