Как поменялся сегмент автокредитования за последний год, и что его ждёт в будущем, рассказала управляющий директор департамента автокредитования Росбанка Елена Герд
Фото: предоставлено банком
Рынок автокредитования восстанавливается после сложного 2022 года. Спрос на новые и поддержанные авто растёт, а вслед за ним - и интерес к автокредитам. Немалую роль в этом процессе играют китайские автомобильные бренды, пришедшие в Россию на замену «европейцам». Как поменялся сегмент автокредитования за последний год, и что его ждёт в будущем, в интервью Bankinform.ru рассказал Елена Герд, управляющий директор департамента автокредитования Росбанка.
- Как вы оцениваете перспективы рынка автокредитования сегодня? Сможет ли он вырасти в этом году после падения в 2022-м?
- Весь прошлый год был подобен шторму для банковского рынка в целом, и для рынка автокредитования в частности. Часть брендов приняли решение уйти с российского рынка в связи с геополитической ситуацией. Регулятор резко поднял ключевую ставку до 20%. Серьёзно выросли цены на автомобили. Всё это, конечно же, не способствовало тому, чтобы люди брали кредиты. Самым сложным периодом для автокредитования была весна прошлого года - с конца марта по май. Но к июню ситуация стала постепенно выправляться: активизировались продажи китайских брендов, у банков появились совместные с автопроизводителями программы кредитования.
Сегодня мы можем говорить о стабилизации ситуации. По оценкам экспертов, продажи автокредитов за четыре месяца 2023 года выросли в среднем в 1,6 раза относительно прошлого года. В текущей ситуации сохраняется высокий спрос как на рынке новых автомобилей, так и в сегменте авто с пробегом, последний занимает более половины доли продаж рынка. В дальнейшем мы ожидаем сохранение тенденции к росту. В своём прогнозе мы закладываем увеличение объёма продаж новых и подержанных автомобилей, а вместе с ним - и рост объёма автокредитования.
- Вы говорите о том, что появление новых китайских автомобильных брендов способствует оживлению автомобильного рынка. Можете озвучить конкретные цифры?
- Китайские Geely, Haval и Chery берут на себя 45% всех выдач, а среди именно новых авто этот процент составляет 69,3%. Также существенно увеличилась доля продаж и отечественных автомобилей: с 35% по итогу прошлого года до 42,6% за первый квартал текущего. А вот сегмент корейских брендов и «европейцев» сжимается.
- Насколько значимую роль сегодня играет программа льготного кредитования и каковы её условия: какие категории населения могут претендовать на автокредит со скидкой?
- Однозначно, программа государственного субсидирования помогает восстанавливаться рынку. Отдельно отмечу госпрограмму для приобретения электромобилей. Пока она представлена одной маркой Evolute российского производства, которая дебютировала осенью прошлого года. Благодаря господдержке и низкой конкуренции с другими электромобилями, продажи Evolute стабильно растут. Многих клиентов привлекает хорошая скидка по программе, которую можно получить.
В период действия господдержки можно было приобрести автомобиль стоимостью не дороже 2 млн рублей, причём он должен быть произведён на территории РФ. По условиям программы скидка на уплату первоначального взноса по кредиту составляет 20% от стоимости автомобиля. Если говорить о конкретных марках, это, например, «Лада», ГАЗ и УАЗ, из иностранных - модель Jolion китайского бренда Haval и, как я уже сказала, электромобили Эволют российского производства.
- Стоит ли ждать расширения льготной программы?
- Мы не исключаем, что в дальнейшем линейка доступных автомобилей будет расширена, так как сейчас на российский рынок заходят новые бренды, которые будут организовывать производство на территории РФ.
- Какова динамика автокредитования в Свердловской области относительно России в целом?
- Для понимания общей картины можем сравнить цифры по первому кварталу трёх последних лет - 2021, 2022 и 2023 годов. По России за первый квартал 2023 года объём выданных автокредитов увеличился на 27% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В Свердловской области мы также наблюдаем рост, но более значительный: +50% к первому кварталу прошлого года. Если сравнивать с 2021 годом, рост в регионе не такой большой, но всё равно ощутимый: +36%.
Если рассматривать именно количество выданных автокредитов, то показатели будут несколько меньше, так как выросли цены на автомобили и, соответственно, средняя сумма кредита тоже увеличилась.
- Рост объёмов кредитования обеспечили продажи новых или подержанных авто?
- 87% продаж на рынке в целом - это подержанные автомобили. Только около 13% приходится на новые машины. Доля покупок в кредит автомобилей с пробегом была намного меньше, а сейчас она растёт. Этому способствовали несколько факторов.
Первый: очень сильно изменилась структура брендов на рынке. Ушли европейские марки, но при этом остались люди, которые хотят покупать автомобили привычных им брендов.
Второй фактор: стоимость авто, особенно новых, значительно увеличилась.
Третий фактор: многие дилерские центры стали активно предлагать к продаже автомобили с пробегом, даже если раньше этого не делали.
