«Федеральные компании на дух нас не переносят» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

«Федеральные компании на дух нас не переносят» - «Интервью»


Аркадий Любавин
генеральный директор страховой компании «Южурал – АСКО»


«Федеральные компании на дух нас не переносят» - «Интервью»

О жестокой конкуренции между региональными и федеральными компаниями в регионах, о скандале с утечкой результатов проверки компании Российским союзом автостраховщиков и о том, как региональным страховщикам выжить в сложных экономических условиях, порталу Банки.ру рассказал генеральный директор страховой компании «Южурал – АСКО» Аркадий ЛЮБАВИН.

– Аркадий Маркович, действительно ли в декабре 2014 года было принято решение о приостановке выдачи вашей компании бланков полисов ОСАГО. Что послужило причиной такого решения?

– Сложившаяся вокруг «Южурал – АСКО» ситуация довольно проста. У нас непростые взаимоотношения с коллегами – конкурентами, то есть с другими страховыми компаниями, прежде всего с федеральными, имеющими филиалы в регионах. Последние несколько лет ситуация по ОСАГО в регионах, в том числе в Челябинской области, стала вызывать у федеральных компаний раздражение, поскольку сильно выросла убыточность. Южный Урал – один из регионов, где аномально высокая убыточность по этому виду страхования. В связи с резким ростом убытков федеральные компании начали придерживать продажи полисов ОСАГО. Наша компания не стала сокращать продажи, и народ пошел к нам. Ситуация дошла до того, что возле наших офисов сотни людей в шесть утра занимали очередь за полисом ОСАГО, как в 90-е годы стояли за молоком. Сотрудники компании с трудом протискивались в офис через дикие очереди.

– При чем здесь федеральные страховщики? Чем вызвана их нелюбовь к вашей компании?

– Дело в том, что в Челябинской области наша компания по объему взносов в ОСАГО для федеральных страховщиков – конкурент номер один. Мы работаем в четырех регионах из 85, а по объемам сборов по России занимаем 12-е место из 100 компаний. При этом в четырех регионах, где мы работаем, занимаем лидирующие позиции. На Южном Урале мы на первом месте, со сборами в полтора раза больше, чем у «Росгосстраха». В Курской области мы также на первом месте, а в Томской и Курганской областях – на втором. И как вы думаете, к нам относятся федеральные страховщики, которые раньше были в лидерах? Получается, что федеральные компании сокращают продажи ОСАГО ввиду высокой убыточности, они ратуют за повышение тарифов, а какая-то региональная страховая компания работает прибыльно при резко возросших объемах продаж. В глазах федеральных компаний мы подрываем все их аргументы о том, что тарифы надо повышать, что ОСАГО в регионах убыточно (у нас убыточность 66%, при нормативе до 77%). Поэтому они нас на дух не переносят. По их логике, мы тоже должны были сократить продажи ОСАГО. Вот кто-то из них решил использовать техническую ситуацию и сделать информационный вброс против «Южурал – АСКО».

– Но ведь речь идет о проверке Российского союза автостраховщиков и выявленных им нарушениях? Какое отношение к этому имеют федеральные страховщики?

– Сама утечка информации о проверке – уникальное событие. Российский союз автостраховщиков всегда гордился и гордится тем, что система информации, которая есть у них внутри, должна обрабатываться так, чтобы никакой утечки на рынок не допустить, потому что конкуренты могут воспользоваться этой информацией в своих целях. А тут, по данным авторитетного СМИ, один из членов правления РСА допустил утечку информации.

– Какие нарушения были выявлены в результате выездной проверки РСА? О каких нарушениях структуры страхового тарифа в «Южурал – АСКО» идет речь?

– Причина технического сбоя примитивна, проста. Число урегулированных убытков в отдельном месяце (октябре 2014 года), по информации РСА, оказалось меньше числа заявленных. И соответствующий показатель оказался меньше, чем в среднем по рынку. Однако в реальности выплаты более чем по 400 случаям были осуществлены, но по субъективным причинам (громадный наплыв дел, и при этом число операторов в октябре было недостаточным) в информационную систему введены с опозданием. В структуре тарифа (100%) предусматривается тратить на выплаты 77%, а 23% – это все расходы, включая 3% отчисления в РСА. А у нас в отчетном периоде произошло превышение некоторых статей затрат, и доля расходов достигла 26%, но при убыточности 66%, а не 77% данный вид страхования все равно обеспечивает хорошую рентабельность.

Пока у нас запас бланков ОСАГО есть. Поэтому мы приняли решение не сокращать продажи. Так что клиенты не ощутят неудобств с покупкой полисов.

– В вашей компании за девять месяцев 2014 года сборы по ОСАГО выросли примерно в два с половиной раза. За счет чего такой агрессивный рост?

– Это, безусловно, следствие того, что крупные страховщики сократили продажи полисов ОСАГО.

