«Мы хотим аккуратно пройти эпоху нестабильности и непредсказуемости» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

«Мы хотим аккуратно пройти эпоху нестабильности и непредсказуемости» - «Интервью»


Игорь Фатьянов
генеральный директор ООО «Зетта Страхование»


«Мы хотим аккуратно пройти эпоху нестабильности и непредсказуемости» - «Интервью»

Снижают ли банки комиссии страховым компаниям в условиях кризиса, какие страховые продукты становятся востребованными в 2015 году и что будет с российским страховым рынком в обозримом будущем, порталу Банки.ру рассказал генеральный директор ООО «Зетта Страхование» Игорь ФАТЬЯНОВ.

— С каким настроением и какими показателями страховой рынок закончил первый квартал кризисного года?

— Мы видим, что поменялось многое. Видим динамику рынка по первому кварталу 2015 года, и не всегда она положительная. Сказать, во что она разовьется дальше, к каким убыткам или прибыли приведет рынок, сейчас очень сложно. На рынке произошли явные и скрытые изменения. Пример скрытого изменения — прямое возмещение убытков по ОСАГО. Сегодня все больше страховщиков выплачивают убытки, урегулированные не ими самими, а другими страховщиками. Если в прошлом году доля убытков, которые урегулировала другая компания, для нас была относительно небольшой, то сейчас она значительна выросла и стала основной. Занимаясь урегулированием убытков других компаний, страховщики потеряли стимул для контроля качества процесса. Соответственно, сейчас этот средний убыток по ОСАГО начал резко и неумолимо расти. Это потенциально приносит дополнительные убытки каждому страховщику.

— Это скрытые изменения. А какие явные?

— Первый квартал был очень сложным с точки зрения бизнеса и продаж. Мы видели минимальные выдачи автокредитов. Как это проявляется для страховщиков? Если раньше кредитные машины чаще страховались, то сейчас и машин продается меньше, и кредитов меньше. Соответственно, для нас произошло двойное падение. Поэтому рынок страхования машин упал даже больше, чем количество проданных автомобилей. Из-за этого существенно сократились продажи полисов через автосалоны.

— Есть ли какие-то изменения в банковском канале продаж страховых продуктов?

— Страхование на рынке потребительского кредитования основательно и качественно упало. Люди стараются кредиты не брать, да и банки кредитуют меньше. При этом, как ни странно, страховые полисы, которые оформляются на точках или в магазинах, «чувствуют себя» более стабильно. Людям ведь все равно нужны будут холодильники или стиральные машинки в кредит.

— Снижается ли комиссия, которую страховщики платят банкам?

— Говорить о том, что банковские комиссии системно пошли вниз, я бы не стал. Скорее, наоборот, банки в этом вопросе стали еще более жесткими.

— Как с учетом кризиса меняется продуктовая линейка у страховых компаний? Появляются ли новые продукты?

— Очень активно начали продаваться страховки по критическим заболеваниям, по страхованию мелкой бытовой техники и гаджетов, в том числе подержанной техники. Появляются страховые полисы, которые включают в себя юридическую помощь для страхователя. Мы видим, как расширяется продуктовый ряд. Это связано с желанием банков компенсировать свои падающие доходы от потребительского кредитования. У нас раз в месяц появляется новый продукт. Это, конечно, очень тяжело для страховщика, но раз банк хочет, мы вынуждены разрабатывать новые продукты для кредитных организаций. В рамках конкурентной борьбы важно поддерживать широкий продуктовый ряд. Банки — один из главных источников креатива по новым продуктам. После них идут крупные сотовые сети и ретейлеры. Для страховщика важно поддерживать «фабрику» продуктов и «печь» их, как пирожки. А банку важно держать максимальный ассортимент страховых продуктов, чтобы ни один клиент, зашедший в офис, не ушел без дополнительной продажи.

— То есть страховые компании в текущей ситуации возлагают большие надежды на банковский канал продаж?

— Страховщики в первую очередь возлагают надежды на стабилизацию рынка ОСАГО или хотя бы на его разумную предсказуемость.

— Как вы относитесь к последнему повышению тарифов по ОСАГО на 40% с коридором в 20%? Считаете его достаточным?

— В целом положительно. Но пока видно, что последнее повышение базовых тарифов вряд ли решит проблему рентабельности этого вида бизнеса. Ситуация на этом рынке будет зависеть от индексации цен на запчасти. Но даже если индексация будет в пределах разумного, то ОСАГО, скорее всего, все равно не станет рентабельным бизнесом.

— К электронным полисам ОСАГО, возможность покупки которых должна появиться с 1 июля этого года, готовитесь? Верите в электронную «автогражданку»?

