Руслан Стецюк
член правления, первый вице-президент, курирующий вопросы клиентского сервиса и электронной коммерции Rietumu Banka
1 сентября 2014 года сейм Латвии ужесточил требования для получения вида на жительство для иностранцев. Наиболее охотно этим вариантом пользуются россияне. Первый вице-президент латвийского банка Rietumu Руслан СТЕЦЮК рассказал порталу Банки.ру, как работает программа ВНЖ для россиян и как изменились условия участия в ней.
– В чем заключается программа получения вида на жительство в Латвии?
– Суть программы – получение вида на жительство в обмен на инвестиции в экономику страны. Это европейский статус. Своего рода «прописка» в ЕС, с которой вы можете свободно ездить по всему Шенгену.
Соответствующие изменения в законодательстве действуют с 2010 года. Необходимость такого решения была продиктована посткризисной ситуацией в стране, необходимостью привлечения дополнительных инвестиций. Программа была достаточно быстро принята и с самого начала очень хорошо заработала. Потому что бюрократия оказалась абсолютно готова: когда люди хотят, они делают. Первый вид на жительство был получен за три недели.
– За время действия закона сколько ВНЖ было выдано и кому?
– Около 15 тысяч. Запросов уж больше 15 тысяч, какая-то часть из них еще в обработке, цифры идут с опозданием. Первое место устойчиво занимают граждане РФ. Второе место, как ни странно, за Китаем. Также мы наблюдаем, что в этом году стало больше граждан Украины, которые покупают жилье для участия в этой программе. Также ощутимый интерес со стороны инвесторов из Казахстана, Узбекистана, Беларуси.
– Что требуется от инвестора, чтобы получить ВНЖ?
– Основных направлений три. Можно вложить 300 тысяч евро на пять лет в латвийский банк, купить недвижимость за 250 тысяч евро или начать бизнес – тут стартовый порог 35 тысяч евро.
Первый вариант для инвестора – самый простой. И для нас как для банка это тоже самое перспективное направление. Мы, кстати, были и остаемся абсолютным лидером по привлечению таких инвестиций. Как только была принята государственная программа, мы сразу же начали активно ее популяризировать и среди наших клиентов, и в зарубежных СМИ, в том числе в российских.
– В какой форме осуществляются инвестиции в капитал банка?
– Это субординированный заем. Банк может учитывать эти деньги как капитал второго уровня и соответственно проводить свою кредитную политику. Поэтому по этим вкладам платятся более высокие проценты.
– С обычным срочным депозитом большая разница?
– Да. И для инвестора это не депозитная сделка, это определенное инвесторское решение. Основную сумму он получит назад по истечении пять лет, это надо учитывать. Каждые полгода банк выплачивает проценты.
– И какие у вас условия подобных инвестиций?
– Наша ставка на сегодняшний день – 3% годовых. Цифры для России непривычные, но по европейским меркам это хорошая ставка. Еще со следующего года будет возможность приобрести государственные бонды, но они имеют нулевую доходность.
– Что ваш банк может предложить по части получения ВНЖ через инвестиции в реальный бизнес?
– Мы можем помочь в оформлении сделки по покупке бизнеса, провести аудит, предоставить весь банковский сервис для надежных расчетов. Чтобы соответствовать условиям программы, это должен быть реальный бизнес. Как я уже говорил, минимальный порог – 35 тысяч евро, но это с ежегодной выплатой налогов в размере 40 тысяч евро. Другой вариант – вложить от 150 тысяч евро без условий по налогам.
– У вас работает направление получения ВНЖ через приобретение недвижимости?
– Мы выстроили сервис для наших клиентов по консультированию и по сопровождению сделок покупки недвижимости. Также предлагаем ипотеку на приобретение недвижимости под ВНЖ.
