Конец иллюзий: восстановление экономики откладывается - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Конец иллюзий: восстановление экономики откладывается - «Новости Банков»


Конец иллюзий: восстановление экономики откладывается - «Новости Банков»

Эльвира Набиуллина в прямом эфире объяснила, почему сейчас не время снижать ключевую ставку

На заседании совета директоров 11 сентября Центробанк решил не менять ключевую ставку. Банки.ру спросил у экспертов, означает ли это окончание тренда на снижение ключевой ставки, который держался с декабря 2014 года, и как это решение отразится на банках и экономике в целом.

В пятницу, 11 сентября, Центробанк принял решение оставить ключевую ставку без изменения после шести подряд снижений с начала 2015 года. Какие сигналы это решение посылает банкам и российской экономике?

«Существенного снижения ставок ни по вкладам, ни по кредитам я не ожидаю»

Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «Регион»:

— Исходя из приведенного в комментарии к решению Банка России прогноза по инфляции мы видим, что регулятор по-прежнему рассчитывает на значительное снижение темпов роста цен в 2016 году. Пусть и более медленными темпами, чем предполагалось ранее. Таким образом, нынешнее решение — это лишь пауза, и общий тренд на смягчение денежно-кредитной политики сохраняется.

Оставив ставку на прежнем уровне, Банк России сигнализирует рынку, что возросшая волатильность на нефтяном и валютном рынках повышает инфляционные риски и откладывает восстановление экономики. Базовый среднесрочный прогноз регулятора достаточно консервативен. Продолжение рецессии исключает значительную кредитную экспансию в ближайшие год-полтора. Таким образом, условия кредитования будут оставаться достаточно жесткими. Существенного снижения ставок ни по вкладам, ни по кредитам я не ожидаю, за исключением отдельных ипотечных продуктов.

После сложного августа и правительство, и экономические агенты, очевидно, лишились последних иллюзий относительно будущего развития ситуации. Мы видим, что давление на Банк России по вопросу снижения ключевой ставки существенно ослабло. Это позволяет предположить, что бизнес смирился с жесткими макроэкономическими и финансовыми ограничениями. Можно сделать вывод, что серьезное влияние на экономику нынешнее решение регулятора вряд ли окажет.

«ЦБ демонстрирует, что поддержание курса рубля в нынешних условиях не является для него приоритетным»

Антон Табах, директор по региональным рейтингам агентства RusRating:

— Безусловно, период снижения ключевой ставки еще не окончен. Полагаю, что после всплеска инфляции из-за скачков курса имело смысл взять тайм-аут. При улучшении внешнего фона до конца года смягчение может возобновиться, но уже, скорее, шагами по 25 базисных пунктов.

С одной стороны, ЦБ продолжает генеральную линию на снижение ставок вслед за инфляцией, тем самым оставляя требования банков и ведомств о дешевой ликвидности без сатисфакции. С другой стороны, ЦБ демонстрирует, что поддержание курса рубля в нынешних условиях не является приоритетным для него, иначе бы мы обсуждали повышение ставки.

Что касается ставок по кредитам и депозитам, то размер ключевой ставки априори заложен в ставки по кредитам и депозитам, поэтому значимые движения маловероятны. В целом неснижение ключевой ставки — это полезно для поддержки тренда на снижение инфляции, а также повышения авторитета ЦБ как независимого института. Однако с ростом кредитования, особенно ипотеки, придется подождать.

«В ближайшей перспективе я бы предположил, что период снижения ключевой ставки окончен»

Вадим Тихонов, аналитик НРА:

— Дальнейшие решения о ключевой ставке зависят от текущей ситуации. Сейчас она одна: цена на нефть чуть поднялась, рубль чуть остановил падение, остальной негатив никуда не делся, в конце октября может быть другой. Вряд ли мы сейчас достигли какой-то стабильности, поэтому в ближайшей перспективе я бы предположил, что да, период снижения ключевой ставки окончен.

Думаю, руководство Банка России заняло выжидательную позицию. В текущей экономической ситуации это абсолютно нормально. По словам Эльвиры Набиуллиной, ресурс для снижения ставки есть, но в случае стабилизации цен на нефть в районе 50 долларов за баррель. Пока однозначно констатировать это как факт вряд ли кто-то решится. Не надо забывать, что одна из ключевых задач ЦБ сейчас — максимально возможное сдерживание инфляции. Снижение ставки инфляцию подтолкнет, а плоды прошлого повышения банковский сектор пожинает как раз сейчас.

Я не ожидаю серьезных изменений и каких-то масштабных трендов к понижению или росту ставок.

