Непростая ситуация, сложившаяся вокруг событий на Кипре, где парламент отклонил предложение о введении чрезвычайного налога на банковские вклады, все еще далека от разрешения. Кипрская сторона рассчитывает на помощь России — отсрочку выплат по кредиту в 2,5 млрд евро и новый заем в 5 млрд евро, — в то время как банковская система страны практически парализована. По свидетельству очевидцев, у банкоматов выстроились огромные очереди, и вся страна лихорадочно ищет выход из сложившегося нелегкого положения.
Однако есть эксперты, которые считают, что спасение утопающих — дело самих утопающих. В их числе сотрудник Американского института предпринимательства и специалист по глобальным финансовым кризисам Адам ЛЕРРИК. Свою точку зрения он обосновал в интервью CNBC.
— Вы наблюдали кризисы в Аргентине, Исландии, Уругвае и других странах — словом, подобное «кино» вам уже не раз доводилось смотреть. Какими вариантами дальнейших действий располагает Кипр?
— Если в Европе не отреагируют на просьбы Кипра и если Россия не предоставит ему помощь, то у него будет два варианта действий. Это либо попытаться получить прибыль со средств, хранящихся на счетах, возможно, введя налог на депозиты в размере 15—16%, либо попытаться провести реструктуризацию двух «плохих» банков. То есть списать весь их капитал, все пенсионные задолженности, весь субординированный долг. Затем держатели крупных депозитов (более 100 тысяч евро) станут владельцами новых банков, получив от 30% до 50% акций в этих новых банках.
— И что же, по-вашему, выберут киприоты? Ведь им не нравится ни один из этих вариантов. А вдруг они вместо этого предпочтут покинуть еврозону?
— Что ж, они могут выбрать и такой вариант, но на самом деле в этом нет необходимости. В действительности они ничего не сделают, и если в понедельник Европейский центробанк не поддержит идею предоставления Кипру финансовой помощи, то последнему ничего не останется делать, кроме как реструктурировать два своих крупнейших банка.
— Вас удивляют очереди к банкоматам здесь?
— Нет. Вкладчики боятся за свои деньги, они были напуганы, услышав про то, что введение налога на вклады очень вероятно и что банки могут быть закрыты на какое-то время. На самом деле очереди короче, чем я ожидал.
— Один экономист сказал по поводу происходящего: рынки вошли в ралли, явно они ожидают, что происходящее даст какой-то результат. Но, я думаю, рынкам до Кипра все-таки нет никакого дела: Кипр слишком невелик, чтобы иметь какое-то значение.
— Когда новости о налоге на депозиты только появились, то были опасения по поводу бегства вкладчиков из других ослабленных европейских банков, но этого не случилось. Ставки в слабых банках Испании и Италии выросли всего лишь на 0,2%, а затем снова понизились до прежних показателей. Это стало успокаивающим фактором как свидетельство того, что ситуация на Кипре не «заразна» для других стран. То есть эта проблема для финансовых рынков оказалась не столь уж значимой. Рынок или считает, что эта проблема будет решена, или она его попросту не волнует. Думаю, это, скорее, второй вариант.
— Значит, вы считаете, что рынку все равно?
— Да, рынку все равно. Экономика Кипра — совсем крошечная, она составляет всего около 0,2% от общеевропейской экономики. Кипрские банки не очень сильно взаимосвязаны с остальной финансовой системой региона, и риска «заражения» тут нет.
— Как вы считаете, какое из решений будет меньшим из зол для Кипра? Стоит ли ему позволить своим банкам потерпеть крах?
— Да, я думаю, это наилучшее решение проблемы. Однако «потерпеть крах» — это очень сильно сказано. Крах для банка — это невозможность выплатить деньги своим вкладчикам. Я за реструктуризацию: пусть банки закроются на два дня, а потом вновь откроются, только уже с другими владельцами. Ими станут крупные вкладчики (мелких вкладчиков это не касается, они защищены законодательством). 50—70% средств крупных вкладчиков останется на депозитах, а остальные деньги они вложат в акции банков, и таким образом состояние банков будет стабилизировано, у них будет высокая капитализация и доступ к депозитным средствам для обеспечения ликвидности.
— «Побочный эффект» в этом случае в том, что русским такое положение не по душе, а киприотам, возможно, придется в дальнейшем управлять экономикой по-другому, не так, как раньше.
— Да, это так. В любом случае Кипру придется реструктурировать свою экономику. На сегодня почти 100% экономики страны принадлежит ее банковской системе. ЕЦБ уже заявил о том, что для уменьшения своего долга на две трети Кипр должен увеличить ВВП на 300%. Реструктуризация просто должна произойти. Вопрос в том, как быстро Кипр разрешит свои проблемы. Если реструктурировать банки — а сделать это можно легко и всего за пару дней, — это поможет стабилизировать финансовую систему и снизить потребность государства в финансировании приблизительно до 5 миллиардов евро, поскольку ему нужно будет обслуживать лишь свой бюджетный дефицит.
— И правительство, и простые люди здесь действительно не хотят, чтобы банковская система сокращалась, поскольку это рабочие места, это большая часть экономики страны… И еще вопрос: судя по новостным заголовкам, Россия делает довольно жесткие заявления относительно сложившейся ситуации. Как вы полагаете, повлияют ли эти заявления на сложившуюся ситуацию, или они так и прозвучат неуслышанными?
— Неуслышанными они не останутся, но Европа уже категорично дала понять: Кипр должен найти 8,5 миллиарда евро, и эти деньги нельзя взять ни из пенсионных денег, ни из секьюритизированных активов. И им придется либо вводить налог на депозиты, либо спасать банки как-то по-другому, без денег.
— То есть к русским Европа не прислушивается?
— Почему же, прислушивается, просто не настолько, чтобы подарить им еще 5 миллиардов евро.
Биография
Адам Леррик (Adam Lerrick) — ученый-экономист, сотрудник Американского института предпринимательства. С 2001 по 2007 год занимал пост советника в Объединенном экономическом комитете при конгрессе США. Также с 2001 по 2010 год преподавал экономику в Университете Карнеги — Меллона. Организовал Агентство по реструктуризации гособлигаций Аргентины и управлял им. Известен многочисленными выступлениями на тему финансовой реструктуризации и прочих вопросов экономики, в том числе в конгрессе США.
Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для