Мохаммед эль-Эриан: «Экономика выздоравливает» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

Мохаммед эль-Эриан: «Экономика выздоравливает» - «Интервью»






Мохаммед эль-Эриан: «Экономика выздоравливает» - «Интервью»

Экономика США растет, несмотря на действия политической верхушки страны, — во всяком случае такую тенденцию наблюдает генеральный директор международной инвестиционной компании PIMCO Мохаммед ЭЛЬ-ЭРИАН. Рост экономики Соединенных Штатов — индикатор тенденции к выздоровлению и восстановлению уверенности на рынках по всему миру.

Тем не менее необходимым условием дальнейшего роста экономики эль-Эриан считает отказ Федеральной резервной системы (ФРС) от политики кредитно-денежного смягчения, хоть это и непростая задача. О том, какой видит дальнейшую политику монетарных властей крупнейшей экономики мира, он рассказал в интервью CNBC.

— На сегодня ФРС занимается своим делом, центробанки других стран — своим, а рынки в это время растут и, похоже, растут не благодаря действиям Федеральной резервной системы, а потому, что сама экономика проходит некий поворотный момент. Так ли это?

— Абсолютно верно. Мы видим признаки выздоровления экономики повсюду: на рынке труда, на рынке недвижимости и прежде всего в отчетности компаний. И в дополнение к фактору выздоровления экономики можно добавить три предположения относительно того, почему рынки чувствуют себя столь уверенно. Предположение первое: ФРС активно участвует в этих процессах и не потерпит крупных сбросов рисковых активов. Второе: ФРС своими действиями заставляет другие центробанки вести более агрессивную политику, и это видно на примере Банка Японии, кардинально сменившего свою стратегию, и Банка Мексики, урезавшего ставку рефинансирования на 50 базовых пунктов. И третье: действия политиков больше не имеют столь весомого значения, как раньше, и мы можем сбросить со счетов политический фактор.

Все эти предположения представляются верными, но загвоздка в том, что со временем искусственно поддерживаемый экономический рост должен уступить место росту естественному. Это ключевой фактор для поддержки и укрепления цен на активы.

— Это радостно слышать, поскольку в течение последних нескольких недель мы услышали много мрачных прогнозов — к примеру, о том, что в гособлигации, и особенно в бумаги Минфина США, вкладываться не стоит. Один из экспертов даже сказал, что бонды надо продавать и выводить эти бумаги из числа персональных активов и из пенсионных счетов. Что вы думаете по этому поводу?

— Во-первых, цены на рынке облигаций устанавливаются искусственно, как и на рынках ценных бумаг и других активов. Ценообразование на них зависит от ФРС. Мы считаем, что в краткосрочной перспективе ставки по 10-летним облигациям Минфина США будут колебаться в коридоре от 1,85% до 2,25%. Что до долгосрочной перспективы, то тем, кто верит в стабильный вариант развития событий, стоит переместить свои активы в рисковые инструменты, а тем, кто не уверен в этом, стоит диверсифицировать свои портфели.

— А много ли вы видели инвесторов, которые удаляют гособлигации из своих портфелей, ведь многие говорят о том, что на этом рынке надувается «пузырь»?

— Мы не видим скопления средств в этом сегменте рынка. Однако мы наблюдаем другое явление — обнадеживающий приток средств во взаимные фонды акций. Так, за последние девять недель этот приток составил 36 миллиардов долларов. Чтобы пояснить, насколько это много, скажу: этот приток полностью скомпенсировал отток средств за последние лет. Инвесторы возвращаются на рынок акций — тем не менее средства, вкладываемые в ценные бумаги, они берут либо из наличных, либо из других источников, но не из бондов. Так что «великого разворота», о котором так много говорят, мы пока не наблюдаем.

— Если ФРС откажется от дальнейшего смягчения кредитно-денежной политики и начнет продавать среднесрочные и долгосрочные гособлигации, то поворот на рост экономики усилится. А если он вырастет, то и кредитование станет более активным, поскольку прибыли, в частности по ипотеке, тоже пойдут вверх. И тогда ФРС будет поднимать базовую ставку, полагая, что замедляет экономику, хотя на самом деле она будет стимулировать экономический рост. И поэтому, если ведомство откажется от смягчения кредитно-денежной политики, ему надо будет сохранить нейтральный формат действий. Вы согласны с этим?

— Да, согласен. Дело в том, что, искусственно меняя цены, ФРС влияет на поведение инвесторов. Но важно то, что ФРС также своими действиями меняет поведение инвесторов и по всему миру. Это очень хрупкий баланс, и поэтому отход от действующей политики — очень непростая задача для любого центробанка. Напомню, отказываясь от смягчения кредитно-денежной политики, ведомство не только отказывается от политики скупки ценных бумаг — оно также отказывается от главенствующей и направляющей роли и от поддержания ставки рефинансирования на нулевой отметке.

Поэтому если ФРС решится отойти от своей политики — а как нам кажется, случится это не сейчас, — то переход этот будет невероятно сложным. Кроме того, монетарные власти должны будут осуществить этот переход скоординированно с центробанками других стран, которым также приходится выполнять задачи, схожие с теми, что занимается ФРС.