«Пока преждевременно говорить о том, что период снижения ставки окончен»

Алексей Девятов, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР):

— Я думаю, что пока преждевременно говорить о том, что период снижения ставки окончен. Дальнейшие действия ЦБ будут зависеть от цен на нефть. Если нефть будет дешеветь, то давление на рубль усилится, что увеличит инфляционные риски. В этой ситуации ЦБ продолжит воздерживаться от снижения ставки. Но если цены на нефть восстановятся, ЦБ продолжит снижение ставки. В условиях волатильных цен на нефть и временного отказа регулятора от снижения ключевой ставки не стоит ожидать и снижения ставок по кредитам. Для экономики прекращение снижения ставок ничего хорошего не обещает, риски для экономического роста только вырастут.

«Никогда не говори «никогда»

Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИК «Евроинвест»:

— С точки зрения рынка, по логике вещей, ответ на вопрос, окончено ли снижение ставки, должен быть положительным. Ставка Федрезерва США все равно будет повышена, не сегодня, так завтра, и доллар начнет укрепляться, подминая под себя все валюты, особенно структурно и фундаментально слабый рубль. С другой стороны, мы знаем, что наше государство морально сильнее финансов и бирж, поэтому через какое-то время Банк России вновь окажется под прессом критики «экономических либералов», которые неизбежно продолжат свою больную тему о недоступности финансово-кредитных ресурсов и, как следствие, невозможности переломить спад в российской экономике. Поэтому отвечаю на этот вопрос так: «никогда не говори «никогда».

Судя по котировкам рубля на Московской бирже, рынок ожидал именно такого решения. Поэтому ЦБ как будто сказал рынку: «мы тут тоже зрители, как и вы, так что лучше смотрите на нефть и ФРС США».

«Это была лишь остановка на пути к дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики»

Екатерина Власова, экономист банка Citi по СНГ:

— Решение оставить ключевую ставку без изменений — лишь остановка на пути к дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики. По нашим оценкам, замедление инфляции и слабая экономическая активность позволят Банку России снизить ключевую ставку на 300—350 базисных пунктов до конца следующего года. Сроки и скорость этого снижения во многом зависят от того, как будет складываться ситуация в мировой экономике. Основная интрига на глобальных рынках сейчас связана с предстоящим на следующей неделе заседанием Федеральной резервной системы. Другим источником неопределенности остается динамика цен на нефть. Наконец, не стоит недооценивать потенциальный масштаб проблем в китайской экономике — в частности, главный экономист «Сити» Виллем Буйтер в своей недавней статье допускает возможность рецессии в Китае в 2016 году. В этих непростых условиях Банк России ожидаемо решил взять паузу и дождаться, пока горизонт прояснится, чтобы в дальнейшем иметь больше информации для принятия решений о ключевой ставке.

«Потенциал дальнейшего ослабления денежной политики ЦБ заметно сузился»

Владимир Тихомиров, главный экономист БКС:

— После резкого подъема ставки в декабре и последующих ее снижений потенциал дальнейшего ослабления денежной политики ЦБ заметно сузился. А недавний рост рисков, связанных с ценами на нефть и перспективами глобальной экономики, который привел к новой волне ослабления рубля и роста инфляционных ожиданий, фактически не оставил ЦБ поля для маневра. Исходя из базового сценария, озвученного сегодня ЦБ, инфляционные риски останутся повышенными в ближайшей перспективе, так что я бы ожидал сохранения паузы и на заседании в октябре. Но в декабре или в начале следующего года у ЦБ может появиться возможность снизить ставку в случае, если не будет новых шоков и фактор базы позволит инфляции упасть до уровней ниже 10% в годовом выражении.

«Банк России в очередной раз подчеркивает, что политика инфляционного таргетирования проводится последовательно»

Александра Исакова, экономист по России и СНГ «ВТБ Капитала»:

— О денежно-кредитной политике можно сказать, что она остается достаточно жесткой. В этих условиях в среднесрочной перспективе ставки будут снижаться.

Решение на следующем заседании совета директоров ЦБ будет зависеть от того, каким окажется масштаб эффекта ослабления валютного курса на цены: выше или ниже предварительных ожиданий Банка России. Мы уже наблюдали часть эффектов в августе: рост цен в зарубежном туризме и других высокочувствительных к курсу группах товаров и услуг. Их совокупный вклад составил порядка 0,4 процентного пункта в итоговой инфляции 15,8% годовых. Но неопределенность сохраняется относительно роста цен других групп товаров.

На наш взгляд, темп общего роста цен порядка 0,4—0,5% от месяца к месяцу в сентябре и октябре создаст предпосылки для снижения ставок на следующем заседании. Тем не менее нашим базовым сценарием остается сохранение текущего уровня ставок до последнего в этом году заседания в декабре.

Сохранение ключевой ставки без изменений играет в большей степени роль сигнала. Банк России в очередной раз подчеркивает, что политика инфляционного таргетирования проводится последовательно.

Юлия ТИТОВА,


Эльвира Набиуллина в прямом эфире объяснила, почему сейчас не время снижать ключевую ставку На заседании совета директоров 11 сентября Центробанк решил не менять ключевую ставку. Банки.ру спросил у экспертов, означает ли это окончание тренда на снижение ключевой ставки, который держался с декабря 2014 года, и как это решение отразится на банках и экономике в целом. В пятницу, 11 сентября, Центробанк принял решение оставить ключевую ставку без изменения после шести подряд снижений с начала 2015 года. Какие сигналы это решение посылает банкам и российской экономике? «Существенного снижения ставок ни по вкладам, ни по кредитам я не ожидаю» Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «Регион»: — Исходя из приведенного в комментарии к решению Банка России прогноза по инфляции мы видим, что регулятор по-прежнему рассчитывает на значительное снижение темпов роста цен в 2016 году. Пусть и более медленными темпами, чем предполагалось ранее. Таким образом, нынешнее решение — это лишь пауза, и общий тренд на смягчение денежно-кредитной политики сохраняется. Оставив ставку на прежнем уровне, Банк России сигнализирует рынку, что возросшая волатильность на нефтяном и валютном рынках повышает инфляционные риски и откладывает восстановление экономики. Базовый среднесрочный прогноз регулятора достаточно консервативен. Продолжение рецессии исключает значительную кредитную экспансию в ближайшие год-полтора. Таким образом, условия кредитования будут оставаться достаточно жесткими. Существенного снижения ставок ни по вкладам, ни по кредитам я не ожидаю, за исключением отдельных ипотечных продуктов. После сложного августа и правительство, и экономические агенты, очевидно, лишились последних иллюзий относительно будущего развития ситуации. Мы видим, что давление на Банк России по вопросу снижения ключевой ставки существенно ослабло. Это позволяет предположить, что бизнес смирился с жесткими макроэкономическими и финансовыми ограничениями. Можно сделать вывод, что серьезное влияние на экономику нынешнее решение регулятора вряд ли окажет. «ЦБ демонстрирует, что поддержание курса рубля в нынешних условиях не является для него приоритетным» Антон Табах, директор по региональным рейтингам агентства RusRating: — Безусловно, период снижения ключевой ставки еще не окончен. Полагаю, что после всплеска инфляции из-за скачков курса имело смысл взять тайм-аут. При улучшении внешнего фона до конца года смягчение может возобновиться, но уже, скорее, шагами по 25 базисных пунктов. С одной стороны, ЦБ продолжает генеральную линию на снижение ставок вслед за инфляцией, тем самым оставляя требования банков и ведомств о дешевой ликвидности без сатисфакции. С другой стороны, ЦБ демонстрирует, что поддержание курса рубля в нынешних условиях не является приоритетным для него, иначе бы мы обсуждали повышение ставки. Что касается ставок по кредитам и депозитам, то размер ключевой ставки априори заложен в ставки по кредитам и депозитам, поэтому значимые движения маловероятны. В целом неснижение ключевой ставки — это полезно для поддержки тренда на снижение инфляции, а также повышения авторитета ЦБ как независимого института. Однако с ростом кредитования, особенно ипотеки, придется подождать. « В ближайшей перспективе я бы предположил, что период снижения ключевой ставки окончен» Вадим Тихонов, аналитик НРА: — Дальнейшие решения о ключевой ставке зависят от текущей ситуации. Сейчас она одна: цена на нефть чуть поднялась, рубль чуть остановил падение, остальной негатив никуда не делся, в конце октября может быть другой. Вряд ли мы сейчас достигли какой-то стабильности, поэтому в ближайшей перспективе я бы предположил, что да, период снижения ключевой ставки окончен. Думаю, руководство Банка России заняло выжидательную позицию. В текущей экономической ситуации это абсолютно нормально. По словам Эльвиры Набиуллиной, ресурс для снижения ставки есть, но в случае стабилизации цен на нефть в районе 50 долларов за баррель. Пока однозначно констатировать это как факт вряд ли кто-то решится. Не надо забывать, что одна из ключевых задач ЦБ сейчас — максимально возможное сдерживание инфляции. Снижение ставки инфляцию подтолкнет, а плоды прошлого повышения банковский сектор пожинает как раз сейчас. Я не ожидаю серьезных изменений и каких-то масштабных трендов к понижению или росту ставок. « Пока преждевременно говорить о том, что период снижения ставки окончен» Алексей Девятов, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР): — Я думаю, что пока преждевременно говорить о том, что период снижения ставки окончен. Дальнейшие действия ЦБ будут зависеть от цен на нефть. Если нефть будет дешеветь, то