– Не получится ли так, что в ближайшие полтора года вы воспользуетесь этой ситуацией, соберете деньги, а потом просто уйдете с рынка?

– Мы скоро отмечаем день рождения компании – 25 лет на рынке. «Южурал – АСКО» – самая старая негосударственная компания на страховом рынке. В первые годы работы мы вкладывали деньги в офисы, чтобы народ понимал: если компания офис купила, а не арендовала, то собрать деньги и убежать будет трудно. У нас практически все офисы в собственности, это около полумиллиарда рублей. У нас самая низкая комиссия агентам (ранее была 10%, сейчас ниже). В то время как в Москве у некоторых страховщиков комиссия доходила до 30%.

– Как складываются ваши взаимоотношения с Банком России? Никаких вопросов со стороны ЦБ к деятельности компании не возникало?

– Вы хотите, чтобы я сказал вам «нет», а потом ЦБ на основании моего интервью к нам комиссию отправил?

– Я просто интересуюсь.

– ЦБ периодически направляет нам запросы по разным аспектам деятельности. Например, был серьезный запрос по поводу того, чтобы мы на конкретные даты, не отчетные, предъявили информацию о том, где размещены наши резервы и собственные средства. ЦБ этот аспект мониторит. И это очень важный показатель. Мы на него ответили, никаких замечаний ЦБ на наш ответ не дал. Сейчас у меня лежит запрос регулятора по поводу финансового мониторинга. Такие запросы приходят регулярно.

– Вы являетесь президентом союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», в который входят средние и малые региональные компании. Как сегодня вести страховой бизнес таким компаниям в регионах? С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Если говорить о минусах, региональные компании определенно проигрывают федеральным по наличию административного ресурса. К тому же региональные компании не обладают в сумме такими финансовыми ресурсами, которые можно аккумулировать. Нас многое не устраивает. Например, за последние полтора года ситуация в нормотворчестве привела к тому, что за короткий период времени необходимы одновременный переход страховых компаний на МСФО, введение внутренних аудиторов, Ужесточены меры по финансовому мониторингу, причем ряд требований практически невыполнимы при проведении страховых операций. Есть риск неадекватного повышения требований к капиталу, возможное усложнение бизнеса при создании саморегулируемых организаций. Несмотря на все это, у регионального страхового бизнеса есть и плюсы. Например, больше гибкости и мобильности в принятии актуальных решений. Нужно лишь вести бизнес так, чтобы клиенты были довольны работой вашей компании.

