Поворот на Восток за ценой не постоял - «Экономика» » Новости Банков России

Экономика

Поворот на Восток за ценой не постоял - «Экономика»


Бурный рост капвложений — на 10% с учетом инфляции в годовом выражении в январе—сентябре и на 13,3% в третьем квартале 2023 года, зафиксированный Росстатом и обусловленный низкой базой 2022 года лишь отчасти, в основном финансировался из собственных средств компаний (на 57,5% против 54,1% в среднем в 2017–2021 годах). Сальдированная прибыль в экономике до налогов за девять месяцев выросла на 24,3% год к году также отчасти из-за низкой базы, но в сентябре к августу 2023 года показатель подскочил на 63% благодаря ненефтяному сектору. «Прибыли скорее стабилизировались — благодаря высокому спросу и инфляции»,— отмечает независимый экономист Дмитрий Полевой. Кроме того, в структуре источников инвестиций выросла доля бюджета (с 17% до 17,3%), кредитов банков РФ (с 7,5% до 8,8%) и займов других компаний (с 4,8% до 7,7%), доля же иностранных вложений снизилась с 3,6% до 0,5%.





В отраслевой структуре рост инвестиций прежде всего пришелся на обработку (9%), транспортную инфраструктуру (10%) и бюджетные секторы (21,5%). «Бюджетные инвестиции — предмет дискуссий, поскольку связаны с нерыночными стимулами, помогают поддержать экономику в кризисные моменты, но могут иметь меньший экономический эффект в перспективе»,— напоминают в Центре макропрогнозирования Газпромбанка. По оценке же аналитиков Telegram-канала «Твердые цифры», сменился и долгосрочный лидер по объемам капвложений: транспортная отрасль с 2022 года обогнала добычу полезных ископаемых (см. график) — вместе они отвечают за 31% инвестиций в основной капитал и около 40% инвестиций крупных и средних предприятий. С начала 2023 года вложения в транспортном секторе составили 3,1 трлн руб.— 1,4 трлн пришлись на «складское хозяйство и вспомогательную транспортную деятельность», по 0,6 трлн — на железнодорожный и трубопроводный транспорт. Отметим, что в целом это логично — поворот транспортных потоков на Восток и перестройка логистики в связи с отказом многих западных партнеров работать с РФ из-за ее военной операции на Украине не могли быть бесплатными. Однако потребность в реализации инвестпрограмм перекладывается в рост издержек. Так, с декабря грузовые ж/д тарифы увеличены на 10,75% (включая надбавку в 2% на капремонт инфраструктуры), в начале 2023 года тарифы уже выросли на 8% после 17% в 2022 году.


Артем Чугунов, Олег Сапожков


Бурный рост капвложений — на 10% с учетом инфляции в годовом выражении в январе—сентябре и на 13,3% в третьем квартале 2023 года, зафиксированный Росстатом и обусловленный низкой базой 2022 года лишь отчасти, в основном финансировался из собственных средств компаний (на 57,5% против 54,1% в среднем в 2017–2021 годах). Сальдированная прибыль в экономике до налогов за девять месяцев выросла на 24,3% год к году также отчасти из-за низкой базы, но в сентябре к августу 2023 года показатель подскочил на 63% благодаря ненефтяному сектору. «Прибыли скорее стабилизировались — благодаря высокому спросу и инфляции»,— отмечает независимый экономист Дмитрий Полевой. Кроме того, в структуре источников инвестиций выросла доля бюджета (с 17% до 17,3%), кредитов банков РФ (с 7,5% до 8,8%) и займов других компаний (с 4,8% до 7,7%), доля же иностранных вложений снизилась с 3,6% до 0,5%. В отраслевой структуре рост инвестиций прежде всего пришелся на обработку (9%), транспортную инфраструктуру (10%) и бюджетные секторы (21,5%). «Бюджетные инвестиции — предмет дискуссий, поскольку связаны с нерыночными стимулами, помогают поддержать экономику в кризисные моменты, но могут иметь меньший экономический эффект в перспективе»,— напоминают в Центре макропрогнозирования Газпромбанка. По оценке же аналитиков Telegram-канала «Твердые цифры», сменился и долгосрочный лидер по объемам капвложений: транспортная отрасль с 2022 года обогнала добычу полезных ископаемых (см. график) — вместе они отвечают за 31% инвестиций в основной капитал и около 40% инвестиций крупных и средних предприятий. С начала 2023 года вложения в транспортном секторе составили 3,1 трлн руб.— 1,4 трлн пришлись на «складское хозяйство и вспомогательную транспортную деятельность», по 0,6 трлн — на железнодорожный и трубопроводный транспорт. Отметим, что в целом это логично — поворот транспортных потоков на Восток и перестройка логистики в связи с отказом многих западных партнеров работать с РФ из-за ее военной операции на Украине не могли быть бесплатными. Однако потребность в реализации инвестпрограмм перекладывается в рост издержек. Так, с декабря грузовые ж/д тарифы увеличены на 10,75% (включая надбавку в 2% на капремонт инфраструктуры), в начале 2023 года тарифы уже выросли на 8% после 17% в 2022 году. Артем Чугунов, Олег Сапожков
0
Комментарии для сайта Cackle
Другие новости

Это может то, что вы искали