— Да, электронные продажи – один из трендов этого года, и с банками в том числе. Электронное ОСАГО серьезно подстегнет интерес в целом к электронным продажам, однако тут возникает вопрос с мошенничеством. Если электронное ОСАГО и запустится, то, скорее всего, оно будет доступно в каком-то усеченном виде. Например, только для пролонгации полисов. Кстати, у страховщиков в вопросе электронного ОСАГО уже есть определенные предложения. Одна из компаний планирует устанавливать терминалы в оживленных местах для реализации электронных полисов.

— Планируете ли вы заняться страхованием жизни? Этот рынок по итогам 2014 года показал существенный рост в отличие от остальных.

— Честно сказать, я удивлен, что этот рынок так активно растет. Полагаю, что это происходит в силу активности конкретных игроков и банков. Потому что в принципе покупать полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни в сегодняшней экономической ситуации не очень выгодно. Классический полис страхования жизни на 5—15 лет предполагает очень скромные ставки доходности. 4% или 5% — это потолок. А сейчас у нас деньги можно положить в банк под 15%. Если вам гарантируют 15% доходности, зачем покупать накопительный полис и вкладывать деньги на 10 лет под 3%? Разницы в ставках вполне хватает для покупки полиса страхования от несчастного случая и болезней, и еще остается. Поэтому существенный рост страхования жизни я связываю с активностью конкретных банков, которые еще не доэксплуатировали свою продающую сеть и клиентскую базу и сейчас активно этим занимаются.

— Какие у вас ожидания по рынку в целом на конец 2015 года?

— Думаю, что рынок вряд ли существенно подрастет, если подрастет вообще. Отдельной строкой необходимо выделить медицинское страхование и страхование жизни. Медстрахование всегда растет, в нем вполне предсказуема инфляция цен на медицинские услуги. Страхование жизни непредсказуемо из-за действий крупных игроков, но думаю, что вырастет. Рост рынка ОСАГО будет обусловлен лишь ростом базовых тарифов. По каско рынок сократится, а по коробочным продуктам останется на уровне 2014 года.

— Какие планы у вашей компании на 2015 год?

— Мы хотим аккуратно пройти эпоху нестабильности и непредсказуемости. Испытываем большой наплыв клиентов, однако из-за кризиса очень жестко сегментируем и фильтруем их. Этот год мы пройдем аккуратно, а в 2016-м планируем рост нашего собственного бизнеса. Я уверен, что с рынка продолжат уходить страховые компании, в том числе хорошо построенные, с иностранными корнями. Поэтому одной из точек роста для нас будет привлечение части их портфелей и аккуратное увеличение собственного.