Беседовал Данис ЮМАБАЕВ,


Аркадий Любавин генеральный директор страховой компании «Южурал – АСКО» О жестокой конкуренции между региональными и федеральными компаниями в регионах, о скандале с утечкой результатов проверки компании Российским союзом автостраховщиков и о том, как региональным страховщикам выжить в сложных экономических условиях, порталу Банки.ру рассказал генеральный директор страховой компании «Южурал – АСКО» Аркадий ЛЮБАВИН. – Аркадий Маркович, действительно ли в декабре 2014 года было принято решение о приостановке выдачи вашей компании бланков полисов ОСАГО. Что послужило причиной такого решения? – Сложившаяся вокруг «Южурал – АСКО» ситуация довольно проста. У нас непростые взаимоотношения с коллегами – конкурентами, то есть с другими страховыми компаниями, прежде всего с федеральными, имеющими филиалы в регионах. Последние несколько лет ситуация по ОСАГО в регионах, в том числе в Челябинской области, стала вызывать у федеральных компаний раздражение, поскольку сильно выросла убыточность. Южный Урал – один из регионов, где аномально высокая убыточность по этому виду страхования. В связи с резким ростом убытков федеральные компании начали придерживать продажи полисов ОСАГО. Наша компания не стала сокращать продажи, и народ пошел к нам. Ситуация дошла до того, что возле наших офисов сотни людей в шесть утра занимали очередь за полисом ОСАГО, как в 90-е годы стояли за молоком. Сотрудники компании с трудом протискивались в офис через дикие очереди. – При чем здесь федеральные страховщики? Чем вызвана их нелюбовь к вашей компании? – Дело в том, что в Челябинской области наша компания по объему взносов в ОСАГО для федеральных страховщиков – конкурент номер один. Мы работаем в четырех регионах из 85, а по объемам сборов по России занимаем 12-е место из 100 компаний. При этом в четырех регионах, где мы работаем, занимаем лидирующие позиции. На Южном Урале мы на первом месте, со сборами в полтора раза больше, чем у «Росгосстраха». В Курской области мы также на первом месте, а в Томской и Курганской областях – на втором. И как вы думаете, к нам относятся федеральные страховщики, которые раньше были в лидерах? Получается, что федеральные компании сокращают продажи ОСАГО ввиду высокой убыточности, они ратуют за повышение тарифов, а какая-то региональная страховая компания работает прибыльно при резко возросших объемах продаж. В глазах федеральных компаний мы подрываем все их аргументы о том, что тарифы надо повышать, что ОСАГО в регионах убыточно (у нас убыточность 66%, при нормативе до 77%). Поэтому они нас на дух не переносят. По их логике, мы тоже должны были сократить продажи ОСАГО. Вот кто-то из них решил использовать техническую ситуацию и сделать информационный вброс против «Южурал – АСКО». – Но ведь речь идет о проверке Российского союза автостраховщиков и выявленных им нарушениях? Какое отношение к этому имеют федеральные страховщики? – Сама утечка информации о проверке – уникальное событие. Российский союз автостраховщиков всегда гордился и гордится тем, что система информации, которая есть у них внутри, должна обрабатываться так, чтобы никакой утечки на рынок не допустить, потому что конкуренты могут воспользоваться этой информацией в своих целях. А тут, по данным авторитетного СМИ, один из членов правления РСА допустил утечку информации. – Какие нарушения были выявлены в результате выездной проверки РСА? О каких нарушениях структуры страхового тарифа в «Южурал – АСКО» идет речь? – Причина технического сбоя примитивна, проста. Число урегулированных убытков в отдельном месяце (октябре 2014 года), по информации РСА, оказалось меньше числа заявленных. И соответствующий показатель оказался меньше, чем в среднем по рынку. Однако в реальности выплаты более чем по 400 случаям были осуществлены, но по субъективным причинам (громадный наплыв дел, и при этом число операторов в октябре было недостаточным) в информационную систему введены с опозданием. В структуре тарифа (100%) предусматривается тратить на выплаты 77%, а 23% – это все расходы, включая 3% отчисления в РСА. А у нас в отчетном периоде произошло превышение некоторых статей затрат, и доля расходов достигла 26%, но при убыточности 66%, а не 77% данный вид страхования все равно обеспечивает хорошую рентабельность. Пока у нас запас бланков ОСАГО есть. Поэтому мы приняли решение не сокращать продажи. Так что клиенты не ощутят неудобств с покупкой полисов. – В вашей компании за девять месяцев 2014 года сборы по ОСАГО выросли примерно в два с половиной раза. За счет чего такой агрессивный рост? – Это, безусловно, следствие того, что крупные страховщики сократили продажи полисов ОСАГО. – Не получится ли так, что в ближайшие полтора года вы воспользуетесь этой ситуацией, соберете деньги, а потом просто уйдете с рынка? – Мы скоро отмечаем день рождения компании – 25 лет на рынке. «Южурал – АСКО» – самая старая негосударственная компания на страховом рынке. В первые годы работы мы вкладывали деньги в офисы, чтобы народ понимал: если компания офис купила, а не арендовала, то собрать деньги и убежать будет трудно. У нас практически все офисы в собственности, это около полумиллиарда рублей. У нас самая низкая комиссия агентам (ранее была 10%, сейчас ниже). В то время как в Москве у некоторых страховщиков комиссия доходила до 30%. – Как складываются ваши взаимоотношения с Банком России? Никаких вопросов со стороны ЦБ к деятельности компании не возникало? – Вы хотите, чтобы я сказал вам «нет», а потом ЦБ на основании моего интервью к нам комиссию отправил? – Я просто интересуюсь. – ЦБ периодически направляет нам запросы по разным аспектам деятельности. Например, был серьезный запрос по поводу того, чтобы мы на конкретные даты, не отчетные, предъявили информацию о том, где размещены наши резервы и собственные средства. ЦБ этот аспект мониторит. И это очень важный показатель. Мы на него ответили, никаких замечаний ЦБ на наш ответ не дал. Сейчас у меня лежит запрос регулятора по поводу финансового мониторинга. Такие запросы приходят регулярно. – Вы являетесь президентом союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», в который входят средние и малые региональные компании. Как сегодня вести страховой бизнес таким компаниям в регионах? С какими трудностями приходится сталкиваться? – Если говорить о минусах, региональные компании определенно проигрывают федеральным по наличию административного ресурса. К тому же региональные компании не обладают в сумме такими финансовыми ресурсами, которые можно аккумулировать. Нас многое не устраивает. Например, за последние полтора года ситуация в нормотворчестве привела к тому, что за короткий период времени необходимы одновременный переход страховых компаний на МСФО, введение внутренних аудиторов, Ужесточены меры по финансовому мониторингу, причем ряд требований практически невыполнимы при проведении страховых операций. Есть риск неадекватного повышения требований к капиталу, возможное усложнение бизнеса при создании саморегулируемых организаций. Несмотря на все это, у регионального страхового бизнеса есть и плюсы. Например, больше гибкости и мобильности в принятии актуальных решений. Нужно лишь вести бизнес так, чтобы клиенты были довольны работой вашей компании. Беседовал Данис ЮМАБАЕВ,
0
Комментарии для сайта Cackle
Другие новости

Это может то, что вы искали