Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень заявил, что правительство уже приняло решение продлить программу субсидирования ипотечной ставки до конца 2016 года. О том, почему этого срока недостаточно, а также насколько необходимы дополнительные меры поддержки рынка ипотеки, в интервью Банки.ру рассказала директор департамента розничных кредитных продуктов СМП Банка Наталья КОНЯХИНА.
— Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень 10 февраля в ходе конференции «Итоги рынка недвижимости в 2015 году» заявил, что госпрограмма поддержки ипотеки продлена до конца 2016 года. Банки уже уведомлены об этом?
— Пока у нас нет такой информации. Действительно, прозвучало заявление, что программу должны продлить. Это хорошая новость для рынка, поскольку предыдущие обсуждения поддержки рынка были неоднозначными. Например, субсидирование первоначального взноса — мера, с одной стороны, благая. Но, как показывает практика, это влечет за собой большие риски просрочки. Если клиент не вкладывает свои деньги в покупку квартиры, он к ней и относится как к арендному жилью. Второй момент — первоначальный взнос можно было бы использовать как на приобретение первичной, так и на покупку вторичной недвижимости. Люди, скорее всего, предпочли бы отнести средства не в «первичку», а на вторичный рынок. Поскольку в таком случае, что называется, «заезжай и живи». Тогда первичный рынок вообще бы обрушился. Поэтому, если бы программу не продлили, кризис на рынке недвижимости стал бы еще сильнее. Не секрет, что рынок и так сильно упал. Но если перестать поддерживать первичный рынок, то, мне кажется, многие стройки вообще бы встали. А в этом случае пострадали и смежные сферы, в частности рынок строительных материалов. А сейчас худо-бедно отрасли продолжают жить и эти деньги уходят в экономику. На мой взгляд, решение о продлении программы абсолютно правильное.
— Нет ли у вас в таком случае впечатления, что программа направлена исключительно на поддержку строительной отрасли? Банкам ее продление как-то поможет?
— Это поддержка прежде всего застройщиков, но в их финансировании содержится мультипликативный эффект. Если бы финансировали вторичный рынок, деньги бы осели на руках у частных лиц и не дошли до экономики.
Что касается банков, если сравнить с прошлым годом, для них сейчас более интересная ситуация. Фондирование сейчас не такое дорогое, как в прошлом году. В 2015 году программа для банков несла больше репутационный, социальный эффект, главной задачей было не упустить рынок. Ставки фондирования были настолько высокими, что для многих эта программа работала если не в убыток, то уж точно не в прибыль.
— При какой марже банкам интересно работать с ипотекой?
— Ипотека — низкомаржинальный продукт. Если маржа 2,5—3% — уже хорошо.
— Ожидаете ли вы снижения ставок по ипотечным продуктам?
— СМП Банк приостанавливал ипотечное кредитование, с третьего квартала 2015 года мы его возобновили. Ставки в банке сейчас рыночные, на уровне 14%. Но мы не работаем по госпрограмме. Мы ждали решения правительства о продлении и в этом году готовы вступить в программу, сделать ставки на кредиты на новостройки на уровне 12%. По «вторичке» мы также рассматриваем возможность снижения ставок.
— Достаточно ли для программы господдержки ипотеки срока действия до конца 2016 года?
— Мне кажется, недостаточно. Нужно смотреть, как будет развиваться экономика. Все надеялись, что до конца 2015 года рынок более-менее восстановится. Но пока его штормит. Сейчас мы понимаем, что этот кризис затяжной и восстановление будет долгим. У меня нет ощущения, что до конца года рынок восстановится.
— По итогам 2015 года рынок ипотечного кредитования просел, по разным данным, на 30—40%. Каких результатов вы ожидаете в 2016 году?
— Если объемы выдач ипотеки банками сохранятся на уровне прошлого года, уже неплохо. С одной стороны, ставки по ипотечным кредитам действительно снижаются. Есть мнение, что сейчас удачное время взять ипотеку. Но с другой — не стоит забывать о том, что заемщики сейчас не уверены в своей платежеспособности, доходах, сохранении рабочих мест. Этот фактор может быть отталкивающим при принятии решения об ипотечном кредите.
— Нужны ли дополнительные меры по поддержке ипотеки, помимо госпрограммы?
— Если человек будет уверен, что его не сократят, не уволят и не урежут зарплату, при текущих ценах на жилье и ставках он возьмет кредит. Это вопрос уверенности в своем финансовом положении.
— Что касается СМП Банка, какие у вас планы по выдаче ипотечных кредитов на 2016 год?
— Планы у нас осторожные. Мы не видим такой емкости рынка, чтобы совершить какой-то прорыв.
— Сколько у СМП Банка ипотечных кредитов, выданных в валюте?
— Примерно 300 штук. Мы встречаемся, общаемся с такими заемщиками, обсуждаем индивидуально каждую ситуацию. Понятно, что у всех она разная. У кого-то хлеб черствый, а у кого-то жемчуг мелкий. За каждым кредитом какая-то судьба.
— В СМИ звучали мнения, что банки могут простить валютным заемщикам их долги. Как вы к этому относитесь?
— Это утопия.
Беседовала Анна БРЫТКОВА,