О том, как предприятиям малого бизнеса грамотно подойти к выбору расчетно-кассового обслуживания, рассказал заместитель директора Свердловского филиала Россельхозбанка по работе с МСБ Владимир Балтин
Фото: предоставлено банком
- Владимир Евгеньевич, как малому и среднему бизнесу выбрать банк для РКО правильно?
- В первую очередь, как при выборе банка для кредитования, так и для сохранения средств предприятия, надо смотреть на надёжность финансовой организации. Для индивидуальных предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса одним из критериев надёжности банка является его включение в систему страхования вкладов, а для остальных - кредитные рейтинги, нормативы ликвидности и достаточности капитала. Еще одним из немаловажных моментов при выборе банка являются тарифные планы: для малого бизнеса важно получать качество за разумные деньги.
- Нет ли в этом случае подвоха со стороны банков, если услуга РКО продается за разумные деньги или совсем бесплатно?
- Я понимаю, что многие предприниматели считают, что в таком случае работает поговорка «бесплатный сыр - в мышеловке», но это не для всех случаев. Поскольку банки заинтересованы в привлечении новых клиентов на расчетное обслуживание, то как бонус или комплимент от финансового заведения предлагают новичкам скидки и возможные акции. Приведу простой пример: вы решили приобрести автомобиль. Но прежде чем купить, хотели бы хоть день попробовать его в деле. Это легко сделать. Существуют специальные тест-драйвы, когда салон дает возможность поездить на машине один или несколько дней. Точно также в банках. Акции - это прекрасная возможность для потенциального клиента понять, насколько удобно ему работать именно с этой финансовой организацией. И ко всему прочему, отличная возможность сэкономить.
Так, например, в сентябре в Россельхозбанке стартовала акция «Хорошее начало», в рамках которой Банк предлагает компаниям малого и среднего бизнеса, а именно своим новым клиентам, бесплатное открытие счета в рублях и его обслуживание в течение трех месяцев. В качестве дополнительного преимущества РСХБ отменяет комиссию за три календарных месяца, включая месяц открытия счета, на переводы денежных средств в рублях через системы дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Клиент»/«Банк-Клиент» и «Мобильный банк» на счета в РСХБ и других кредитных организациях. Кроме того, операции по приему и пересчету денежной наличности в рублях в течение одного календарного месяца, в котором был открыт счет, для участников акции также бесплатны. Это специальное предложение действует только до 30 ноября и поэтому в ближайшее время у всех желающих предпринимателей есть возможность существенно сэкономить на расчетном обслуживании.
Ну и для того, чтобы полноценно оценить тариф, нужно понимать, какие операции будут совершены с расчетным счетом. Рекомендую всегда задавать вопрос: что конкретно клиент хочет получить в итоге. Если он планирует просто совершать переводы на свои счета с других банков - это одна история, если заниматься активными транзакциями по счету - другая.
- А от чего зависит выбор РКО?
- Помимо надежности банка и выгодных тарифов предпринимателю имеет смысл поинтересоваться дополнительными услугами, оказываемыми финансовой организацией. В разных банках свои пакеты услуг, но их цель одна - снизить финансовую нагрузку на клиента. При выборе банка для РКО смотреть стоит на наличие таких пакетных предложений и индивидуальных тарифов. Тут все зависит от специфики деятельности компании и объемов бизнеса.
- Как РКО помогает малому бизнесу оптимизировать ведение бизнеса?
- Чтобы грамотно планировать развитие бизнеса, начинающим предпринимателям стоит изучить особенности тарифов РКО. Среди таких услуг: сервис по проверки контрагентов, бухгалтерская поддержка, оказание юридической помощи.
Наш Банк, например, готов проводить платежи день в день, работать по системе продленного рабочего дня, оказывать индивидуальные консультации, предоставлять личного персонального менеджера. Я бы сделал акцент на том, что когда представители бизнеса выбирают банк, смотреть надо не только на тарифы, необходимые в данный момент времени, но и на те, которые могут понадобиться в отдаленном будущем (валютный контроль, эквайринг, зарплатные проекты).
- Если говорить про тарифы, то на какие базовые услуги расчетно-кассового обслуживания обязательно нужно обратить внимание?
В первую очередь надо смотреть на два базовых тарифа: ежемесячный платеж за обслуживание счета и тариф за работу системы дистанционного обслуживания («интернет-клиент»). Эти платежи взимаются всегда, вне зависимости от того, работает ли бизнес и есть ли движение денег по счету. Если бизнес работающий и расчетные операции вам приходится совершать часто, то небольшую разницу у разных банков вы можете и не заметить. Но если деньги на ваш счет поступают эпизодически, то более высокий тариф может быть чувствительным.
Если у вас большой объем наличных операций, то, изучая тарифы разных банков, нужно обязательно обращать внимание на диапазоны сумм приема/выдачи наличных. Часто бывает необходимо перевести деньги по завершении операционного дня, поэтому смотрите на размер комиссии в дополнительное время работы банка. Тарифы в послеоперационное время гораздо выше. Также обратите внимание на то, предоставляет ли банк возможность проводить платежи за счет средств, поступивших текущим днем, и на стоимость этой услуги, а также платежей по системе БЭСП (банковские электронные срочные платежи).
Не забывайте и про сопутствующие услуги, такие как предоставление выписок, справок, выдача корпоративных карт или чековых книжек, дубликатов электронных ключей, sms-информирование о движениях по счету.
Вероятнее всего, идеальных во всех отношениях условий, скорее всего, не будет ни в одном банке. В чем-то вы, возможно, и проиграете, но, как учат профессиональные игроки, иногда стоит уступить в мелочах, чтобы выиграть по-крупному. Есть очень хорошие слова историка Василия Ключевского: «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей».