Выгодный курс: кто контролирует обменный бизнес в мире - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Выгодный курс: кто контролирует обменный бизнес в мире - «Новости Банков»


Выгодный курс: кто контролирует обменный бизнес в мире - «Новости Банков»


Эксклюзивные договоры на обмен валюты в аэропортах — выгодный бизнес

Если в России обменные пункты должны принадлежать банкам (по крайней мере, формально), то во многих других странах это не так. Конечно, работа с деньгами, тем более наличными, — не самый обычный бизнес. Он регулируется государственными органами, но все же его можно считать отдельным видом предпринимательской деятельности, альтернативным банкам.

В туристических странах уличные обменники чаще всего остаются семейным или личным бизнесом, а их количество в единой сети вряд ли превышает несколько точек. Зато обменные пункты в самых выгодных местах — аэропортах, международных вокзалах, крупных торговых центрах — это серьезный бизнес, на базе которого выросли целые международные корпорации с миллиардными оборотами и капитализацией в сотни миллионов долларов. На этом рынке происходят интересные и важные перемены.

Арабские инвестиции

Крупнейшая международная компания, владеющая обменными пунктами, совсем недавно поменяла владельца. В январе 2015 года инвестор индийского происхождения из Объединенных Арабских Эмиратов доктор Бавагурту Рагурам Шетти при поддержке одной из самых богатых семей ОАЭ во главе с Халифой бин Бути аль-Омером заплатил миллиард фунтов стерлингов за британскую компанию Travelex Holdings и получил в ней полный контроль.

Нынешние масштабы деятельности Travelex впечатляют: группа имеет около 1 700 отделений и 1 400 банкоматов в 29 странах. Из них примерно 500 — это обменники, расположенные в 130 аэропортах мира, включая пять крупнейших по количеству обслуживаемых пассажиров. Выручка компании от розничных операций с валютой за 2014 год составила 496,5 млн британских фунтов, а прибыль — 64 млн фунтов. В целом же, включая оптовые и прочие операции, выручка Travelex превышает 721 млн фунтов за год.

Travelex (точнее, его предшественник) был создан в 1976 году 23-летним Ллойдом Дорфманом, открывшим собственный обменник на одной из улиц в центре Лондона. Отсутствие высшего образования и всего трехлетний опыт работы в Сити не помешали Дорфману быстро развивать бизнес. Правда, как он позже рассказывал FT, у него не было никакого плана, а жизнь тогда больше напоминала приключение, чем историю успеха. Тем не менее зимой 2000—2001 годов Travelex купил финансовое подразделение компании Thomas Cook за 440 млн фунтов и стал крупнейшим обменным сервисом в мире. Через четыре года уже сама компания (точнее, контрольный пакет ее акций) была продана инвестфирме Apax Partners исходя из оценки 1,05 млрд фунтов.

Наконец, теперь главный мировой «обменник» оказался в руках арабских инвесторов. Смысл этой сделки — в объединении Travelex и одной из крупнейших в мире систем международных денежных переводов UAE Exchange, принадлежащей тем же инвесторам. Соединение и оптимизация сетей и технологий должны повысить стоимость бизнеса. В дальнейшем планируется вывести объединенную компанию на биржу с хорошей прибылью.

Бизнес на продажу

Еще одна британская компания, владеющая большой сетью обменных пунктов во многих странах мира, выставлена на продажу прямо сейчас. Любой желающий может подать заявку и — в случае успеха — приобрести International Currency Exchange на своеобразном аукционе. Стартовая цена намного ниже, чем сумма сделки по Travelex, — всего 150 млн фунтов, но и масштаб бизнеса здесь заметно скромнее. Тем не менее это одна из крупнейших независимых валютообменных компаний мира, она имеет порядка 400 «бюро» (традиционное название обменника в англоязычных странах) в Европе, США, Канаде, Мексике, Индии, Китае и на других рынках. Основная ценность ICE — эксклюзивные договоры на обмен валюты в аэропортах Эдинбурга, Вашингтона, Сиэтла, а также в лондонском Лутоне.

Как и любая подобная история, корпоративный миф ICE рассказывает, что все начиналось с одного обменника в здании лондонского вокзала Виктория в 1973 году. Он был открыт 50-летним Гурамали Тежани и его сыновьями, которые владеют компанией и сейчас. Со временем дело пошло так хорошо, что Тежани прикупили в пару к сети обменников еще и один из старейших действующих банков Англии — Raphaels Bank, основанный голландцем Рафаэлем Рафаэлем еще в 1787 году. Банк, кстати, тоже теперь выставлен на продажу.

Распродажа имущества холдинга не связана с какими-то финансовыми проблемами. Компания показывает пусть и скромную, но прибыль, бизнес развивается, оборот в нынешнем году должен преодолеть отметку в 1 млрд фунтов. Но всем акционерам в районе 70 лет, и, по сообщениям сотрудников ICE на форумах, о развитии бизнеса они уже не очень думают. К тому же после продажи Travelex интерес к одной из крупнейших из оставшихся на рынке компаний может усилиться у инвестфондов или корпораций, занимающихся денежными переводами.