— Этот искусственный цикл роста цен выглядит «раздутым», как на стероидах: посредством монетарной политики ФРС искусственно повышает цены на активы, и когда ведомство выйдет из этого «стероидного» цикла, то не будет ли это подобно тому, когда «уносят чашу с пуншем, едва вечеринка вошла в разгар»?* Ведь даже если посмотреть на динамику роста активов, в том числе и бондов, то сложившаяся ситуация развивается прямо как по учебнику. Вы согласны с этим?

— Моя реакция на это — «Да, но…» Позвольте объяснить, почему «но». Первое «но» — то, что, в отличие от прошлого, наша экономика значительно сильнее ослаблена. Мы еще не исправили множество структурных проблем, которые накопились за годы кризиса, поэтому со структурной точки зрения мы еще слабы. Иными словами, мы в состоянии идти, но бежать пока что не можем. Поэтому, если убрать стимулирование, это будет не то.

Вторая проблема в том, что мы не вполне пока понимаем того, что Бернанке назвал причинами и рисками проводимой нестандартной политики**. Причины и риски нестандартной политики — в том, что на сегодня ФРС использует как инструмент влияния не только ценообразование, но и собственно смягчение кредитно-денежной политики. Словом, вопросов тут много, и нам остается только учиться новому по мере того, как мы продвигаемся вперед.

Биография

Мохаммед эль-Эриан (Mohamed El-Erian) — глава и соинвестор крупнейшей международной инвестиционной компании PIMCO. Родился в 1958 году в Нью-Йорке в семье египетского дипломата. В детстве жил в Египте; в 1968 году его семья вновь переехала в Нью-Йорк. Пройдя обучение в различных учебных заведениях Каира, Нью-Йорка, Парижа, а также Англии, он вернулся в Нью-Йорк и в 1983-м получил должность в представительстве Международного валютного фонда в Вашингтоне. С начала карьеры он занимал важнейшие посты в различных организациях, в том числе и в консультационном совете при Минфине США, а в 2012 году президент страны Барак Обама назначил эль-Эриана президентом Международного совета по развитию. Неоднократно публиковался в ведущих экономических и политических СМИ.

* «Унести чашу с пуншем, когда вечеринка только вошла в разгар» (‘Take away the punch bowl just as the party gets going) — фраза, которой охарактеризовал политику ФРС девятый председатель Федерального резервного банка США Уильям Макчесни Мартин, имея в виду повышение ставки рефинансирования как раз тогда, когда экономика только начала рост.

** Под «нестандартной» политикой монетарных властей США Бернанке имел в виду прежде всего смягчение кредитно-денежной политики наряду с прочими мерами.

Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для


Экономика США растет, несмотря на действия политической верхушки страны, — во всяком случае такую тенденцию наблюдает генеральный директор международной инвестиционной компании PIMCO Мохаммед ЭЛЬ-ЭРИАН. Рост экономики Соединенных Штатов — индикатор тенденции к выздоровлению и восстановлению уверенности на рынках по всему миру. Тем не менее необходимым условием дальнейшего роста экономики эль-Эриан считает отказ Федеральной резервной системы (ФРС) от политики кредитно-денежного смягчения, хоть это и непростая задача. О том, какой видит дальнейшую политику монетарных властей крупнейшей экономики мира, он рассказал в интервью CNBC. — На сегодня ФРС занимается своим делом, центробанки других стран — своим, а рынки в это время растут и, похоже, растут не благодаря действиям Федеральной резервной системы, а потому, что сама экономика проходит некий поворотный момент. Так ли это? — Абсолютно верно. Мы видим признаки выздоровления экономики повсюду: на рынке труда, на рынке недвижимости и прежде всего в отчетности компаний. И в дополнение к фактору выздоровления экономики можно добавить три предположения относительно того, почему рынки чувствуют себя столь уверенно. Предположение первое: ФРС активно участвует в этих процессах и не потерпит крупных сбросов рисковых активов. Второе: ФРС своими действиями заставляет другие центробанки вести более агрессивную политику, и это видно на примере Банка Японии, кардинально сменившего свою стратегию, и Банка Мексики, урезавшего ставку рефинансирования на 50 базовых пунктов. И третье: действия политиков больше не имеют столь весомого значения, как раньше, и мы можем сбросить со счетов политический фактор. Все эти предположения представляются верными, но загвоздка в том, что со временем искусственно поддерживаемый экономический рост должен уступить место росту естественному. Это ключевой фактор для поддержки и укрепления цен на активы. — Это радостно слышать, поскольку в течение последних нескольких недель мы услышали много мрачных прогнозов — к примеру, о том, что в гособлигации, и особенно в бумаги Минфина США, вкладываться не стоит. Один из экспертов даже сказал, что бонды надо продавать и выводить эти бумаги из числа персональных активов и из пенсионных счетов. Что вы думаете по этому поводу? — Во-первых, цены на рынке облигаций устанавливаются искусственно, как и на рынках ценных бумаг и других активов. Ценообразование на них зависит от ФРС. Мы считаем, что в краткосрочной перспективе ставки по 10-летним облигациям Минфина США будут колебаться в коридоре от 1,85% до 2,25%. Что до долгосрочной перспективы, то тем, кто верит в стабильный вариант развития событий, стоит переместить свои активы в рисковые инструменты, а тем, кто не уверен в этом, стоит диверсифицировать свои портфели. — А много ли вы видели инвесторов, которые удаляют гособлигации из своих портфелей, ведь многие говорят о том, что на этом рынке надувается «пузырь»? — Мы не видим скопления средств в этом сегменте рынка. Однако мы наблюдаем другое явление — обнадеживающий приток средств во взаимные фонды акций. Так, за последние девять недель этот приток составил 36 миллиардов долларов. Чтобы пояснить, насколько это много, скажу: этот приток полностью скомпенсировал отток средств за последние лет. Инвесторы возвращаются на рынок акций — тем не менее средства, вкладываемые в ценные бумаги, они берут либо из наличных, либо из других источников, но не из бондов. Так что «великого разворота», о котором так много говорят, мы пока не наблюдаем. — Если ФРС откажется от дальнейшего смягчения кредитно-денежной политики и начнет продавать среднесрочные и долгосрочные гособлигации, то поворот на рост экономики усилится. А если он вырастет, то и кредитование станет более активным, поскольку прибыли, в частности по ипотеке, тоже пойдут вверх. И тогда ФРС будет поднимать базовую ставку, полагая, что замедляет экономику, хотя на самом деле она будет стимулировать экономический рост. И поэтому, если ведомство откажется от смягчения кредитно-денежной политики, ему надо будет сохранить нейтральный формат действий. Вы согласны с этим? — Да, согласен. Дело в том, что, искусственно меняя цены, ФРС влияет на поведение инвесторов. Но важно то, что ФРС также своими действиями меняет поведение инвесторов и по всему миру. Это очень хрупкий баланс, и поэтому отход от действующей политики — очень непростая задача для любого центробанка. Напомню, отказываясь от смягчения кредитно-денежной политики, ведомство не только отказывается от политики скупки ценных бумаг — оно также отказывается от главенствующей и направляющей роли и от поддержания ставки рефинансирования на нулевой отметке. Поэтому если ФРС решится отойти от своей политики — а как нам кажется, случится это не сейчас, — то переход этот будет невероятно сложным. Кроме того, монетарные власти должны будут осуществить этот переход скоординированно с центробанками других стран, которым также приходится выполнять задачи, схожие с теми, что занимается ФРС. — Этот искусственный цикл роста цен выглядит «раздутым», как на стероидах: посредством монетарной политики ФРС искусственно повышает цены на активы, и когда ведомство выйдет из этого «стероидного» цикла, то не будет ли это подобно тому, когда «уносят чашу с пуншем, едва вечеринка вошла в разгар»?* Ведь даже если посмотреть на динамику роста активов, в том числе и бондов, то сложившаяся ситуация развивается прямо как по учебнику. Вы согласны с этим? — Моя реакция на это — «Да, но…» Позвольте объяснить, почему «но». Первое «но» — то, что, в отличие от прошлого, наша экономика значительно сильнее ослаблена. Мы еще не исправили множество структурных проблем, которые накопились за годы кризиса, поэтому со структурной точки зрения мы еще слабы. Иными словами, мы в состоянии идти, но бежать пока что не можем. Поэтому, если убрать стимулирование, это будет не то. Вторая проблема в том, что мы не вполне пока понимаем того, что Бернанке назвал причинами и рисками проводимой нестандартной политики**. Причины и риски нестандартной политики — в том, что на сегодня ФРС использует как инструмент влияния не только ценообразование, но и собственно смягчение кредитно-денежной политики. Словом, вопросов тут много, и нам остается только учиться новому по мере того, как мы продвигаемся вперед. Биография Мохаммед эль-Эриан (Mohamed El-Erian) — глава и соинвестор крупнейшей международной инвестиционной компании PIMCO. Родился в 1958 году в Нью-Йорке в семье египетского дипломата. В детстве жил в Египте; в 1968 году его семья вновь переехала в Нью-Йорк. Пройдя обучение в различных учебных заведениях Каира, Нью-Йорка, Парижа, а также Англии, он вернулся в Нью-Йорк и в 1983-м получил должность в представительстве Международного валютного фонда в Вашингтоне. С начала карьеры он занимал важнейшие посты в различных организациях, в том числе и в консультационном совете при Минфине США, а в 2012 году президент страны Барак Обама назначил эль-Эриана президентом Международного совета по развитию. Неоднократно публиковался в ведущих экономических и политических СМИ. * «Унести чашу с пуншем, когда вечеринка только вошла в разгар» (‘Take away the punch bowl just as the party gets going) — фраза, которой охарактеризовал политику ФРС девятый председатель Федерального резервного банка США Уильям Макчесни Мартин, имея в виду повышение ставки рефинансирования как раз тогда, когда экономика только начала рост. ** Под «нестандартной» политикой монетарных властей США Бернанке имел в виду прежде всего смягчение кредитно-денежной политики наряду с прочими мерами. Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для
0
Другие новости

Это может то, что вы искали