Артем Констандян
президент Промсвязьбанка
Президент Промсвязьбанка Артем КОНСТАНДЯН в интервью Банки.ру поделился своим мнением о возможных последствиях международных санкций для банковского сектора, а также рассказал о намерении кредитной организации первый из российских банков открыть офис в Гонконге.
– Чистая прибыль Промсвязьбанка по РСБУ за первое полугодие этого года сократилась до 3 миллиардов рублей с 4 миллиардов за первое полугодие 2013 года. Будете ли вы корректировать стратегию развития банка с учетом политических рисков?
– Внесение изменений в стратегию — это достаточно формализованный процесс. Он начинается со стратегических сессий по разным бизнес-направлениям и заканчивается одобрением и обсуждением уже на уровне совета директоров. Российская экономика начиная с прошлого года резко поменяла динамику, поэтому ряд стратегических целей банка был скорректирован. Но подчеркну, что это не связано с событиями на Украине. Это связано с экономической динамикой в стране, которая наблюдалась задолго до событий на Украине. Сейчас мы видим, что ориентиры, на которые мы нацеливались в конце прошлого года, полностью сохраняют актуальность. Наши прогнозы по экономике, за исключением тех курсовых всплесков, которые наблюдались в марте на фоне крымских событий, полностью соответствуют действительности. Я не вижу необходимости дальнейшей существенной корректировки планов Промсвязьбанка из-за того, что происходит сейчас. Поэтому никаких резких движений со стороны банка не будет.
– Промсвязьбанк намерен придерживаться консервативной стратегии?
– Изменения касаются и корпоративных клиентов, и розничного бизнеса. Так, это уже отображается в балансе Промсвязьбанка. Среди наших корпоративных клиентов появился ряд крупнейших предприятий России, которые традиционно относят к «голубым фишкам». Что касается розницы, сейчас мы активно предлагаем кредиты наименее рисковым сегментам клиентов — в том числе госслужащим. В целом речь идет не только о продуктовых инициативах. Я говорю о реализации стратегии по более качественному и аккуратному формированию кредитного портфеля.
– Какое влияние оказали санкции со стороны США и ЕС на российский банковский сектор?
– Я думаю, что это имеет серьезные долгосрочные последствия. Российский финансовый сектор интегрирован в международный. Непосредственные проблемы испытывают те имена, которые попадают в список. Но это сказывается на всем секторе в целом. Риск-менеджмент всех мировых финансовых институтов изучает, что происходит, получает соответствующие сигналы, анализирует происходящие события. Таким образом, осложняется взаимодействие российского финансового сектора с международным. Речь, к сожалению, идет не только о США. Вольно или невольно Европа идет в фарватере этой политики. И поэтому в случае ужесточения санкций еврозона уже не будет спасением и отдушиной.
– А станет ли такой отдушиной Азия, в частности Китай?
– Китай – вторая экономика мира, ее финансовый сектор имеет большую глубину. Если бы сотрудничество с азиатскими странами и Китаем в частности заработало на полную мощность, это в существенной степени нивелировало бы возможные последствия охлаждения отношений с западным миром. Но это происходит постепенно. Одна из причин кроется в том, что нам нужно учиться работать с азиатскими странами. Нельзя сказать, что и партнеры в Азии полностью готовы к сотрудничеству с российскими компаниями. На выстраивание любых взаимоотношений уходят годы. Точно так же было и с Западом — сотрудничество выстраивалось не один год. Что касается Промсвязьбанка, азиатское направление мы развиваем давно. У нас работает представительство и в Дели, и в Пекине. В целом у Промсвязьбанка большой бизнес с Китаем по линии торгового финансирования. Традиционно это наше сильное направление. Второе важное направление — по линии факторинга. Мы уже заявляли о том, что у ПСБ есть планы по ведению банковских операций в Гонконге. Отмечу, что это непростая тема. На это уйдет существенное время. Но если Промсвязьбанку удастся открыть офис в Гонконге, это будет абсолютный прорыв для российской банковской системы.
– Вы вошли в совет директоров Росэксимбанка. Какие задачи стоят перед вами в этом банке?
– Какие-то серьезные комментарии я смог бы дать через некоторое время, когда начнутся заседания совета. Свое выдвижение рассматриваю как определенное признание заслуг не только моих личных, экспертных, но и Промсвязьбанка. В первую очередь это касается линии международного финансирования и международного сотрудничества. Эти направления являются в том числе уставными целями Росэксимбанка.