По нашему опыту, основная часть сделок связана с сегментом выше средней стоимости. Тихий центр Риги, Юрмала, безусловно. Даже появился спрос на сельские поместья – территория с несколькими гектарами земли, лесом, озером.
– Есть какие-то требования по проживанию?
– Решение о присвоении и выдаче вида на жительство принимается на пять лет. Покупатель должен раз в году появиться в Управлении по делам гражданства и миграции и подтвердить, что основание для ВНЖ по-прежнему в силе.
– Нет ограничений на продажу квартир?
– Можно продать, но тогда будет утрачено основание для ВНЖ.
– Звучит достаточно просто. Есть подводные камни?
– Да, это просто. Проще всего, конечно, субординированный заем. Недвижимость, как и в любой стране, – больше для тех, кто хочет тут жить временно или постоянно, кто готов ею заниматься. Главное при этом варианте – выбрать правильный объект, оформление сделок купли-продажи в Латвии прозрачное и простое. Единый электронный регистр, все понятно. Некоторые потом свои апартаменты сдают, мы нашим клиентам в этом тоже помогаем.
– Недавно в латвийский закон о получении ВНЖ были внесены поправки. Что изменилось?
– Изменения касаются получения ВНЖ при покупке недвижимости и вложениях в банк. В первом случае минимальный порог стоимости повышен до 250 тысяч евро во всех регионах Латвии. Когда принимался первый вариант закона, Латвия была поделена на две зоны. Для Риги и Юрмалы был один порог покупки – 150 тысяч евро, для периферии другой – 70 тысяч. Интерес россиян изначально был сконцентрирован в центральном регионе, а вот китайцев интересовали более дешевые объекты в провинции. Там за 70 тысяч евро можно купить нормальный дом, это такая плата за вход. Для них изменения – существенные. А вот в Риге и Юрмале ничего не изменилось. Если посмотреть сделки наших клиентов, можно увидеть, что дешевле 250 тысяч и так ничего приличного не купишь. Плюс для оформления ВНЖ установлена государственная пошлина в размере 5% от объема вложений.
Для инвестирования в капитал банка порог не поднялся, но возникла единовременная пошлина в размере 25 тысяч евро. Эти 25 тысяч являются безвозвратной инвестицией.
– Что было поводом для изменения закона?
– Нынешний год в Латвии был выборным. Правые политики вообще периодически, один-два раза в год, поднимают вопрос об этом законе, чтобы набрать очков у избирателей. Чистой воды популизм. Понятно, что перед выборами они особенно активизировались. Но в итоге программа продолжает работать, пусть и с повышением порога инвестиций. Прагматизм победил. Было подсчитано, что закон принес прямых инвестиций в районе 1,2 миллиарда евро, для Латвии это большие деньги.
– Помимо инвестиций, что дает Латвии эта программа?
– Помимо прямых инвестиций, есть еще и сопутствующие. Когда ваши земляки приезжают, они желанные гости для всей сферы услуг. Они ходят в рестораны, театры, на концерты, в оперу, занимаются спортом и посещают СПА-салоны. Они видят, что цены тут ниже, чем в Москве, и с удовольствием делают покупки. При этом в сравнении с приезжими из Скандинавии, Германии россияне живут и тратят деньги на широкую ногу.
– Как повлияли изменения в законе о ВНЖ на число желающих, заметна ли какая-то разница?
– Разница заметна в том, что у нас больше нет сравнительно «бюджетных» инвесторов. Для тех, кто хочет вкладывать в банк, в бизнес или купить апартаменты в Юрмале, по большому счету ничего не изменилось.
Латвия – страна для людей определенного типа. Это спокойная Европа, здесь много своих плюсов: мягкий климат, природа, русский язык, отличный сервис. Здесь охотно селится творческая интеллигенция. Как уже писали СМИ, тут купили недвижимость Калягин, Хазанов, Виторган, Винокур, Долина, Ефремов… Список можно продолжать.
Беседовал Михаил ДЬЯКОВ,