«НПФ со своими ресурсами могут стать палочкой-выручалочкой экономики» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

«НПФ со своими ресурсами могут стать палочкой-выручалочкой экономики» - «Интервью»


Константин Угрюмов
президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов


«НПФ со своими ресурсами могут стать палочкой-выручалочкой экономики» - «Интервью»

О том, как негосударственные пенсионные фонды переживут проверку ЦБ и Агентства по страхованию вкладов, как идет процесс акционирования НПФ и чем они способны помочь российской экономике, порталу Банки.ру рассказал президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин УГРЮМОВ.

— Как, на ваш взгляд, должен регулироваться переход граждан из одного НПФ в другой?

— Оптимально было бы принимать заявления граждан на смену страховщика в онлайн-формате с помощью портала госуслуг. Это решает сразу несколько проблем: бумажная волокита, огромная трата времени на поход в Пенсионный фонд РФ (сейчас необходимо лично подать заявление на переход), существенный процент неакцептованных ПФР заявлений по причине утери документов, незаконный перевод средств пенсионных накоплений из фонда в фонд и другое. Однако пока, к сожалению, технические возможности ПФР и самого портала госуслуг не позволяют проводить процедуру подачи заявления на смену страховщика.

— Какие трудности у НПФ возникают в ходе процесса акционирования?

— На данный момент весь механизм и этапы акционирования четко определены ЦБ РФ. Никаких препятствий тут не возникает.

— Согласно требованиям ЦБ, попасть в систему обязательного гарантированного страхования пенсионных накоплений смогут только те фонды, кто будет соответствовать новому нормативу достаточности собственных средств. Сколько фондов не соответствует этим нормам и откуда они будут привлекать средства?

— Оценить это сейчас невозможно хотя бы потому, что Центральный банк для оценки соответствия НПФ при вхождении в систему гарантирования средств пенсионных накоплений будет использовать данные годовой отчетности на 31 декабря 2013 года, которой пока нет.

В целом все НПФ, которые начали акционирование (после чего следует процесс вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений), в обязательном порядке приводят в соответствие с новыми нормативами ЦБ свои финансовые показатели уже за рамками годовой отчетности 2013 года.

— Сейчас всего пять фондов перешли на отчетность по МСФО. В чем заключается проблема перехода негосударственных пенсионных фондов на международные нормы отчетности?

— Проблема исключительно в сроках. Мы считаем, что обязанность негосударственных пенсионных фондов отчитываться по МСФО надо перенести на 2017 год, и просили Центробанк рассмотреть эту возможность. Дело в том, что НПФ в течение 2014—2016 годов будут находиться в процессе преобразования: проходить процедуру акционирования, переводить бухгалтерию на банковский план счетов, вступать в систему гарантирования. Это масштабный процесс, требующий значительного времени. Сейчас НПФ активно готовятся к переходу на новые стандарты отчетности. Однако для всего рынка в связи с реформированием отрасли есть риск не успеть начать сдавать отчетность по МФСО с 2015 года. Сейчас вопрос откладывания этих сроков уже принципиально решен.

— Насколько актуальна для фондов проблема фальсификации отчетности и как с этим бороться?

— Для рынка негосударственных пенсионных фондов эта проблема неактуальна. В любом случае, с момента акционирования и вступления в систему гарантирования возможность фальсификации отчетности будет нулевой, так как фонды начнут отчитываться по очень подробным формам, в которых любое нарушение будет сразу видно.

— В 2013 году Пенсионный фонд России получил 18,1 миллиона заявлений о переводе пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. По словам заместителя председателя правления ПФР Николая Козлова, в начале 2014 года количество заявлений о переводе накоплений резко сократилось. В чем причина такого снижения?

— Во-первых, снижение количества заявлений на смену страховщика связано с тем, что основная масса активных «молчунов» уже сделала свой выбор в предыдущие годы, особенно в 2013-м. Во-вторых, с 2014 года изменилась процедура подачи заявления на переход из фонда в фонд. Сейчас человеку необходимо сначала заключить договор с выбранным НПФ, далее пойти лично в ПФР и написать заявление на переход. По понятным причинам, до ПФР доходят немногие. По нашим оценкам, со второй половины этого года ситуация изменится, так как фонды уже научились работать в новых реалиях.

— Когда НПФ будут готовы принять накопления за 2013 и 2014 годы, который сейчас заморожены и находятся у ПФР?

— По заявлениям представителей ЦБ, негосударственные пенсионные фонды получат средства за второе полугодие 2013-го только после прохождения НПФ акционирования и вступления в систему гарантирования накоплений. За 2014 год средства переданы не будут. Взамен этих денег гражданам начислят пенсионные баллы в страховой солидарной части пенсии, стоимость которых на моменты выхода гражданина на пенсию неизвестна.

