Ожидаемое решение кипрских властей обложить налогом банковские вклады не только законно, но и оправданно, считает глава отделения бельгийского банка Belfius Павел ДРЕВИНСКИЙ.
В интервью порталу Банки.ру он рассказал, почему европейские банки боятся российских денег и в каких странах должны хранить свои сбережения честные налогоплательщики.
— Правомерно ли введение налога на депозиты на Кипре и последующая затем мгновенная «заморозка» этой суммы на счетах вкладчиков, даже если они принципиально не согласны с этим?
— Все абсолютно законно, так как государство может ввести новый налог в любой день. И банк, и вкладчик обязаны подчиниться. Допустим, у вас был налог в 15%, а с 1 января государство повышает его до 25%. Это законно.
Похожий случай был в Швейцарии. Швейцария предложила Бельгии взять определенный процент со всех счетов бельгийцев, открытых в Швейцарии, поскольку с этих счетов не уплачиваются налоги. В итоге около 30% капитала было переведено на счет бельгийского государства как налог. Это сделали для того, чтобы хоть как-то победить все эти «черные» деньги.
— То есть это, оказывается, нормальная практика для Европы — облагать новыми налогами депозиты во время каких-либо кризисных ситуаций?
— Нормальная или ненормальная — это сложный вопрос, но государство имеет все права на это. Против этого нельзя бороться. Если завтра российское правительство скажет, что возьмет у клиентов банка 10% от всего капитала, иначе государство — банкрот, потому что в стране нет больше средств, — кто может что-то против сказать? Если государство сказало: «Так это будет!», то это так и будет.
Именно такая проблема на Кипре. У них нет никакой индустрии, промышленности. Чем они живут? Только туризмом и… офшорными счетами, как раньше Люксембург. Ранее Люксембург жил только на счетах, которые все считались «черными», поэтому страна была самой богатой в Европе с одним из самых низких уровней налогов. Сейчас она уже живет немножко хуже, так как начался отток средств из-за новой системы, когда государство знает о вас все и страны — члены ЕС обмениваются этой информацией.
— Почему Кипр согласился на такие крайние меры?
— У него нет другого выхода. Или он должен национализировать все счета в банках и взять эти средства себя. Но официально это будет выглядеть как грабеж. Какой выход у них есть еще? Выхода просто нет. Если они не примут меры, согласованные Еврогруппой в субботу, то у них не будет возможности доказать кредиторам, что они могут вернуть заем.
Кроме того, посмотрите сами. Если бы на Кипре был применен «греческий сценарий», что бы кипрское государство получило в результате списания депозитов? Ничего! Налоговый вариант намного лучше для киприотов, тем более что большая часть вкладчиков — иностранцы.
Что же на самом деле случилось с Кипром? Власти Кипра хотят получить финансовую поддержку, и кредиторы согласны дать им 10 миллиардов евро, но как киприоты вернут эти средства? Откуда будет гаситься этот европейский кредит? Единственное место на Кипре, где есть средства, — это банковские счета, в том числе и офшорные. Я понимаю, что это может быть очень больно, и понимаю, что это не совсем справедливо.
— Но ведь многие вкладчики потеряют часть своих средств…
— Что касается олигархов, которые хранят свои средства в кипрских банках, то для них этот налог — гроши. А для тех, кто недалеко ушел от суммы в 100 тысяч евро, налог в почти 10% — это солидная сумма, но тоже некрупные деньги. Тот, кто играет на бирже, может потерять и 50%, и 90% своего капитала. И это ему не мешает играть дальше на бирже. Когда ты играешь с офшорными счетами — ты играешь на бирже! Потому что, если деньги находятся на офшорном счете, значит, эти деньги где-то не совсем «чистые», а когда деньги «нечистые», нужно иногда их «белить».
— Но «белить» их будут пока только на Кипре?
— Нет, не думаю, что только на Кипре. Это только начало, так как все государства Европы будут бороться, чтобы «черных» денег не было. Это в интересах всех. Если все будут платить налоги, то ставки налогов будут идти вниз. А тот, кто играет с офшорными счетами, он только о себе думает, о других не думает.
— А как же иностранные вкладчики, например россияне, которые хранят свои средства в кипрских банках, потому что не доверяют банковской системе своей страны? Это могут быть честные люди, которые платят налоги…
— Мой самый первый вопрос: как эти деньги были переведены в кипрские банки на офшорные счета из России? Ведь если средства официально вышли из России, то за них уплачены все налоги. Зачем тогда размещать их на офшорном счете? Открывайте нормальный счет в любом европейском или американском банке и храните свои средства там, если боитесь банковской системы своей страны. Но помните, что каждое государство, как и Кипр, может ввести налоговую директиву. Так что 100-процентных гарантий нигде не существует.
Даже маленькие суммы на офшорных счетах Кипра — это все равно «нечистые» деньги, ведь нет никакого смысла хранить «чистые» средства на «черном» счете.
Здесь важно помнить о главном — налог на депозиты призван помочь финансово стране, которая его вводит. И вкладчики-резиденты помогают своей стране, своей экономике, платя этот налог.
— То есть вы считаете, что введение налогов на депозиты — это правильно?
— Если это может помочь Европе, то пусть это будет делаться. Это «черные» деньги со всего мира. Кто покупает нефть и газ у русских? Европейцы, американцы и прочие. И с этих средств по большей части не платится налог, так что эти деньги — экономика всего мира! Это несправедливо, так как жизнь и экономика не может идти и развиваться без налогов. За работу полицейских нужно платить, больницы нужно строить, социальную помощь нужно платить, а если налоги не уплачиваются, то — как тогда? Государство не должно иметь миллиарды средств, которые «спят» где- то под матрасом…
— Как эта ситуация повлияет на возможность открытия банковских счетов российским гражданам в Европе?
— В принципе, это никогда не было так просто, потому что с некоторых пор Россия входит в черный список стран. Все знают, что в России «черные» деньги переводят как хотят — вместо того, чтобы идти на официальные счета, деньги переводятся на офшоры. Все знают, что в России нет 100% гарантии, что деньги будут легальными. Этого боятся все банки. Откуда деньги пришли? От кого они пришли? И, самое главное, что с ними будут делать?
Все российские граждане могут открывать счета — это не проблема, но будет ли банк держать счет открытым — это самый главный вопрос. После проверки банк может заявить, что не уверен в честности вкладчика, и отказаться от работы с ним. Иногда банк даже не аргументирует свой отказ. Если же счет все-таки открыт и спустя два года, например, на него переводится сумма, которая вызовет подозрение, банк имеет право закрыть счет.
— За иностранными счетами в Европе следят более пристально, чем за внутренними?
— Все зависит от национальности вкладчика. Есть страны, с которыми рискованно работать. Помимо России, это такие страны, как Украина… да, по сути, все страны СНГ и Африки. Это ведь довольно подозрительно, когда из Конго приходит перевод на 10 миллионов евро в Бельгию! Банкира ведь посадят в тюрьму — он же имел дело с документами, проверял их и впустил в страну «черные» деньги.
— Европа очень сильно давит на Россию, чтобы мы приняли активное участие в спасении Кипра. Однако Россия пока не готова финансово поддержать республику. Как вы думаете, с чем это связано?
— Я думаю, то, что говорят про российские офшорные счета, — это правда. И, с одной стороны, России было бы выгодно спасти свой «налоговый рай». Но с другой — своим согласием на финансовую помощь Кипру Россия, по сути, официально скажет: «Да, мы согласны предоставить стране помощь, потому что там наши деньги». А Россия не может потерять свое лицо…
Беседовала Евгения КОМЛЕВА,