В четверг, 28 января, в России наконец появился Почта Банк, созданный на базе «дочки» ВТБ 24 – Лето Банка. Кредитная организация, рассчитанная на массовых клиентов, в ближайшие годы должна стать одним из крупнейших банков России. Объем инвестиций группы ВТБ за восемь лет составит 47 млрд рублей. О перспективах нового амбициозного проекта порталу Банки.ру рассказал президент — председатель правления ВТБ 24 Михаил ЗАДОРНОВ.
— Депозиты, расчетные продукты будут основными для Почта Банка?
— Не только. Будут и кредитные продукты. То есть текущие счета, депозиты, карты дебетовые и кредитные, платежи, переводы. Потому что есть ведь существующий финансовый бизнес на Почте, он становится наряду с бизнесом Лето Банка одним из основных для Почтового Банка. А для Почты России ключевые вопросы — это доставка пенсий, соответственно, пенсионерам, текущий счет, депозит, дебетовая карта, кредитная карта, платежи и переводы. Кредитные продукты также рассматриваем, но гораздо более осторожно, поскольку период такой и такая клиентская аудитория.
— Какой рост депозитной базы вы ожидаете от Почта Банка в этом году?
— Большого роста мы, безусловно, в 2016 году не ожидаем. Это будет несколько миллиардов рублей (по итогам 2015 года депозитный портфель Лето Банка составил 2,6 млрд рублей. — Прим. ред.). На следующей неделе на заседании наблюдательного совета мы будем это обсуждать, но исходя из наших текущих планов речь идет о наращивании депозитной базы до уровня примерно 600 миллиардов рублей только населения, без малых предприятий. Что касается кредитного портфеля, здесь порядок цифр — 400—450 миллиардов рублей. То есть размер депозитной базы будет больше, и Почта Банк должен стать донором для группы ВТБ с точки зрения ликвидности.
— Какую долю на рынке розничного банковского бизнеса планирует занять банк?
— Мы это будем уточнять. К сожалению, сейчас в силу кризиса меняются наши представления о темпах роста банковского сектора в целом. Поэтому я вам назвал примерные объемы. А какая это будет доля, мы посмотрим. В первом полугодии 2016 года мы должны завершить подготовку стратегии развития почтового банка. Эта стратегия – ответ на все вопросы. Мы сейчас разрабатываем розничную стратегию всей группы ВТБ и включим Почта Банк в этот периметр. Но цели должны быть достаточно серьезные, потому что все-таки проект масштабный. И это будет серьезная доля рынка. Ясно, что банк должен быть сначала в топ-20, а дальше будем смотреть по следующим целям.
— На пресс-конференции вы рассказали, что 350 тысяч сотрудников Почты в рамках зарплатного проекта будет обслуживаться в Почта Банке. Какие преференции они получат с точки зрения обслуживания?
– Перевод сотрудников Почты на обслуживание в банк будет постепенным, по мере развертывания по стране. Сейчас у Лето Банка есть 2 миллиона своих клиентов. Поэтому априори получается примерно 2,5 миллиона розничных клиентов. Но у Лето Банка нет зарплатных проектов, так что для банка это новый продукт. Вполне возможно, что ставки по кредитам будут пересмотрены в сторону снижения. Безусловно, банк предложит какие-то дополнительные бенефиты для сотрудников, потому что у каждого такого крупного предприятия есть своя специфика. Будут определенные особенности, которые должны не просто административно побуждать людей получать зарплату на карточки Почта Банка, но и делать это экономически выгодным.
— Какого проникновения продуктов среди зарплатных клиентов вы ожидаете?
— В банковской рознице всегда цель иметь два с половиной, а лучше три продукта на одного клиента. Это такая стратегическая цель.
— Вы ожидаете снижения ключевой ставки 29 января на заседании совета директоров Банка России?
— Не ожидаю.
— Оставят без изменения?
— Это наиболее вероятно, хотя решение за ЦБ.
— Сейчас некоторые банки, правда, пока это единичные случаи, отказываются от валютных вкладов. Что вы думаете по этому поводу?