Наконец, ставки банков сегодня практически не отличаются по кредитам на новые и подержанные автомобили. Кроме того, кредитные организации улучшают и другие условия. Например, мы в Росбанке увеличили возраст автомобиля до 23 лет в некоторых регионах. Данное изменение запущено в Сибири и на Дальнем Востоке. По его результатам мы видим, что спрос на такие «возрастные» автомобили тоже есть.
В итоге, учитывая все эти факторы, значительная часть людей переориентировалась с первичного на вторичный автомобильный рынок.
- Будут ли доступны кредиты на «возрастные» автомобили на Урале?
- Когда мы запускали эту программу, мы оценивали рынок в разных регионах. Для Сибири и Дальнего Востока это оказалось актуально. А вот на Урале в дилерских центрах таких автомобилей немного, в Москве их вообще практически нет. Сегодня мы выдаём на Урале кредиты на автомобили не старше 15 лет, и пока не видим потребности увеличивать этот возраст.
- Рынок автокредитования сегодня живёт не только и не столько за счёт госпрограмм. Расскажите о других интересных для клиента предложениях.
- Самые привлекательные условия сегодня по программам, которые предлагают автопроизводители. Росбанк является участником многих таких проектов: Лада Финанс, Geely Finance, Haval Finance, Сhery Finance, Livan Finance и других. Новые бренды, которые сейчас заходят на рынок, также, полагаю, будут предлагать свои программы, и мы планируем к ним подключиться. Например, недавно мы присоединились к льготной программе автокредитования LIVAN FINANCE.
Схема кредитования тут выглядит так: банк предлагает свои условия, а бренд субсидирует ставки для клиентов. В результате, ставка по кредиту получается минимальная. И это не маркетинговая уловка, а действительно выгодные условия для заёмщика. Да, есть определенные ограничения, но условия - более чем реальные. И рынок автокредитования сейчас активно растёт именно за счёт таких предложений.
- Расскажите об условиях: на какой срок можно получить такую низкую ставку?
- Это зависит от бренда, условия у каждого разные. Но в целом программы автокредитования рассчитаны на срок до 7 лет, а рассрочка с минимальной ставкой действует от 1 года до 3-х лет.
- Какова минимальная ставка на новый автомобиль, если не рассматривать программу рассрочки?
- Чуть выше ключевой ставки, от 9%.
- А ставки по кредитам на подержанные автомобили столь же привлекательны?
- Тут всё очень сильно зависит от срока, размера первого взноса, от автомобиля - разбег большой. Но кредиты всё-таки весьма приемлемые по стоимости.
- Какие новые автомобили сегодня доступны в кредит?
- Мы работаем абсолютно со всеми моделями и ценовыми сегментами: для нас ограничений нет. Рассмотрим заявку на любую сумму, даже если речь идёт о премиальных брендах вроде Lamborghini за 40 млн.
- Какова средняя сумма автокредитов сейчас?
- В среднем 1,4 млн рублей. Однако нужно помнить, что это «средняя температура по больнице». 42% выданных кредитов приходится на «Лады», а там сумма кредита с учётом госпрограммы составляет около 600 тысяч рублей. Но также в кредит покупают и автомобили дорогих брендов, где стоимость уходит за 4 млн и выше. Вот и получаем, в среднем - 1,4 млн.
- Глобальный тренд кредитования - цифровизация. В ипотеке, например, уже доступна полностью электронная сделка. А какие цифровые сервисы может использовать клиент при покупке автомобиля в кредит?
- На данный момент у нас есть возможность подать заявку на кредит онлайн - на сайте Росбанка, действующие клиенты могут оформить в мобильном приложении. Решение по таким электронным заявкам принимается оперативно, а все документы оформляются удалённо. В автосалон можно приехать только на оформление автомобиля.
Следующий наш шаг - цифровая сделка, когда оформление автокредита проходит полностью безбумажно. Мы понимаем, что часть клиентов не готовы взять кредит на значимую сумму и не иметь на руках никаких бумаг. Но, в то же время, есть люди нового поколения, которым привычны онлайн-операции и расчёты. И для них полностью цифровое оформление автокредита - это удобно. Этот сервис уже тестируется.
- Дайте пару советов: на что стоит обратить внимание человеку, если он собирается купить автомобиль?
- Во-первых, нужно понимать, что цены на авто очень выросли. К этому нужно быть внутренне готовым.
Смирились с ценами, приступайте к выбору. Можно проехаться по автосалонам и выбрать именно тот автомобиль, который захочется купить.
Не бойтесь новых брендов, и пусть вас не смущает, что они китайские. Это наша новая реальность. Китайские авто очень технологичные и по качеству вопросов к ним нет, сервис предоставляется на высоком уровне. Я сама много раз сидела в этих автомобилях и удивлялась, насколько хорошо и современно они сделаны.
Если вы берёте кредит на авто, не гонитесь только за красивой ставкой. Смотрите на размер ежемесячного платежа - он должен быть вам комфортен.
Сейчас есть возможность получить кредит по ставке от 0,01%, но нужно понимать, что часто это программы с достаточно большим ежемесячным платежом, потому что срок короткий. У нас есть программы с длинным сроком и низким первоначальным взносом, есть программы с отложенным платежом. Есть, из чего выбрать. Помните: кредит может быть доступным и комфортным, если всё правильно рассчитать.