Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов признался, что конвертировал свой депозит из тенге в доллары 19 августа – за день до того как национальная валюта была отпущена в свободное плаванье, сообщает корреспондент Novosti-Bankov.ru.
Такое признание экономист сделал, отвечая на пост советника Палаты предпринимателей Дениса Кривошеева.
«Я по-настоящему уважаю Олжаса Худайбергенова, он отличный человек и с ним очень полезно дискутировать, но хочу спросить о тех пяти миллионах тенге, что им были честно накоплены и положены на теньговый депозит — где они сейчас? В чем сейчас хранит? Если «перевернулся», то когда? И очень хотелось бы узнать стратегию поведения для народа, как жить при курсе в 300, если обещали 190», — написал накануне Кривошеев.
В своем ответе Худайбергенов намекнул, что публичное заявление Кривошеева вызвано иными причинами, нежели любопытством
«Денис, я знаю, что каждый раз когда упоминаю г-на Ошакбаева (с 22 августа вице-министр по инвестициям и развитию РК, а ранее зам. Председателя Палаты предпринимателей – авт.), тут же появляешься ты. В следующий раз он может ответить напрямую.
Что касается депозита, я его конвертировал в доллары по курсу 198, в обед 19-го числа. Если вернусь на госслужбу, то обязательно вернусь в тенге, так как считаю, что госслужащие управленческого звена должны нести проблемы вместе с простыми людьми. Надеюсь, что г-н Ошакбаев также ответит в какой валюте он сейчас держит депозит, если он есть.
Что касается вопроса как жить при 300 тенге, то думаю, что на этот вопрос должны отвечать Ошакбаев и ты, как сторонники резкой девальвации и инфляционного таргетирования. Не надо вешать с больной головы на здоровую! Объясните людям как быть, дайте прогноз, несите моральную ответственность. Также очень хочу услышать план мероприятий по индустриализации от г-на Ошакбаева», — ответил Худайбергенов.
«Я очень хорошо знаю Олжаса ХУдайбергенова, и то, что он публично сделал, совершенно не подразумевало его прогноз по доллару США. Я ни разу не слышал, чтобы он делал прогнозы по поводу, каким будет курс тенге, так как курс у нас определяется по большей части Национальным Банком. Он предлагал политику в области валютного регулирования, но никак не курс тенге. Поэтому такого рода писанины (пост Кривошеева — авт.) не совсем политкорректны и направлены на то, чтобы подлить негатива в отношении Олжаса. Это не совсем корректно. Олжас ответил, и я с ним полностью согласен. Вот как раз люди, которые радели за девальвацию, должны объяснить народу как жить при 300 за курс и реальной инфляцией в 30-40 процентов.
Посмотрим итоги года и потом сделаем выводы, как новый курс помог нашим производителям. И да, я тоже был сторонник плавной девальвации и тенговой гарантии, но при этом, зная наше правительство, все сбережения держал в долларах США», — прокомментировал ситуацию финансист Галим Хусаинов.
Предыстория тенгового депозита Худайбергенова началась еще летом прошлого года. Тогда на фоне нескольких волн слухов о девальвации экономист уверял, что ее не будет. Чтобы население ему поверило, он сам открыл тенговый депозит. В случае девальвации он обещал отдать эти деньги в помощь ипотечным заемщикам и на стипендии по программе «Тайбурыл». Условия данного обещания действовали до конца 2014 года.
В начале декабря того же года Худайбергенов вновь публично отстаивал позицию, что резкая девальвация стране не нужна. И как сторонник этой идеи решил оставить свой депозит в тенге.
Напомним, что сегодня утром, 17 сентября, на казахстанской фондовой бирже курс американского доллара опустился на 13,87 тенге и достиг отметки в 270,11.
При этом курс продажи доллара в обменниках упал еще больше — сразу на 19 тенге — до 282 тенге.