Рост за счет партнерства

Наличный валютный рынок за океаном — в Северной Америке — сильно фрагментирован и по большей части принадлежит банкам. Из небанковских крупных игроков на нем активен тот же Travelex, а также местная быстрорастущая компания Currency Exchange International (CXI). Несмотря на то что ее деятельность по большей части сосредоточена в США и штаб-квартира находится во Флориде, акции CXI торгуются на бирже в Торонто.

Currency Exchange International имеет сложную, но интересную историю. Ее нынешний глава Рэндольф Пинна основал предшественника современной компании — корпорацию Foreign Currency Exchange — в 1987 году, а в 2003-м продал ее Банку Ирландии. В 2007 году Пинна выкупил у банка розничные валютные операции, собрал команду и снова создал самостоятельную компанию. Опыт и авторитет Рэндольфа Пинны на рынке сработали: с момента выхода на биржу в 2012 году по сегодняшний день акции CXI подорожали в 3,6 раза. За это время компания обзавелась 36 собственными обменниками в самых привлекательных туристических местах США и сотнями партнерских соглашений с местными компаниями и банками. По этим соглашениям Currency Exchange International обеспечивает техническую и финансовую часть работы обменников, принадлежащих партнерам. Такой подход позволяет показывать очень высокую норму прибыли, что особенно нравится инвесторам.

Все меняется

У валютообменного бизнеса в развитых странах неоднозначное будущее. С одной стороны, бумажные деньги постепенно выходят из обращения — люди в путешествиях все больше пользуются картами и интернет-платежами. С другой — рост международного туризма пока компенсирует эти потери. Впрочем, если посмотреть дальше ближайших лет, легко понять, что обмен бумажных денег сохранится только в не самых развитых странах со слабым банковским бизнесом или постоянно падающей местной валютой.

Поэтому глобальный рынок валютного обмена меняется на глазах уже сейчас: компании выпускают различные карты, работают через Интернет (можно заранее заказать нужную сумму в конкретном «бюро» за границей по хорошему курсу, оплатив покупку онлайн, и, приехав, спокойно получить местные деньги) и концентрируются на услугах денежных переводов (особенно в Азии). По сути, обменники превращаются в многофункциональные офисы почти банковского уровня — разве что депозиты пока не принимают.