— Мы не будем отказываться от валютных вкладов. Отказываться — значит фактически не удовлетворять потребности клиентов. Просто мы исходим из того, что, как и в предыдущие периоды таких резких валютных колебаний, сначала произойдет успокоение на нефтяном, а потом на валютном рынке. И с успокоением на валютном рынке — неважно, на каком уровне оно произойдет, — будет постепенно происходить дедолларизация, то есть увеличение доли рублей в остатках у населения. Напомню, перед кризисом 2008 года валюта составляла всего 14% в общих средствах населения банковской системы. В прошлый кризис она достигала примерно 36% в целом по системе, потом упала до 18% за более спокойные четыре года курсовой динамики. Сейчас она 30% по системе. Меньше, чем была в феврале — марте 2009 года. Но для того, чтобы эта доля снижалась, должна наступить некоторая стабилизация курса. Поскольку сейчас все равно многие клиенты считают, что валюта — лучший способ сбережений.
— В линейке Почта Банка будут валютные вклады?
— Конечно. Но я думаю, что в Москве у нас искаженные представления: все-таки в небольших городах среди пенсионеров, среди молодежи рубли имеют гораздо большую долю. А Почта Банк, как и «Лето», будет ориентироваться на массовый сегмент.
— Как уже было озвучено, инвестиции группы ВТБ составят 16—20 миллиардов рублей на 2016 год. Какое направление потребует самых больших расходов?
— Это инфраструктурные инвестиции, переоборудование. Эти расходы мы будем нести вместе с Почтой России. Это переоборудование так называемых окон почтовых отделений, то есть рабочих мест сотрудников, ребрендинг и чисто банковское оборудование: банкоматы, терминалы, каналы связи и IT. Но, как сказал гендиректор Почты России Дмитрий Страшнов на пресс-конференции, мы будем комбинироваться — в эту модернизацию будут вкладывать деньги и Почта России, и сам Почта Банк. Вот эти совокупные инвестиции по определенному плану будут обновлять сотню за сотней почтовых отделений по стране.
— Сколько сотрудников будет в Почта Банке?
— Мы не считали пока. В Лето Банке сейчас работают 6,5 тысячи человек. Я скажу так: если мы предполагаем за три года открыть 20 тысяч окон в отделениях Почты, то 20 тысяч сотрудников и сегодняшние 6 тысяч… Вот как минимум 25—26 тысяч сотрудников будет при модельном развитии проекта.
— По итогам 2016 года вы ожидаете нулевую прибыль Почта Банка. А в 2017 году?
— Мы примерно предполагаем, что прибыль «летней» части бизнеса должна компенсировать первоначальные убытки почтовой части. Тем более что активная работа банка начнется во втором полугодии. В 2017 году будут достаточно большие инвестиции в последующее развертывание филиальной сетки (в 2016 году будет открыто не менее 6,5 тыс. окон банка в 3,5 тыс. почтовых отделений. В первые три года после создания банка будет открыто более 20 тыс. окон в 15 тыс. почтовых отделений. — Прим. ред.). Но в 2017 году, с моей точки зрения, должна быть небольшая прибыль. Но наиболее уверенно я сказал бы, что третий год существования Почта Банка — это уже с большей уверенностью прибыль.
— А какие риски вы видите? Что может помешать успешному развитию банка?
— Мы видим целый ряд серьезных рисков, но не собираемся их публично обсуждать.
— Это связано с макроэкономикой?
— Это большой проект, большой коллектив Почты России, происходит процесс модернизации очень крупной структуры. Он содержит в силу масштаба много рисков. Но мы надеемся их преодолеть. Мы совершенно четко понимаем, но это не предмет публичного обсуждения. Но это не макроэкономические риски. Как раз финансовая модель Почты России абсолютно понятна, устойчива, последние два года у компании хорошие финансовые показатели. Мы понимаем, сколько они зарабатывают на финансовых услугах, и часть этого бизнеса уходит в Почта Банк.
Беседовали Анна БРЫТКОВА, Наталья РОМАНОВА,