Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) первым из российских рейтинговых агентств подало заявку на включение в реестр ЦБ. О том, будет ли агентство работать не только в России, но и на внешних рынках, не опасаются ли в агентстве, исходя из его статуса, давления государства и когда можно ожидать возобновления роста российской экономики, в интервью Банки.ру рассказала генеральный директор АКРА Екатерина ТРОФИМОВА.
— Лично вам тяжело далось решение об уходе из правления Газпромбанка и переходе в АКРА?
— Работа в команде одного из ведущих банков страны, безусловно, была для меня бесценным опытом. Было реализовано много интересных проектов, и удалось поработать вместе с настоящими профессионалами. Решение возглавить новое рейтинговое агентство стало логичным продолжением моей предыдущей работы в одном из трех крупнейших мировых рейтинговых агентств в Европе (Standard & Poor`s. — Прим. ред.) и накопленного опыта работы в России. За первые месяцы работы АКРА нам удалось не только полностью выстроить операционную деятельность, но и стать первым и пока единственным агентством, подавшим заявку в Банк России на включение в реестр кредитных рейтинговых агентств.
— Сформирована ли уже полностью команда агентства или планируется еще расширять штат?
—В настоящий момент в агентстве работают около 30 человек. Важно заметить, что эта цифра включает в себя как аналитический персонал, так и сотрудников бизнес-подразделения. Сейчас набран необходимый штат для начала рейтинговой деятельности, к которой мы готовимся приступить после внесения агентства в реестр Банка России.
Штат АКРА будет расширяться, и дальнейшая динамика численности сотрудников (прежде всего, аналитиков) будет определяться развитием клиентского портфеля — чем быстрее он будет расти, тем быстрее мы будем привлекать новых аналитиков. Отмечу, что мы не прекращаем процесс собеседований, формируем условный кадровый резерв. Это делается с прицелом именно на будущее развитие бизнеса АКРА.
— В совете директоров АКРА представители США, Австрии, Люксембурга, а председателем совета директоров является Карл Йоханссон, который ранее работал в Москве в качестве управляющего партнера «Эрнст энд Янг» в СНГ и являлся координатором консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Почему именно таков состав совета директоров и планируется ли его расширение?
—При формировании совета директоров перед нами стояла довольно сложная задача — необходимо было обеспечить максимальную независимость этого органа управления (в том числе от акционеров агентства) и найти людей с богатым опытом рейтингового бизнеса. Поиск велся без преувеличения во всем мире, и первоначальный список кандидатов был вдвое больше. В результате агентство получило совет директоров, члены которого имеют богатейший опыт аналитической деятельности, работы с регулирующими органами финансового надзора и бизнес-развития. На данный момент расширение совета не планируется.
Отдельно отмечу, что, помимо своих непосредственных функций, члены совета директоров регулярно проводят тренинги для сотрудников и в рамках живого общения делятся с ними опытом и своими аналитическими секретами.
— Как указано на сайте агентства, главная задача АКРА — обеспечение российского рынка качественным рейтинговым продуктом. Планируется ли, что АКРА будет выдавать рейтинги, которые будут признаваться на международном рынке, и работать не только по национальной, но и по международной шкале?
— АКРА прекрасно понимает преимущества и недостатки работы исключительно по национальной шкале. Для начала своей деятельности мы выбрали именно этот подход, поскольку это одно из ключевых требований российского законодательства о рейтинговой деятельности. Я, безусловно, считаю такой подход одним из наших конкурентных преимуществ, поскольку мы будем обеспечивать инвесторов качественным, глубоким анализом российского кредитного риска.
В среднесрочной перспективе мы видим себя не исключительно внутрироссийским агентством, а рассматриваем в качестве потенциальных рынки Евразийского экономического союза и БРИКС. Механику присутствия на них обсуждать преждевременно, но при работе в нескольких странах наличие международной шкалы выглядит логичным.
— Вы отмечали, что ожидаете получения решения ЦБ РФ по аккредитации АКРА для включения в реестр кредитных рейтинговых агентств в начале июня и начинаете переговоры с потенциальными клиентами. Ведет ли АКРА уже переговоры с клиентам? С каким количеством клиентов, по вашим оценкам, может сотрудничать АКРА на первоначальном этапе?
— Замечу, что данное заявление было сделано представителями Банка России, а мы со своей стороны прикладываем все усилия для качественного взаимодействия с регулятором по вопросу рассмотрения нашей заявки.
Что касается переговоров, мы уже проводим ознакомительные встречи с клиентами, которые проявили заинтересованность в сотрудничестве. Они больше касаются нашего методологического подхода и общих принципов рейтинговой деятельности. Мы только сейчас начинаем обсуждение возможных коммерческих условий нашего сотрудничества с потенциальными клиентами. Наш блок развития бизнеса проводит постоянный мониторинг потенциального спроса на услуги агентства все последние месяцы. Могу сказать, что мы оцениваем этот спрос как довольно высокий. Аналитический блок АКРА готов к такой нагрузке.
— Очевидно, что международные рейтинговые агентства сокращают свой бизнес в России. Как отразится на рейтингах наших компаний в России или за рубежом решение покинуть рынок того или иного игрока? Насколько вероятен уход «большой тройки» из России?
— Этически и профессионально мне не совсем корректно комментировать решения коллег по цеху. Мое личное мнение, которое я не раз озвучивала, состоит в том, что международные агентства не сокращают, а продолжают развивать свою деятельность в России. Скорее, речь идет об изменении структуры рейтингового рынка и его сегментации в России. В связи со вступлением в силу федерального закона 222-ФЗ использование рейтингов по международной шкале в России будет крайне ограниченным, но остаются актуальными западные и восточные рынки капитала, для привлечения финансирования на которых необходим кредитный рейтинг по международной шкале.
— В России действует сразу несколько локальных рейтинговых агентств — НРА, RAEX, RusRating. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, существование такого количества российских рейтинговых агентств? Рассматривает ли АКРА в перспективе возможность приобрести какое-либо агентство?
— Я придерживаюсь той точки зрения, что национальные агентства должны прежде всего соответствовать регулятивным требованиям. Это обязательное условие для качественной работы. Оценивать соответствие должен регулятор при подаче агентствами заявки на внесение в реестр.
Создание АКРА с первого дня было проектом «с чистого листа» в целях максимального соответствия нормативным требованиям и изначально высокого стандарта качества аналитической работы. Мы не закрыты для предложений, но принимать решения о возможных приобретениях или объединениях АКРА будет только после детального анализа экономической целесообразности сделки. На данный момент таких переговоров мы не ведем.
— Что вы думаете по поводу законодательной базы в отношении рейтинговых агентств в России? Требует ли она доработки и в чем именно?
— Это один из ярких успешных примеров законотворчества последнего времени. При подготовке этой базы были учтены как передовой мировой опыт, так и особенности российского финансового рынка и существующего регулятивного поля. На текущий момент регулятивная база сформирована не полностью, и Банк России осуществляет разработку ряда подзаконных актов. Эта работа ведется при эффективном участии рейтинговых агентств и экспертов, в частности, в формате экспертного совета по рейтинговой деятельности при Банке России.
— Вы отмечали, что не чувствуете давления со стороны российских госведомств. Как вы намерены противостоять давлению, если оно появится?
— АКРА — частная, независимая аналитическая структура. Система корпоративного управления и внутренние процессы в агентстве выстроены таким образом, чтобы не допустить вмешательства в его деятельность. Внешнее давление дискредитировало бы саму суть рейтинговой модели. Ни я, ни другие сотрудники АКРА не будут работать под давлением. Мы собрались, чтобы строить настоящее рейтинговое агентство. Безусловно, будут и недовольные получаемыми рейтингами, но в таком случае у клиента останется право на апелляцию, право не публиковать рейтинговое заключение и разорвать коммерческие отношения.
— Планирует ли АКРА сотрудничать с азиатскими партнерами, в частности с азиатскими инвесторами и клиентами?
— Для АКРА работа с инвесторами вне зависимости от их географической привязки является одним из главных приоритетов. Основные клиенты агентства — это не эмитенты, а инвесторы, поскольку именно они принимают инвестиционные решения и могут использовать при этом кредитные рейтинги. Именно признание инвесторов является определяющим для развития любого рейтингового агентства.
— АКРА заявляла, что уже к лету сложится профицит ликвидности на банковском рынке. Как это изменит ситуацию в банковской системе и в экономике в целом?
— В банковской системе изменится структура активов и пассивов: в активах вырастет доля размещений в Банке России, в пассивах — доля привлечений от населения и организаций. Темп снижения ключевой ставки будет ниже, чем мог бы быть, так как смягчение условий кредитования будет происходить в результате перемещения коротких рыночных ставок в нижнюю часть процентного коридора Банка России. В некотором смысле бюджетная политика сейчас является одним из самых важных факторов денежно-кредитной политики.
— Как вы оцениваете ситуацию в российской экономике? Можно ли ожидать возобновления ее роста в 2017 году?
— Адаптация к шоку платежного баланса все еще продолжается. В реальном выражении продолжают снижаться инвестиции, располагаемые доходы населения, розничный товарооборот. Адаптация, если не случится дополнительных шоков, продолжится почти до конца 2016 года. Это не означает, что в 2017 году, подобно 2010-му, начнется восстановительный рост, ведь текущий спад не является циклическим. Избежание продолжительной стагнации после 2017 года могло бы быть связано, например, с улучшением перспектив экономик основных торговых партнеров ЕС и СНГ, которые пока остаются неопределенными.
Беседовала Анна БРЫТКОВА,