Банки в ручном режиме решили простить мелкие долги заемщикам, чтобы выдать им жилищные кредиты
В банки хлынул поток клиентов с испорченной кредитной историей. Большинство из них допустили просрочку из-за финансовой неграмотности, а сумма долга была невелика.
Комментарий
Светлана Ковалева, заместитель управляющего филиалом «Абсолют Банка» в Екатеринбурге:
- Мы заметили серьезное изменение в структуре потенциальных заемщиков. В общей массе значительно увеличилось число людей с отрицательной кредитной историей. Когда мы почувствовали, что это уже приобретает угрожающий характер, стали тщательно анализировать, что это за просрочки и откуда она взялась. В результате мы поняли, что ситуация связана скорее с финансовой неграмотностью населения, чем с плохой платежной дисциплиной. Во времена бума потребительского кредитования, люди брали кредиты на телевизоры и сотовые телефоны, оформляли по несколько кредитных карт… Но многие не догадывались о том, что кроме процентов - в некоторых банках могут быть еще и комиссии. Подавляющее большинство из них вышли на просрочку именно из-за ее неоплаты. При этом сам долг был совсем небольшим - не более 3-5 тысяч рублей. Понятно, что проблема тут исключительно в финансовой грамотности.
Когда банки осознали, что количество заявок на ипотечные кредиты от клиентов с просрочкой «по глупости» растет, они пересмотрели свою систему оценки потенциальных ипотечников. «Пришлось включить ручной привод - разбираться в причинах просрочки в каждом отдельном случае. Процесс замедляется, но в результате по таким заемщикам мы принимаем положительное решение», - говорит Светлана Ковалева.
По словам управляющего уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, иногда потребность в «ручном управлении», действительно, возникает. Однако госбанкам перейти на такой режим гораздо сложнее. «Все заявки на розничные кредиты, в том числе ипотеку, обрабатываются на нашей «кредитной фабрике». Это автоматизированная система оценки заемщика, из этого процесса практически полностью исключены живые люди», - объясняет директор управления по работе с партнерами Уральского банка Сбербанка России Татьяна Лобова. Эксперт отмечает также, что кредитная история - это важный, но не единственный решающий фактор в принятии банком решения.