— Какие основные пожелания НПФ в законодательной сфере?

— На самом деле главные пожелания связаны с тем, чтобы процесс реформирования пенсионного законодательства не стал перманентным. Это запутывает людей и лишает их веры в стабильность системы. С созданием мегарегулятора рынок ясно ощущает принципиально иной подход к регулированию и вопросам развития пенсионной системы. Проблемы отрасли решаются при активном диалоге ЦБ и участников рынка. Только такой подход способен принести значительные плоды. Хотелось бы, чтобы работа продолжилась в том же режиме, когда и регулятор, и рынок настроены на достижение одной цели — создание устойчивой негосударственной пенсионной системы, которая гарантирует сохранность и доходность средств пенсионных накоплений застрахованным гражданам.

— Кто сейчас наиболее мощный лоббист интересов НПФ?

— Единственной профессиональной саморегулируемой организацией, которая объединяет около 80% всей отрасли НПФ, является Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. НАПФ существует уже 14 лет. На сегодняшний день в НАПФ состоит 75 организаций, в том числе 58 негосударственных пенсионных фондов и 17 нефондов (управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования). 53 НПФ из числа членов занимаются обязательным пенсионным страхованием. В фондах — членах НАПФ сосредоточено 94,2% пенсионных резервов и 78,1% участников всех негосударственных пенсионных фондов.

— Каким вы видите российский рынок НПФ после завершения проверки ЦБ и Агентством по страхованию вкладов?

— Это будет еще более устойчивая отрасль, в которой останутся сильнейшие игроки. Причем не только крупные НПФ. Если говорить о требованиях, которые ЦБ предъявляет к рынку в рамках нынешней пенсионной реформы, они непринципиально отличаются от тех, которые применяются к НПФ в течение всего времени их существования. Поэтому каких-то кардинальных изменений в структуре рынка мы не ожидаем. В целом масштабная работа государства и отрасли, которая сейчас ведется, сделает рынок еще более привлекательным для будущих пенсионеров. А государство наконец получит «длинные» деньги для внутренних инвестиций, что более чем актуально в условиях резкого замедления экономики. НПФ со своим ресурсом почти в 3 триллиона рублей могут стать своеобразной палочкой-выручалочкой в поисках источников роста экономики.