давление на рубль усилится, что увеличит инфляционные риски. В этой ситуации ЦБ продолжит воздерживаться от снижения ставки. Но если цены на нефть восстановятся, ЦБ продолжит снижение ставки. В условиях волатильных цен на нефть и временного отказа регулятора от снижения ключевой ставки не стоит ожидать и снижения ставок по кредитам. Для экономики прекращение снижения ставок ничего хорошего не обещает, риски для экономического роста только вырастут. « Никогда не говори «никогда» Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИК «Евроинвест»: — С точки зрения рынка, по логике вещей, ответ на вопрос, окончено ли снижение ставки, должен быть положительным. Ставка Федрезерва США все равно будет повышена, не сегодня, так завтра, и доллар начнет укрепляться, подминая под себя все валюты, особенно структурно и фундаментально слабый рубль. С другой стороны, мы знаем, что наше государство морально сильнее финансов и бирж, поэтому через какое-то время Банк России вновь окажется под прессом критики «экономических либералов», которые неизбежно продолжат свою больную тему о недоступности финансово-кредитных ресурсов и, как следствие, невозможности переломить спад в российской экономике. Поэтому отвечаю на этот вопрос так: «никогда не говори «никогда». Судя по котировкам рубля на Московской бирже, рынок ожидал именно такого решения. Поэтому ЦБ как будто сказал рынку: «мы тут тоже зрители, как и вы, так что лучше смотрите на нефть и ФРС США». «Это была лишь остановка на пути к дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики» Екатерина Власова, экономист банка Citi по СНГ: — Решение оставить ключевую ставку без изменений — лишь остановка на пути к дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики. По нашим оценкам, замедление инфляции и слабая экономическая активность позволят Банку России снизить ключевую ставку на 300—350 базисных пунктов до конца следующего года. Сроки и скорость этого снижения во многом зависят от того, как будет складываться ситуация в мировой экономике. Основная интрига на глобальных рынках сейчас связана с предстоящим на следующей неделе заседанием Федеральной резервной системы. Другим источником неопределенности остается динамика цен на нефть. Наконец, не стоит недооценивать потенциальный масштаб проблем в китайской экономике — в частности, главный экономист «Сити» Виллем Буйтер в своей недавней статье допускает возможность рецессии в Китае в 2016 году. В этих непростых условиях Банк России ожидаемо решил взять паузу и дождаться, пока горизонт прояснится, чтобы в дальнейшем иметь больше информации для принятия решений о ключевой ставке. « Потенциал дальнейшего ослабления денежной политики ЦБ заметно сузился» Владимир Тихомиров, главный экономист БКС: — После резкого подъема ставки в декабре и последующих ее снижений потенциал дальнейшего ослабления денежной политики ЦБ заметно сузился. А недавний рост рисков, связанных с ценами на нефть и перспективами глобальной экономики, который привел к новой волне ослабления рубля и роста инфляционных ожиданий, фактически не оставил ЦБ поля для маневра. Исходя из базового сценария, озвученного сегодня ЦБ, инфляционные риски останутся повышенными в ближайшей перспективе, так что я бы ожидал сохранения паузы и на заседании в октябре. Но в декабре или в начале следующего года у ЦБ может появиться возможность снизить ставку в случае, если не будет новых шоков и фактор базы позволит инфляции упасть до уровней ниже 10% в годовом выражении. « Банк России в очередной раз подчеркивает, что политика инфляционного таргетирования проводится последовательно» Александра Исакова, экономист по России и СНГ «ВТБ Капитала»: — О денежно-кредитной политике можно сказать, что она остается достаточно жесткой. В этих условиях в среднесрочной перспективе ставки будут снижаться. Решение на следующем заседании совета директоров ЦБ будет зависеть от того, каким окажется масштаб эффекта ослабления валютного курса на цены: выше или ниже предварительных ожиданий Банка России. Мы уже наблюдали часть эффектов в августе: рост цен в зарубежном туризме и других высокочувствительных к курсу группах товаров и услуг. Их совокупный вклад составил порядка 0,4 процентного пункта в итоговой инфляции 15,8% годовых. Но неопределенность сохраняется относительно роста цен других групп товаров. На наш взгляд, темп общего роста цен порядка 0,4—0,5% от месяца к месяцу в сентябре и октябре создаст предпосылки для снижения ставок на следующем заседании. Тем не менее нашим базовым сценарием остается сохранение текущего уровня ставок до последнего в этом году заседания в декабре. Сохранение ключевой ставки без изменений играет в большей степени роль сигнала. Банк России в очередной раз подчеркивает, что политика инфляционного таргетирования проводится последовательно. Юлия ТИТОВА,
0
Другие новости

Это может то, что вы искали