Российские предприниматели негативно оценивают текущий бизнес-климат страны, но ожидают его улучшения в ближайшие полгода. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования «Траст Индекс МСБ»*, совместного проекта Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства «Эксперт РА» и банка «ТРАСТ», проведенного в апреле-мае 2011 года. Текущее значение Индекса составило 76 пунктов из 200 возможных, а прогнозное – 83 пункта.
Существенное влияние на состояние малого и среднего бизнеса оказывает экономическая специфика регионов и отраслевая составляющая. Самые слабые оценки текущего бизнес-климата дали предприятия северо-западного федерального округа. Наиболее оптимистичны столичные компании, а также предприятия Приволжского и Северокавказского федеральных округов. «Важную роль в этих регионах традиционно играют вливания из федерального бюджета в рамках подготовки к Универсиаде в Казани и подъем экономики на Северном Кавказе», - отмечает Надия Черкасова, председатель Правления банка «ТРАСТ».
При этом наиболее оптимистично текущее и прогнозное состояние бизнес-климата оценивают предприятия сельского хозяйства и компании, работающие на рынке недвижимости. «Позитивное настроение первых является результатом реализации государственных программ по поддержке аграриев в 2010 году. А самые негативные оценки бизнес-климата дали предприятия отрасли транспорта и связи, что объясняется ростом цен на топливо и тарифов за пользование инфраструктурой», - поясняет Надия Черкасова.
Предприниматели высоко оценивают уровень доступности инфраструктуры и финансирования, однако их влияние на общее состояние бизнес-климата незначительно. «Позитивные оценки в отношении финансовых ресурсов объясняются, прежде всего, активной работой кредитных организаций с предприятиями МСБ. Высокая ликвидность и стремление к диверсификации портфеля стимулируют банки к развитию данного направления деятельности», - анализирует результаты заместитель генерального директора “Эксперт РА” Павел Самиев.
Рост цен на издержки производства и уровень инфляции оценивается предпринимателями наиболее негативно, что отражает реакцию МСБ на рост цен на энергоносители, услуги естественных монополий и увеличение ставок страховых взносов.
«Низкие оценки индекса означают, что предприниматели расценивают рост издержек производства как главный сдерживающий фактор своего развития, - комментирует результаты исследования Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ. – Примечательно, что, несмотря на декларируемую важность развития инноваций в России, отечественный малый и средний бизнес не считает их внедрение приоритетным фактором развития».
Полную версию исследования можно скачать по ссылке
* «Траст Индекс МСБ» – индикатор настроений малого и среднего бизнеса (МСБ) по России в целом и в отдельных федеральных округах, включая отдельную репрезентативную выборку по Москве и Санкт-Петербургу. Индекс фиксирует не только текущие оценки предпринимательского климата в России, но и прогнозные значения. Особенностью проведения исследования является то, что респонденты не только дают оценку факторов, но и предварительно указывают их значимость.
Российские предприниматели негативно оценивают текущий бизнес-климат страны, но ожидают его улучшения в ближайшие полгода. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования «Траст Индекс МСБ»*, совместного проекта Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства «Эксперт РА» и банка «ТРАСТ», проведенного в апреле-мае 2011 года. Текущее значение Индекса составило 76 пунктов из 200 возможных, а прогнозное – 83 пункта. Существенное влияние на состояние малого и среднего бизнеса оказывает экономическая специфика регионов и отраслевая составляющая. Самые слабые оценки текущего бизнес-климата дали предприятия северо-западного федерального округа. Наиболее оптимистичны столичные компании, а также предприятия Приволжского и Северокавказского федеральных округов. «Важную роль в этих регионах традиционно играют вливания из федерального бюджета в рамках подготовки к Универсиаде в Казани и подъем экономики на Северном Кавказе», - отмечает Надия Черкасова, председатель Правления банка «ТРАСТ». При этом наиболее оптимистично текущее и прогнозное состояние бизнес-климата оценивают предприятия сельского хозяйства и компании, работающие на рынке недвижимости. «Позитивное настроение первых является результатом реализации государственных программ по поддержке аграриев в 2010 году. А самые негативные оценки бизнес-климата дали предприятия отрасли транспорта и связи, что объясняется ростом цен на топливо и тарифов за пользование инфраструктурой», - поясняет Надия Черкасова. Предприниматели высоко оценивают уровень доступности инфраструктуры и финансирования, однако их влияние на общее состояние бизнес-климата незначительно. «Позитивные оценки в отношении финансовых ресурсов объясняются, прежде всего, активной работой кредитных организаций с предприятиями МСБ. Высокая ликвидность и стремление к диверсификации портфеля стимулируют банки к развитию данного направления деятельности», - анализирует результаты заместитель генерального директора “Эксперт РА” Павел Самиев. Рост цен на издержки производства и уровень инфляции оценивается предпринимателями наиболее негативно, что отражает реакцию МСБ на рост цен на энергоносители, услуги естественных монополий и увеличение ставок страховых взносов. «Низкие оценки индекса означают, что предприниматели расценивают рост издержек производства как главный сдерживающий фактор своего развития, - комментирует результаты исследования Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ. – Примечательно, что, несмотря на декларируемую важность развития инноваций в России, отечественный малый и средний бизнес не считает их внедрение приоритетным фактором развития». Полную версию исследования можно скачать по ссылке * «Траст Индекс МСБ» – индикатор настроений малого и среднего бизнеса (МСБ) по России в целом и в отдельных федеральных округах, включая отдельную репрезентативную выборку по Москве и Санкт-Петербургу. Индекс фиксирует не только текущие оценки предпринимательского климата в России, но и прогнозные значения. Особенностью проведения исследования является то, что респонденты не только дают оценку факторов, но и предварительно указывают их значимость.