Беседовала Юлия ТИТОВА,


Константин Угрюмов президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов О том, как негосударственные пенсионные фонды переживут проверку ЦБ и Агентства по страхованию вкладов, как идет процесс акционирования НПФ и чем они способны помочь российской экономике, порталу Банки.ру рассказал президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин УГРЮМОВ. — Как, на ваш взгляд, должен регулироваться переход граждан из одного НПФ в другой? — Оптимально было бы принимать заявления граждан на смену страховщика в онлайн-формате с помощью портала госуслуг. Это решает сразу несколько проблем: бумажная волокита, огромная трата времени на поход в Пенсионный фонд РФ (сейчас необходимо лично подать заявление на переход), существенный процент неакцептованных ПФР заявлений по причине утери документов, незаконный перевод средств пенсионных накоплений из фонда в фонд и другое. Однако пока, к сожалению, технические возможности ПФР и самого портала госуслуг не позволяют проводить процедуру подачи заявления на смену страховщика. — Какие трудности у НПФ возникают в ходе процесса акционирования? — На данный момент весь механизм и этапы акционирования четко определены ЦБ РФ. Никаких препятствий тут не возникает. — Согласно требованиям ЦБ, попасть в систему обязательного гарантированного страхования пенсионных накоплений смогут только те фонды, кто будет соответствовать новому нормативу достаточности собственных средств. Сколько фондов не соответствует этим нормам и откуда они будут привлекать средства? — Оценить это сейчас невозможно хотя бы потому, что Центральный банк для оценки соответствия НПФ при вхождении в систему гарантирования средств пенсионных накоплений будет использовать данные годовой отчетности на 31 декабря 2013 года, которой пока нет. В целом все НПФ, которые начали акционирование (после чего следует процесс вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений), в обязательном порядке приводят в соответствие с новыми нормативами ЦБ свои финансовые показатели уже за рамками годовой отчетности 2013 года. — Сейчас всего пять фондов перешли на отчетность по МСФО. В чем заключается проблема перехода негосударственных пенсионных фондов на международные нормы отчетности? — Проблема исключительно в сроках. Мы считаем, что обязанность негосударственных пенсионных фондов отчитываться по МСФО надо перенести на 2017 год, и просили Центробанк рассмотреть эту возможность. Дело в том, что НПФ в течение 2014—2016 годов будут находиться в процессе преобразования: проходить процедуру акционирования, переводить бухгалтерию на банковский план счетов, вступать в систему гарантирования. Это масштабный процесс, требующий значительного времени. Сейчас НПФ активно готовятся к переходу на новые стандарты отчетности. Однако для всего рынка в связи с реформированием отрасли есть риск не успеть начать сдавать отчетность по МФСО с 2015 года. Сейчас вопрос откладывания этих сроков уже принципиально решен. — Насколько актуальна для фондов проблема фальсификации отчетности и как с этим бороться? — Для рынка негосударственных пенсионных фондов эта проблема неактуальна. В любом случае, с момента акционирования и вступления в систему гарантирования возможность фальсификации отчетности будет нулевой, так как фонды начнут отчитываться по очень подробным формам, в которых любое нарушение будет сразу видно. — В 2013 году Пенсионный фонд России получил 18,1 миллиона заявлений о переводе пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. По словам заместителя председателя правления ПФР Николая Козлова, в начале 2014 года количество заявлений о переводе накоплений резко сократилось. В чем причина такого снижения? — Во-первых, снижение количества заявлений на смену страховщика связано с тем, что основная масса активных «молчунов» уже сделала свой выбор в предыдущие годы, особенно в 2013-м. Во-вторых, с 2014 года изменилась процедура подачи заявления на переход из фонда в фонд. Сейчас человеку необходимо сначала заключить договор с выбранным НПФ, далее пойти лично в ПФР и написать заявление на переход. По понятным причинам, до ПФР доходят немногие. По нашим оценкам, со второй половины этого года ситуация изменится, так как фонды уже научились работать в новых реалиях. — Когда НПФ будут готовы принять накопления за 2013 и 2014 годы, который сейчас заморожены и находятся у ПФР? — По заявлениям представителей ЦБ, негосударственные пенсионные фонды получат средства за второе полугодие 2013-го только после прохождения НПФ акционирования и вступления в систему гарантирования накоплений. За 2014 год средства переданы не будут. Взамен этих денег гражданам начислят пенсионные баллы в страховой солидарной части пенсии, стоимость которых на моменты выхода гражданина на пенсию неизвестна. — Какие основные пожелания НПФ в законодательной сфере? — На самом деле главные пожелания связаны с тем, чтобы процесс реформирования пенсионного законодательства не стал перманентным. Это запутывает людей и лишает их веры в стабильность системы. С созданием мегарегулятора рынок ясно ощущает принципиально иной подход к регулированию и вопросам развития пенсионной системы. Проблемы отрасли решаются при активном диалоге ЦБ и участников рынка. Только такой подход способен принести значительные плоды. Хотелось бы, чтобы работа продолжилась в том же режиме, когда и регулятор, и рынок настроены на достижение одной цели — создание устойчивой негосударственной пенсионной системы, которая гарантирует сохранность и доходность средств пенсионных накоплений застрахованным гражданам. — Кто сейчас наиболее мощный лоббист интересов НПФ? — Единственной профессиональной саморегулируемой организацией, которая объединяет около 80% всей отрасли НПФ, является Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. НАПФ существует уже 14 лет. На сегодняшний день в НАПФ состоит 75 организаций, в том числе 58 негосударственных пенсионных фондов и 17 нефондов (управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования). 53 НПФ из числа членов занимаются обязательным пенсионным страхованием. В фондах — членах НАПФ сосредоточено 94,2% пенсионных резервов и 78,1% участников всех негосударственных пенсионных фондов. — Каким вы видите российский рынок НПФ после завершения проверки ЦБ и Агентством по страхованию вкладов? — Это будет еще более устойчивая отрасль, в которой останутся сильнейшие игроки. Причем не только крупные НПФ. Если говорить о требованиях, которые ЦБ предъявляет к рынку в рамках нынешней пенсионной реформы, они непринципиально отличаются от тех, которые применяются к НПФ в течение всего времени их существования. Поэтому каких-то кардинальных изменений в структуре рынка мы не ожидаем. В целом масштабная работа государства и отрасли, которая сейчас ведется, сделает рынок еще более привлекательным для будущих пенсионеров. А государство наконец получит «длинные» деньги для внутренних инвестиций, что более чем актуально в условиях резкого замедления экономики. НПФ со своим ресурсом почти в 3 триллиона рублей могут стать своеобразной палочкой-выручалочкой в поисках источников роста экономики. Беседовала Юлия ТИТОВА,
0
Комментарии для сайта Cackle
Другие новости

Это может то, что вы искали