Игорь Николаев
директор стратегического анализа ФБК
Портал Банки.ру обратился к директору стратегического анализа ФБК Игорю НИКОЛАЕВУ, чтобы узнать, почему падает рубль и как в таких условиях лучше сохранить сбережения.
— Курс рубля в последние недели резко снижается, обновляя исторические максимумы по евро и максимумы четырех-пяти лет по доллару. Каковы основные причины этого снижения?
— Есть внутренние фундаментальные причины. Это состояние нашей экономики. Оно не очень хорошее, мы на пути из стагнации в рецессию. Общая слабость экономики и макроэкономических показателей — одна из фундаментальных причин того, почему рубль так себя чувствует. Есть фундаментальные причины внешнего характера. Экономические — сворачивание программы количественного смягчения в США, что автоматически удорожает доллар и, соответственно, удешевляет рубль. Плюс все более близкие «сланцевые перспективы». США в обозримом будущем станет импортером сланцевых энергоносителей и, прежде всего, нефти. Это снижает мировую цену на нефть и повышает доллар. Плюс мощный отток капитала из России — более 62 миллиардов долларов в прошлом году. Это тоже важная причина того, почему рубль слаб.
— А действия ЦБ, которые фактически постепенно отпускают курс рубля в свободное плавание, влияют на стоимость национальной валюты?
— Я как раз хотел об этом сказать. Мы видим, что изменилось отношение, изменилась политика центральных властей, и не только финансовая, по отношению к устойчивости национальной валюты. То есть однозначно и действиями, и словом нам дают понять: слабый рубль — это не так уж и плохо. К тому же нервозность на финансовых рынках, на банковском в том числе, усиливает чувствительность к внешним факторам, ослабляющим рубль. Когда президент на встрече в МИФИ заявляет, что чем более свободной будет российская валюта, тем в конечном итоге лучше, это воспринимается однозначно. Когда вы говорите, что российская валюта будет более свободной, 99% населения понимают так, что она будет ослабевать. Это мощный сигнал. Вот эта неправильная, я считаю, информационная политика, когда все вдруг услышали от властей, что слабый рубль чуть ли не благо. Ну и понеслось.
— Как долго еще продлится это падение и какова будет его глубина?
— Если бы я это знал, сейчас, наверное, был бы очень богатым человеком. Я не Господь Бог. Наш среднегодовой прогноз курса рубля к доллару пока остается неизменным — в диапазоне 36—37. Может быть, и ниже. Но очень многое зависит от того, будут ли внесены какие-то коррективы в финансовую политику. Наши прогнозы мы пока не пересматривали. Лавинообразного падения, как, допустим, в августе или сентябре 1998 года, мы не ждем. Ситуация в экономике пока другая.
— Что сейчас делать гражданам, у которых есть сбережения в рублях? Оставить их в рублях, перевести в доллары и евро или вообще не трогать?
— Естественно, все зависит от того, какими деньгами люди располагают. С небольшими рублевыми накопления лучше ничего не делать. Если о чем-то мечтали, деньги на какие-то покупки откладывали, то лучше сейчас купить. Потому что пока товары длительного пользования подорожали, но они обязательно подорожают. А вот если купили, что хотели, и у вас еще остались рубли, то, как бы непатриотично это ни казалось, прикупите валюты. Так будет лучше.
Беседовала Татьяна КАЛИННИКОВА,