Почему в России такая низкая инфляция? Не помешает ли она экономическому росту? И почему даже при рекордном падении цен в августе практически не увеличились реальные доходы населения?
— За счет чего в августе была достигнута рекордная дефляция минус 0,5%?
— Такое замедление инфляции в значительной степени связано с продолжением сезонной дефляции в сегменте плодоовощной продукции. Так, по итогам августа снижение цен по данной категории составило 15,5% год к году. Для сравнения: годом ранее было 8,9%. Фактически мы наблюдаем отложенный эффект снижения цен в связи с тем, что новый урожай в текущем году позже обычного поступает на рынок. Кроме того, свой позитивный вклад в динамику инфляции продолжает вносить фактор относительно стабильного курса рубля и сдержанных темпов восстановления потребительского спроса.
— Сейчас годовая инфляция в России достигла 3,3% — это существенно ниже таргета ЦБ в 4%. Не угрожает ли столь низкая, по российским меркам, инфляция росту экономики?
— Согласно последним оценкам Банка России, инфляция замедлилась даже до 3,2% год к году по итогам августа после 3,9% в июле, находясь на минимальных значениях за историю наблюдений. Базовая инфляция также находится на минимальном значении (3% год к году по сравнению с 3,3% в прошлом месяце). Стоит отметить, что текущее снижение показателя индекса потребительских цен ниже таргетируемого значения должно рассматриваться через призму сезонных факторов, о чем я говорил ранее. По мере исчерпания действия временных факторов инфляция будет расти. Что касается перспектив роста российской экономики, то сейчас однозначно можно сказать: сложившаяся инфляция не только не мешает росту экономики, а, скорее, помогает ему. Так относительно низкая и стабильная инфляция расширяет инвестиционные горизонты планирования, снижает уровень экономической неопределенности.
— Почему при рекордно низкой инфляции в России продолжается падение реальных доходов населения?
— Возможными причинами сложившейся динамики реальных доходов населения является «отставание» в части индексации социальных трансфертов.
— Стоит ли монетарным властям принимать меры по повышению инфляции до таргета в 4%, если она останется на нынешнем уровне или снизится в район 3%?
— На наш взгляд, текущая денежно-кредитная политика российского регулятора сохранится. В случае же закрепления инфляции в районе 3% повышается вероятность более раннего по срокам приближения ключевой ставки Банка России к условной цели в 6,5—7%.
— Каков ваш прогноз по инфляции по итогам 2017 года и возможен ли обещанный правительством рост экономики на 2%?
— На конец текущего года, по нашим оценкам, инфляция составит 3,5—3,6%. Экономический рост мы оцениваем несколько ниже, чем правительство, — в 1,6%.
— Является ли уровень инфляции ключевым фактором, влияющим на рост ВВП России?
— Едва ли. Большую значимость для экономики России имеют потоки капитала, а также внешняя конъюнктура — состояние товарно-сырьевых рынков и геополитика.
Беседовала Анна ПОНОМАРЕВА,