Евгений Машаров
зампред правления Центра регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий
Банк России решил законодательно отрегулировать внебиржевой валютный рынок Forex на фоне продолжающегося падения рубля. О том, правильно ли отсекать банки от этого рынка и как на его развитие повлияет новый закон о Forex, порталу Банки.ру рассказал заместитель председателя правления Центра регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН) Евгений МАШАРОВ.
— Готов ли рынок к появлению законопроекта о рынке Forex в 2015 году?
— Вступление закона в юридическую силу в 2015 году введет в российскую юрисдикцию понятие дилерской деятельности на внебиржевом рынке Forex, установит базовые требования к профессиональным участникам данного рынка, функции саморегулируемой организации (СРО) и другие параметры. В то же время законопроект предусматривает отсрочку для появления правоприменительной практики. В течение действия этой отсрочки Центробанк сформулирует в нормативных правовых актах регулятивные нормы для форекс-компаний, а профессиональные участники рынка смогут подготовиться к изменениям. Конечно, сегодня участники рынка не в полной мере готовы соответствовать новым требованиям. Но мы уверены, что переходного периода хватит, чтобы добросовестные участники операторы привели свою деятельность в соответствие с нормами закона.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть размер кредитного плеча?
— 8 декабря 2014 года на базе ЦРФИН прошел круглый стол с участием экспертов форекс-компаний, банков и инвестиционных групп, работающих на розничном рынке Forex. Представители профессионального сообщества высказали свои мнения, пытались сформировать единую позицию по тексту законопроекта. По мнению участников, ограничение максимального доступного кредитного плеча уровнем 1:50—1:100 является излишне жестким требованием регулятора. Мы понимаем, что необходимость в регулировании рынка назрела давно. При этом мы уверены, что государство заинтересовано в развитии рынка и готово к совместной работе с его участниками над детализацией в нормативно-правовых актах отдельных положений закона, которые смогут усилить положительный эффект от регулирования. В развитых юрисдикциях, в том числе в странах Европейского cоюза, ограничение размера кредитного плеча не установлено. Это привлекает большое количество потребителей и развивает рынок.
— Какими должны быть требования к уставному капиталу компаний, участвующих на рынке Forex?
— По мнению ЦРФИН и профессиональных участников рынка, требования к уставному капиталу компаний должны быть едиными с участниками фондового рынка, в частности осуществляющими торги на рынке производных финансовых инструментов, — 35 миллионов рублей. Однако у Банка России другое мнение на этот счет. Мы понимаем, что в первую очередь ЦБ руководствуется вопросам безопасности участников Forex и для этого создает искусственный барьер по входу на рынок для небольших компаний, чтобы снизить риски и защитить законные права и интересы частных трейдеров.
— Должна ли быть аттестация специалистов, работающих на рынке Forex?
— Вопрос сертификации специалистов также обсуждался на нашем круглом столе. По мнению экспертов, представлявших уже регулируемые сегменты, сложившая практика аттестации на фондовом рынке не является достаточно эффективной. Участники выступили с критикой качества программ аккредитованных учебных центров и отметили, что для соответствия требованиям закона некоторые компании «покупают аттестаты». Просто нанимают сертифицированных специалистов на ограниченную ставку только для учета в штате и, соответственно, несут дополнительные расходы.
На сегодняшний день в ЦРФИН разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности для компаний, которым участники нашего центра уже соответствуют на добровольной основе. По нашему мнению, утвержденные регулятором стандарты в будущем будут достаточны для компаний и не потребуют дополнительной сертификации специалистов.
— ЦБ выступает против участия банков на Forex. Должны ли, по-вашему, банки играть на этом рынке?
— Поправки в законодательство, принятые Госдумой во втором чтении 9 декабря, запрещают совмещать деятельность форекс-компаний с банковской. Компании, работающие от имени банков, будут вынуждены реструктурировать бизнес и выделить розничные форекс-подразделения в отдельные структуры. Но уже сегодня большинство участников рынка, которые входят в крупные банковские и инвестиционные группы, работают по этой схеме.
Полагаем, что развитие банковского форекс-сервиса неразрывно связано с перспективами рынка вообще. А последние, в свете введения полноценного регулирования, мы оцениваем крайне позитивно.
— Нужны ли, на ваш взгляд, дополнения или изменения каких-либо концептуальных положений закона о Forex?
— В целом ЦРФИН позитивно оценивает принятый законопроект. Мы считаем серьезным достижением приближающееся появление рынка Forex в правовом поле Российской Федерации и рассчитываем, что качественные изменения на рынке будут заметны в перспективе двух-трех лет.
При этом мы предполагаем, что ограничение плеча и отсутствие в предмете регулирования CFD-контрактов (contract for difference, контракт о передаче друг другу разницы между текущей стоимостью актива и его значением в конце действия договора. — Прим. ред.) и контрактов на драгметаллы будут в определенной степени сдерживающими факторами для развития российского сегмента рынка Forex. Не исключено, что ограничение плеча уровнем существенно ниже среднерыночного мирового уровня будет подталкивать некоторых потребителей на свой страх и риск искать более либеральные условия и юрисдикции, тем самым оставаясь вне защиты российского закона.
В любом случае, мы будем продолжать конструктивный диалог с государством по вопросу регулирования максимального размера кредитного плеча для клиентов форекс-компаний в рабочем порядке.
— Как поменяется ландшафт рынка после вступления закона в силу?
— О качественных изменениях на рынке можно будет говорить после того, как завершится предусмотренный законопроектом переходный период. Безусловно, клиентам форекс-компаний новые нормативы дадут больше уверенности в сохранности собственных средств, честной и прозрачной работе форекс-дилеров. А также, что немаловажно, реальную возможность судебной защиты в спорных ситуациях, связанных с работой на рынке. Согласно проекту закона, клиентские средства должны быть отделены от средств форекс-компаний и храниться на специальных (номинальных) счетах в российских банках, что существенно повысит степень их защиты. Законопроект предусматривает и формирование компенсационного фонда в рамках профильной СРО.
Важно также отметить, что к форекс-компаниям будут предъявляться довольно жесткие требования, в том числе касательно собственного капитала. Это, безусловно, приведет к зачистке рынка от недобросовестных компаний, пользующихся вывеской «форекс» для прикрытия откровенно мошеннических схем.
Мы также видим ЦРФИН как институционального участника рынка Forex и предполагаем, что сможем оказать поддержку регулятору, создав на базе СРО единую базу отчетности и компенсационный фонд. Мы уже стали отраслевой экспертной площадкой и планируем развиваться дальше с целью улучшения качества работы участников рынка, удовлетворенности потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности населения.
В целом для форекс-компаний существенным выигрышем станет очистка имиджа рынка Forex от негатива, связанного с компаниями, использующими мошеннические схемы работы и пренебрегающими элементарными правилами риск-менеджмента. Это приведет к росту числа клиентов, которых останавливает от работы на Forex правовая неопределенность. Поэтому мы уверены, что грядущие изменения сделают рынок Forex в России цивилизованным, прозрачным, клиентоориентированным и привлекательным для российского инвестора.
Беседовала Юлия ТИТОВА,