Беседовал Данис ЮМАБАЕВ,


Игорь Фатьянов генеральный директор ООО «Зетта Страхование» Снижают ли банки комиссии страховым компаниям в условиях кризиса, какие страховые продукты становятся востребованными в 2015 году и что будет с российским страховым рынком в обозримом будущем, порталу Банки.ру рассказал генеральный директор ООО «Зетта Страхование» Игорь ФАТЬЯНОВ. — С каким настроением и какими показателями страховой рынок закончил первый квартал кризисного года? — Мы видим, что поменялось многое. Видим динамику рынка по первому кварталу 2015 года, и не всегда она положительная. Сказать, во что она разовьется дальше, к каким убыткам или прибыли приведет рынок, сейчас очень сложно. На рынке произошли явные и скрытые изменения. Пример скрытого изменения — прямое возмещение убытков по ОСАГО. Сегодня все больше страховщиков выплачивают убытки, урегулированные не ими самими, а другими страховщиками. Если в прошлом году доля убытков, которые урегулировала другая компания, для нас была относительно небольшой, то сейчас она значительна выросла и стала основной. Занимаясь урегулированием убытков других компаний, страховщики потеряли стимул для контроля качества процесса. Соответственно, сейчас этот средний убыток по ОСАГО начал резко и неумолимо расти. Это потенциально приносит дополнительные убытки каждому страховщику. — Это скрытые изменения. А какие явные? — Первый квартал был очень сложным с точки зрения бизнеса и продаж. Мы видели минимальные выдачи автокредитов. Как это проявляется для страховщиков? Если раньше кредитные машины чаще страховались, то сейчас и машин продается меньше, и кредитов меньше. Соответственно, для нас произошло двойное падение. Поэтому рынок страхования машин упал даже больше, чем количество проданных автомобилей. Из-за этого существенно сократились продажи полисов через автосалоны. — Есть ли какие-то изменения в банковском канале продаж страховых продуктов? — Страхование на рынке потребительского кредитования основательно и качественно упало. Люди стараются кредиты не брать, да и банки кредитуют меньше. При этом, как ни странно, страховые полисы, которые оформляются на точках или в магазинах, «чувствуют себя» более стабильно. Людям ведь все равно нужны будут холодильники или стиральные машинки в кредит. — Снижается ли комиссия, которую страховщики платят банкам? — Говорить о том, что банковские комиссии системно пошли вниз, я бы не стал. Скорее, наоборот, банки в этом вопросе стали еще более жесткими. — Как с учетом кризиса меняется продуктовая линейка у страховых компаний? Появляются ли новые продукты? — Очень активно начали продаваться страховки по критическим заболеваниям, по страхованию мелкой бытовой техники и гаджетов, в том числе подержанной техники. Появляются страховые полисы, которые включают в себя юридическую помощь для страхователя. Мы видим, как расширяется продуктовый ряд. Это связано с желанием банков компенсировать свои падающие доходы от потребительского кредитования. У нас раз в месяц появляется новый продукт. Это, конечно, очень тяжело для страховщика, но раз банк хочет, мы вынуждены разрабатывать новые продукты для кредитных организаций. В рамках конкурентной борьбы важно поддерживать широкий продуктовый ряд. Банки — один из главных источников креатива по новым продуктам. После них идут крупные сотовые сети и ретейлеры. Для страховщика важно поддерживать «фабрику» продуктов и «печь» их, как пирожки. А банку важно держать максимальный ассортимент страховых продуктов, чтобы ни один клиент, зашедший в офис, не ушел без дополнительной продажи. — То есть страховые компании в текущей ситуации возлагают большие надежды на банковский канал продаж? — Страховщики в первую очередь возлагают надежды на стабилизацию рынка ОСАГО или хотя бы на его разумную предсказуемость. — Как вы относитесь к последнему повышению тарифов по ОСАГО на 40% с коридором в 20%? Считаете его достаточным? — В целом положительно. Но пока видно, что последнее повышение базовых тарифов вряд ли решит проблему рентабельности этого вида бизнеса. Ситуация на этом рынке будет зависеть от индексации цен на запчасти. Но даже если индексация будет в пределах разумного, то ОСАГО, скорее всего, все равно не станет рентабельным бизнесом. — К электронным полисам ОСАГО, возможность покупки которых должна появиться с 1 июля этого года, готовитесь? Верите в электронную «автогражданку»? — Да, электронные продажи – один из трендов этого года, и с банками в том числе. Электронное ОСАГО серьезно подстегнет интерес в целом к электронным продажам, однако тут возникает вопрос с мошенничеством. Если электронное ОСАГО и запустится, то, скорее всего, оно будет доступно в каком-то усеченном виде. Например, только для пролонгации полисов. Кстати, у страховщиков в вопросе электронного ОСАГО уже есть определенные предложения. Одна из компаний планирует устанавливать терминалы в оживленных местах для реализации электронных полисов. — Планируете ли вы заняться страхованием жизни? Этот рынок по итогам 2014 года показал существенный рост — в отличие от остальных. — Честно сказать, я удивлен, что этот рынок так активно растет. Полагаю, что это происходит в силу активности конкретных игроков и банков. Потому что в принципе покупать полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни в сегодняшней экономической ситуации не очень выгодно. Классический полис страхования жизни на 5—15 лет предполагает очень скромные ставки доходности. 4% или 5% — это потолок. А сейчас у нас деньги можно положить в банк под 15%. Если вам гарантируют 15% доходности, зачем покупать накопительный полис и вкладывать деньги на 10 лет под 3%? Разницы в ставках вполне хватает для покупки полиса страхования от несчастного случая и болезней, и еще остается. Поэтому существенный рост страхования жизни я связываю с активностью конкретных банков, которые еще не доэксплуатировали свою продающую сеть и клиентскую базу и сейчас активно этим занимаются. — Какие у вас ожидания по рынку в целом на конец 2015 года? — Думаю, что рынок вряд ли существенно подрастет, если подрастет вообще. Отдельной строкой необходимо выделить медицинское страхование и страхование жизни. Медстрахование всегда растет, в нем вполне предсказуема инфляция цен на медицинские услуги. Страхование жизни непредсказуемо из-за действий крупных игроков, но думаю, что вырастет. Рост рынка ОСАГО будет обусловлен лишь ростом базовых тарифов. По каско рынок сократится, а по коробочным продуктам останется на уровне 2014 года. — Какие планы у вашей компании на 2015 год? — Мы хотим аккуратно пройти эпоху нестабильности и непредсказуемости. Испытываем большой наплыв клиентов, однако из-за кризиса очень жестко сегментируем и фильтруем их. Этот год мы пройдем аккуратно, а в 2016-м планируем рост нашего собственного бизнеса. Я уверен, что с рынка продолжат уходить страховые компании, в том числе хорошо построенные, с иностранными корнями. Поэтому одной из точек роста для нас будет привлечение части их портфелей и аккуратное увеличение собственного. Беседовал Данис ЮМАБАЕВ,
0
Другие новости

Это может то, что вы искали