Глава ВТБ 24 Михаил Задорнов рассказал порталу Банки.ру, почему принял предложение возглавить «ФК Открытие», какие задачи перед ним поставил ЦБ, стоит ли ожидать прихода команды из группы ВТБ в санируемый банк и есть ли кризис в системе.
— На какой срок рассчитан ваш контракт и какие задачи ставит перед вами на этом посту Банк России как главный собственник?
— Пока нет никакого контракта, но то, что мы обсуждаем, — это перспективу в три-четыре года для того, чтобы стабилизировать сначала работу организации, которую докапитализирует ЦБ после временной администрации. Затем — выведение банка сначала в «плюс», построение самой бизнес-модели, а затем — продажа акций инвесторам, частным инвесторам, институциональным инвесторам. Но вот эта уже задача будет зависеть от ситуации в банковской системе, нужно будет подстраиваться под ситуацию на рынке, которая будет через три-четыре года.
— Эльвира Набиуллина отметила, что у вас в KPI основной вашей обязанностью будет быстрое выведение банка на рынок.
— Безусловно. Что интересно мне и моей новой команде — это то, что KPI будут абсолютно рыночные. То есть это прибыль, доля рынка, это в конечном счете реализация акций инвесторов — что невозможно, если сама финансовая группа не будет интересна для инвестиций. То есть это должен быть прибыльный бизнес.
— Как именно принималось решение о вашем переходе в «Открытие»? Как его воспринял глава ВТБ Андрей Костин?
— Я не буду здесь рассказывать подробности. Мне предложили эту позицию, причем весь этот разговор произошел только в августе. После не самого продолжительного размышления с учетом именно сложности задач и их масштаба я понял, что это сложный, но очень интересный вызов. И ситуация важна не только для банка «ФК Открытие», но и для финансовой системы страны. Конечно, я кое с кем из менеджеров посоветовался из нашей команды. Андрея Леонидовича (Костина. — Прим. ред.) я проинформировал до того, как эта ситуация стала публичной. Мы с ним оговорили, что в данной ситуации это очень правильное решение.
— Будет ли «ФК Открытие» дальше санировать банк «Траст», или его судьба будет решаться отдельно?
— Нет, «ФК Открытие» не просто будет санировать банк «Траст», а завершит его санацию и присоединит к себе.
— Как вы оцениваете текущее финансовое состояние «ФК Открытие»?
— Я не могу оценивать текущее состояние банка «Открытие», у меня есть некоторые экспертные оценки по отдельным активам. Для того чтобы оценивать, необходимо находиться внутри процесса. Как раз есть время до конца года и пара месяцев для того, чтобы понять реальное положение дел.
— Какие меры вы считаете первоочередными для восстановления доверия частных и корпоративных клиентов к банку?
— Я хочу сказать, что сейчас нет серьезного оттока средств. После объявления о санации через Фонд консолидации (банковского сектора) клиенты ведут себя очень спокойно. Сегодняшним объявлением мы рисуем им понятную перспективу с точки зрения управления банком. Но сейчас очень важно все-таки показать те продукты и проанализировать тот продуктовый ряд, который сделает для клиентов привлекательной работу с банком «ФК Открытие». У него довольно много клиентов в регионах, обслуживаются отдельные компании, это же группа из шести банков. Мы должны сделать услуги банка только более привлекательными.
— Как вы взаимодействуете и будете взаимодействовать с прежними владельцами и нынешними топ-менеджерами банка?
— С прежними владельцами банка «Открытие» будет взаимодействовать ЦБ, временная администрация. В данном случае такая непростая роль у регулятора. Это их задача — оценить реальную стоимость активов и принять решение по прошлым акционерам. А задача уже нового сформированного правления будет в том, чтобы строить бизнес-модель. Я думаю, мы, конечно, не избежим взаимодействия с прошлыми акционерами по каким-то заранее принятым решениям, но это уже будет такое абсолютно рабочее взаимодействие.
— Следует ли ожидать прихода в «ФК Открытие» команды из ВТБ 24?
— Это мы не обсуждали. Команда, наверное, будет формироваться из тех, кто сейчас работает в «Открытии», из части менеджмента ВТБ 24, группы ВТБ. Но это покажет кадровый анализ. Пока мы в группе ВТБ занимаемся проектом интеграции двух банков и сконцентрированы на этой задаче, и наша цель — завершить ее до конца года, поскольку в группе ВТБ в разы больше клиентов, чем в «Открытии», если говорить о банковском бизнесе.
— Стоит ли перед вами задача найти банку новых частных собственников и если да, то в какие сроки?
— Конечно, мы ставим задачу найти частных собственников, но сначала нужно сделать этот актив привлекательным. Примерно через два-три, может, четыре года. Пока рано загадывать.
— Что будет с «Рокетбанком» и «Точкой»?
— Это, по сути, уникальные каналы новой клиентской базы, и, конечно, нужно их использовать. Банк «Открытие» вообще очень силен с точки зрения инвестиционных каналов и технологий. Здесь нужно максимально проанализировать то, что есть, а потом использовать.
— Можно ли назвать кризисной ситуацию в секторе, в котором крупнейшая частная банковская группа потребовала санации? Как вы в общем оцениваете состояние банковской системы в стране? Все говорят про рекордную прибыль по итогам года, а такой банк, как «ФК Открытие», рушится.
— Во-первых, не рушится, а меняют акционеров. Важно здесь быть точными в дефинициях. Вхождение Центрального банка не дало банку обрушиться, у него сохранилась клиентская база. Банк продолжает свою работу, это главное. Он пошатнулся, но был по факту спасен. С моей точки зрения, когда такие серьезные игроки, как «Югра» и «Открытие», попадают в такую ситуацию, это серьезный звонок. Но надо понимать, в какой ситуации это происходит. В принципе, экономика три года не росла, многие бизнес-модели показали свою несостоятельность. Это, в принципе, обычная вещь. Если бы был экономический рост, все было бы гораздо проще, ведь банковская система — это отражение реальной ситуации в экономике. Я бы не сказал, что это кризис в банковской системе, но ситуация сама по себе достаточно тревожная.
Беседовала Наталья СТРЕЛЬЦОВА, , Сочи.