В интервью с вице-президентом - директором департамента массового бизнеса ПСБ Светланой Поздеевой говорим о том, как банки помогают бизнесу работать на маркетплейсах
Ежегодно в России регистрируется более 76 тысяч интернет-магазинов. Но еще больше новых продавцов - более 118 тысяч за год - появилось на маркетплейсах. Получается, что за прошлый год на такие площадки ежедневно выходили более 300 предпринимателей. Однако успешно освоить новую нишу удается далеко не всем: бизнесмены терпят убытки из-за того, что не могут разобраться в тонкостях работы разных маркетплейсов. На помощь таким предпринимателям приходят банки. Каким образом и зачем им это нужно, говорим с вице-президентом - директором департамента массового бизнеса ПСБ Светланой Поздеевой.
- Вы неоднократно говорили о бурном росте интернет-торговли. Он накладывается на интенсивную диджитализацию, которая в целом наблюдается в России. Но каков потенциал дальнейшего развития, не исчерпает ли себя рост в ближайшие пару лет?
- Конечно, рост в этом сегменте не может быть бесконечным. Но мы видим, что ресурс пока еще достаточно велик. В 2021 году прогнозировалось, что рост электронной коммерции в России будет идти темпами 10-15% в год. Но события прошлого года подтолкнули рынок к более резкому скачку: по итогам 2022 года объем интернет-торговли вырос на 30%. Это произошло в силу того, что иностранные компании уходили с российского рынка, а их места занимали российские игроки.
В мире первое место по объёму продаж в e-commerce занимает Китай: на онлайн-покупки в этой стране приходится 27%. В нашей стране, даже при взрывном росте объемов продаж в прошлом году, общая доля интернет-покупок составляет только 11%. Так что объективно в ближайшие годы нам есть куда расти.
- Какие ошибки чаще всего допускают предприниматели, и как их избежать?
- Основная ошибка - недостаточно хорошо изучить условия работы с маркетплейсом перед началом работы. Инструкция для предпринимателей - это большое многостраничное издание. Но российский менталитет таков, что любым инструкциям мы предпочитаем «метод тыка». А в работе на маркетплейсе очень много подводных камней. Например, часто предприниматель выбирает логистическую схему, когда все товары хранятся на складе маркетплейса. Но это подходит не для всех категорий товаров: если все не раскупается быстро (а у новичка вряд ли быстро начнут раскупать товар), маркетплейс начинает взимать штрафы за хранение на складе. Это генерирует убытки.
Еще одна типичная ошибка, когда цена выставляется без учета маркетинговых акций, которые проводит маркетплейс. Не можете дать скидку - не участвуете в акции - теряете объём продаж.
Также среди типичных ошибок начинающих предпринимателей я могу отметить неправильный выбор маркетплейса для реализации своих товаров, не интересный, не продающий контент, неверно настроенные инструменты продвижения, отсутствие документов на бренд и сертификатов качества.
В работе с интернет-площадками есть множество нюансов. Каждый решает сам, будет ли он набивать шишки и учиться на собственном опыте или воспользуется помощью специалистов. Мы, со своей стороны, всегда готовы помочь, предлагая и свои услуги, и экспертизу партнеров.
- Зачем это банку, в чём его интерес?
- Здесь мы преследуем вполне практичную цель - увеличение доходности бизнеса своих клиентов. Чем больше зарабатывает наш клиент, тем больше зарабатываем и мы.
- Банк предлагает этой категории клиентов особые продукты и услуги?
- Да, сегодня для предпринимателей, работающих или планирующих выйти на маркетплейсы, у нас есть специальный пакет услуг. Он разработан в партнерстве с компанией, которая занимается созданием карточек магазина на маркетплейсах «под ключ». В результате предприниматель получает в банке не только выгодные услуги по открытию и ведению расчетного счета, но и экспертную поддержку в работе на маркетплейсах.
Компания-партнер помогает начинающему предпринимателю полностью создать магазин, правильно и грамотно заполнить карточки, выбрать правильную логистическую схему, установить правильную цену, загрузить все необходимые сертификаты качества. В комплекс услуг входит и дальнейшая поддержка - оптимизация карточек товаров, улучшение их видимости, работа с отзывами, контроль остатков и цен, анализ продаж, реклама внутри маркетплейсов. Все это помогает клиенту нарастить обороты и сохранить рентабельность бизнеса на маркетплейсах.
- Для того, чтобы получить такую помощь, нужно быть клиентом банка?
- Да, эта опция доступна только нашим клиентам. Нужно открыть расчётный счет в ПСБ и подключить пакет услуг.
- Есть ли у предпринимателей, работающих на маркетплейсах, особый запрос на рассчетно-кассовое обслуживание? Учтены ли эти потребности в пакете?
- Безусловно, у нас есть отдельный тариф для таких клиентов. Предпринимателям важно иметь возможность вывести деньги на счет физического лица. И она у нас предусмотрена. Кроме того, мы всегда готовы к гибкому формированию тарифов РКО и готовы «собрать» тариф индивидуально. Например, если клиенту интересен другой тарифный план, потому что у него есть сопутствующий бизнес, но важно при этом сохранить выгодные опции по работе с маркетплейсами.
- Не проще ли разобраться самому?
- Не думаю. Цена ошибки может быть высокой, особенно на старте. Лучше уж заручиться поддержкой опытного товарища.
Клиент может выбрать помощь только в регистрации, а может оформить сопровождение на тот срок, который посчитает нужным. Спустя какое-то время предприниматели набираются опыта, погружаются в детали и некоторые из них переходят к самостоятельной работе на маркетплейсах.