– На Санкт-Петербургской международной банковской конференции вы заявили, что если бы Промсвязьбанк размещал евробонды буквально на два дня позднее, размещение могло не состояться. Виной всему могли стать санкции. Какие планы по дальнейшему размещению?
– В июле мы разместили новый выпуск еврооблигаций и провели обмен двух выпусков бумаг на облигации нового выпуска. Мы фактически одновременно объявили две сделки еще до недавнего введения дополнительных санкций со стороны США. Заявления США негативно отразились на состоянии рынков капитала для всех без исключения российских эмитентов. Но, несмотря на это, нам удалось привлечь средства от обмена бумаг в капитал банка в дополнение к размещенным еврооблигациям. В условиях нестабильности на международных рынках мы очень положительно оцениваем результаты сделки по размещению и обмену бумаг. Еще несколько недель назад мы могли поговорить о возможных планах по дальнейшему увеличению капитала с точки зрения международных рынков, даже до конца этого года. Сейчас, честно говоря, я бы воздержался от каких-либо комментариев на эту тему. Потому что ситуация, сложившаяся за последние дни, общий информационный фон — крайне тяжелые.
– Что вы думаете по поводу списка системно значимых банков? Как отразится включение в список Промсвязьбанка на его работе?
– Роль крупнейших банков и в периоды экономического подъема, и в кризисное время — велика, ответственность тоже. Центральный банк, как и регуляторы в крупнейших экономиках, давно заявил о намерении перевести самых крупных игроков рынка на особый надзор. Предполагается, что контроль за работой системно значимых банков будет строже. Системная значимость — это в первую очередь гораздо большая ответственность перед обществом. Мы как банк, признанный системно значимым в числе первых, полностью к этому готовы.
– С какими трудностями при открытии офиса в Гонконге вы сталкиваетесь?
– На сегодняшний день ни у одного российского банка нет банковской лицензии в Гонконге. Это касается не только российских банков, но и банков стран постсоветского пространства. В любой цивилизованной стране сложно получить банковскую лицензию. Все банки, акционеры проходят масштабную проверку. А в нашем случае ее проходит не только Промсвязьбанк, но российская банковская система и надзор в целом.
– Какие у вас ожидания от работы гонконгского офиса? За счет чего вы будете конкурировать там с другими банками?
– Это будут базовые, но крайне востребованные традиционные банковские продукты. Такие как расчетное обслуживание, торговое финансирование и факторинг. Подчеркну, что наша цель в Гонконге – это не завоевать гонконгский рынок, а подставить финансовое плечо тем интересам российского бизнеса, которые там представлены. Мы хотим быть полновесным финансовым мостом в торговле между Россией и Китаем, имея непосредственную банковскую площадку в Гонконге.
– Как обстоят дела в кипрском филиале Промсвязьбанка?
– Сейчас в мире наблюдается большая турбулентность – на экономическом, политическом фронтах. Но бизнес кипрского филиала Промсвязьбанка бурно и успешно развивается. Это плоды не только двенадцатилетней кропотливой работы, но и сохранения репутации банка как надежного партнера на международном уровне. Думаю, сыграло свою роль и поведение Промсвязьбанка во время глубочайшего кипрского кризиса в марте прошлого года, который в очередной раз «отделил зерна от плевел». Мы видим, как пострадали клиенты банков на Кипре. Промсвязьбанк, который работает на Кипре полностью в рамках законодательства страны, тоже был вынужден приостанавливать обслуживание клиентов на несколько недель. Но банк поддерживал постоянную связь с клиентами в круглосуточном режиме, а коммуникация в таких вопросах крайне важна. Также, когда появилась законодательная возможность, мы были в числе первых иностранных банков, которым разрешили проводить операции на Кипре. Клиенты в полной мере ощутили, что Промсвязьбанк — это надежный партнер.
После того как нашим клиентам стали доступны любые международные операции, мы в течение месяца потеряли несколько сотен миллионов долларов. Но в последующие месяцы и до конца 2013 года мы не просто вернулись на докризисный уровень, мы этот уровень превысили. В 2014 году объемные показатели нашего филиала на Кипре превышают бизнес-план. Я имею в виду количество клиентов, объемы средств, размещенных в банке. Работа Промсвязьбанка на Кипре — направление, которое дает нам повод для гордости даже в это сложное время. Не скрою, во многом опираясь на успех кипрского филиала, мы строим уверенные планы в отношении других юрисдикций, например того же Гонконга.
Беседовала Анна БРЫТКОВА,