Артем ЕЙСКОВ, для


Эксклюзивные договоры на обмен валюты в аэропортах — выгодный бизнес Если в России обменные пункты должны принадлежать банкам (по крайней мере, формально), то во многих других странах это не так. Конечно, работа с деньгами, тем более наличными, — не самый обычный бизнес. Он регулируется государственными органами, но все же его можно считать отдельным видом предпринимательской деятельности, альтернативным банкам. В туристических странах уличные обменники чаще всего остаются семейным или личным бизнесом, а их количество в единой сети вряд ли превышает несколько точек. Зато обменные пункты в самых выгодных местах — аэропортах, международных вокзалах, крупных торговых центрах — это серьезный бизнес, на базе которого выросли целые международные корпорации с миллиардными оборотами и капитализацией в сотни миллионов долларов. На этом рынке происходят интересные и важные перемены. Арабские инвестиции Крупнейшая международная компания, владеющая обменными пунктами, совсем недавно поменяла владельца. В январе 2015 года инвестор индийского происхождения из Объединенных Арабских Эмиратов доктор Бавагурту Рагурам Шетти при поддержке одной из самых богатых семей ОАЭ во главе с Халифой бин Бути аль-Омером заплатил миллиард фунтов стерлингов за британскую компанию Travelex Holdings и получил в ней полный контроль. Нынешние масштабы деятельности Travelex впечатляют: группа имеет около 1 700 отделений и 1 400 банкоматов в 29 странах. Из них примерно 500 — это обменники, расположенные в 130 аэропортах мира, включая пять крупнейших по количеству обслуживаемых пассажиров. Выручка компании от розничных операций с валютой за 2014 год составила 496,5 млн британских фунтов, а прибыль — 64 млн фунтов. В целом же, включая оптовые и прочие операции, выручка Travelex превышает 721 млн фунтов за год. Travelex (точнее, его предшественник) был создан в 1976 году 23-летним Ллойдом Дорфманом, открывшим собственный обменник на одной из улиц в центре Лондона. Отсутствие высшего образования и всего трехлетний опыт работы в Сити не помешали Дорфману быстро развивать бизнес. Правда, как он позже рассказывал FT, у него не было никакого плана, а жизнь тогда больше напоминала приключение, чем историю успеха. Тем не менее зимой 2000—2001 годов Travelex купил финансовое подразделение компании Thomas Cook за 440 млн фунтов и стал крупнейшим обменным сервисом в мире. Через четыре года уже сама компания (точнее, контрольный пакет ее акций) была продана инвестфирме Apax Partners исходя из оценки 1,05 млрд фунтов. Наконец, теперь главный мировой «обменник» оказался в руках арабских инвесторов. Смысл этой сделки — в объединении Travelex и одной из крупнейших в мире систем международных денежных переводов UAE Exchange, принадлежащей тем же инвесторам. Соединение и оптимизация сетей и технологий должны повысить стоимость бизнеса. В дальнейшем планируется вывести объединенную компанию на биржу с хорошей прибылью. Бизнес на продажу Еще одна британская компания, владеющая большой сетью обменных пунктов во многих странах мира, выставлена на продажу прямо сейчас. Любой желающий может подать заявку и — в случае успеха — приобрести International Currency Exchange на своеобразном аукционе. Стартовая цена намного ниже, чем сумма сделки по Travelex, — всего 150 млн фунтов, но и масштаб бизнеса здесь заметно скромнее. Тем не менее это одна из крупнейших независимых валютообменных компаний мира, она имеет порядка 400 «бюро» (традиционное название обменника в англоязычных странах) в Европе, США, Канаде, Мексике, Индии, Китае и на других рынках. Основная ценность ICE — эксклюзивные договоры на обмен валюты в аэропортах Эдинбурга, Вашингтона, Сиэтла, а также в лондонском Лутоне. Как и любая подобная история, корпоративный миф ICE рассказывает, что все начиналось с одного обменника в здании лондонского вокзала Виктория в 1973 году. Он был открыт 50-летним Гурамали Тежани и его сыновьями, которые владеют компанией и сейчас. Со временем дело пошло так хорошо, что Тежани прикупили в пару к сети обменников еще и один из старейших действующих банков Англии — Raphaels Bank, основанный голландцем Рафаэлем Рафаэлем еще в 1787 году. Банк, кстати, тоже теперь выставлен на продажу. Распродажа имущества холдинга не связана с какими-то финансовыми проблемами. Компания показывает пусть и скромную, но прибыль, бизнес развивается, оборот в нынешнем году должен преодолеть отметку в 1 млрд фунтов. Но всем акционерам в районе 70 лет, и, по сообщениям сотрудников ICE на форумах, о развитии бизнеса они уже не очень думают. К тому же после продажи Travelex интерес к одной из крупнейших из оставшихся на рынке компаний может усилиться у инвестфондов или корпораций, занимающихся денежными переводами. Рост за счет партнерства Наличный валютный рынок за океаном — в Северной Америке — сильно фрагментирован и по большей части принадлежит банкам. Из небанковских крупных игроков на нем активен тот же Travelex, а также местная быстрорастущая компания Currency Exchange International (CXI). Несмотря на то что ее деятельность по большей части сосредоточена в США и штаб-квартира находится во Флориде, акции CXI торгуются на бирже в Торонто. Currency Exchange International имеет сложную, но интересную историю. Ее нынешний глава Рэндольф Пинна основал предшественника современной компании — корпорацию Foreign Currency Exchange — в 1987 году, а в 2003-м продал ее Банку Ирландии. В 2007 году Пинна выкупил у банка розничные валютные операции, собрал команду и снова создал самостоятельную компанию. Опыт и авторитет Рэндольфа Пинны на рынке сработали: с момента выхода на биржу в 2012 году по сегодняшний день акции CXI подорожали в 3,6 раза. За это время компания обзавелась 36 собственными обменниками в самых привлекательных туристических местах США и сотнями партнерских соглашений с местными компаниями и банками. По этим соглашениям Currency Exchange International обеспечивает техническую и финансовую часть работы обменников, принадлежащих партнерам. Такой подход позволяет показывать очень высокую норму прибыли, что особенно нравится инвесторам. Все меняется У валютообменного бизнеса в развитых странах неоднозначное будущее. С одной стороны, бумажные деньги постепенно выходят из обращения — люди в путешествиях все больше пользуются картами и интернет-платежами. С другой — рост международного туризма пока компенсирует эти потери. Впрочем, если посмотреть дальше ближайших лет, легко понять, что обмен бумажных денег сохранится только в не самых развитых странах со слабым банковским бизнесом или постоянно падающей местной валютой. Поэтому глобальный рынок валютного обмена меняется на глазах уже сейчас: компании выпускают различные карты, работают через Интернет (можно заранее заказать нужную сумму в конкретном «бюро» за границей по хорошему курсу, оплатив покупку онлайн, и, приехав, спокойно получить местные деньги) и концентрируются на услугах денежных переводов (особенно в Азии). По сути, обменники превращаются в многофункциональные офисы почти банковского уровня — разве что депозиты пока не принимают. Артем ЕЙСКОВ, для
0
Другие новости

Это может то, что вы искали