Глава временной администрации Промсвязьбанка рассказал о его нынешнем положении и перспективах
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Глава временной администрации Промсвязьбанка Пётр Фрадков дал подробное интервью газете «Коммерсантъ», в котором объяснил, как одна из крупнейших кредитных организаций страны станет опорным банком оборонзаказа, и как новый статус скажется на её клиентах. Bankinform.ru сделал подборку ключевых цитат.
Санация: расплатимся с ЦБ уже в этом году
До конца мая банк должен быть передан государству и готов выполнять новые задачи [сейчас он принадлежит АСВ, государственным станет после перехода к Росимуществу - Bankinform.ru].Финансовые результаты 2017 года не являются показательными и обусловлены во многом действиями предыдущего менеджмента банка. Сегодня нужно решить вопросы, связанные с передачей части проблемных активов в так называемый банк непрофильных активов… Могу сказать, что часть плохих активов передадим в ближайшее время, а определённая часть останется, но под них будут созданы необходимые резервы, чтобы банк с этими активами мог работать дальше. Моя задача - чтобы банк был готов к работе, был полностью докапитализирован с учетом необходимого запаса прочности и соблюдения нормативов ЦБ.
В режиме санации ЦБ предоставил достаточно большой объем средств - 330 млрд рублей. Мы, кстати, досрочно начинаем его погашать - в марте, например, уже выплатили 100 млрд рублей. Остальное погасим в течение 2018 года за счёт средств, полученных от АСВ [агентство выкупило допвыпуск акций Промсвязьбанка на сумму в 113 млрд рублей - Bankinform.ru] и за счёт депозитов с рынка, наших старых и новых клиентов. Это то, что будет основным источником ликвидности на ближайшее время. Понятно, что банк будет пользоваться возможностями, которые существуют, с точки зрения дальнейшего фондирования со стороны ЦБ, использования средств федерального назначения, если понадобится. Но, конечно, с учетом стоимости фондирования.
Оборонный, но не только
Есть важный аспект, что банк будет работать в первую очередь как универсальный. То есть он будет сопровождать и существующий гражданский бизнес. Будет работать с физлицами, продолжит успешную практику по линии кредитования и поддержки малого и среднего предпринимательства. Никаких ограничений у нас не будет, а планируемые масштабы деятельности позволяют говорить о продолжении работы банка как системно значимого. Уже сейчас мы видим приток и клиентов, и их средств и по линии розницы, и по линии малого и среднего бизнеса. Даже по крупному бизнесу. При этом у банка появится большой функционал по кредитованию оборонного сектора и сопровождению гособоронзаказа.
Публикация отчётности при этом будет несколько специфичной: отчётность с точки зрения оборонной составляющей раскрываться не будет, а с точки зрения универсального банкинга всё покажем, что необходимо. Наш банк должен соответствовать требованиям ЦБ.
Оборонзаказ: избавим другие банки от западных санкций
Я исхожу из того, что банк должен быть таким, в котором сконцентрируется большая часть средств гособоронзаказа. И делаться это будет для того, чтобы военному ведомству, как самому крупному заказчику вооружений и техники, было проще отслеживать платежи по кооперации. Иными словами, это дополнит функционал действующей системы мониторинга гособоронзаказа, позволит жестко контролировать использование каждого бюджетного рубля. Будут ли в этой схеме присутствовать другие банки? Это уже решит более высокое руководство. Лично у меня нет задачи забрать все их функции…
Промсвязьбанк может получить от других банков связанные с оборонзаказом активы где-то на 600-700 млрд рублей… Будут переданы и пассивы, то есть средства оборонных предприятий. Точную сумму опять же пока сложно назвать. Однако у банка достаточно инструментов и ликвидных активов для привлечения пассивов в необходимых объемах... Понятно, что передача активов должна быть с капиталом. Другого варианта просто нет, потому что это невозможно с точки зрения сопровождения портфеля, его обслуживания. Конечно, банки можно понять - кредитные портфели приносят доход. Кроме того, передача с капиталом может повлечь за собой снижение капитала этих банков. Но если взвесить все за и против, то плата не так уж велика. За возможность продолжать вести бизнес, развивать ключевые направления, зарабатывать, оставаться активными игроками на зарубежных рынках и привлекать капитал. Как показали последние события, вопросы отмены санкций в отношении отдельных компаний могут, как минимум, обсуждаться… На мой взгляд, в интересах банков передать кредитные портфели заёмщиков отдельных отраслей вместе с капиталом как можно скорее для существенного снижения риска включения в SDN-лист.
Санкции: даже при самом плохом раскладе наши клиенты не пострадают
Мы не исключаем того, что, став опорным банком оборонзаказа, Промсвязьбанк попадёт в санкционные списки. Поэтому прорабатываем различные сценарии развития событий. Для нас главное - это безопасность клиентов, всех без исключения. Средний бизнес, розница, малый, оборонка... Так вот, наши клиенты при любом раскладе, даже самом плохом, точно не пострадают: все обязательства перед ними с нашей стороны в части валютной составляющей выполнены. Тут даже вопросов никаких быть не может. При этом, конечно, в какой-то части могут быть ограничения: валютные переводы, действия, связанные с международными платёжными системами. Но мы ведём переговоры с партнерскими банками на случай негативного сценария. С клиентами мы предельно честны: да, если сложности будут, то будет так-то и так-то, чтобы они понимали реальное положение дел.
Доля трансграничных платежей невелика относительно остального бизнеса банка. Во-вторых, мы знаем, как эти возможные потери компенсировать за счет другого вида бизнеса. Будем компенсировать возможные потери в валютных операциях за счет рублевых. На самом деле не так много наших коллег нуждается сейчас реально в валютных счетах. Не так много, как кажется. А третье - мы заранее предупреждаем наших клиентов, что такие риски могут быть, но мы их компенсируем. Клиенты потерь не понесут.
Полную версию интервью можно найти на сайте газеты "Коммерсантъ".