Как стало известно порталу Банки.ру, с 1 августа Россельхозбанк объединяет свою банкоматную сеть с Альфа-Банком и Промсвязьбанком. Это первое подобное сотрудничество госбанка, в рамках соглашения клиенты трех кредитных организаций смогут снимать наличные с карт в банкоматах без комиссии. Эксперты утверждают, что лишь объединение банкоматных сетей способно помочь финучреждениям конкурировать со Сбербанком — лидером по количеству АТМ в России.
Благодаря новому партнерству Альфа-Банк и Промсвязьбанк хотят расширить свое присутствие в регионах. Так, например, объединенная сеть банкоматов «Альфы» и Россельхозбанка (РСХБ) составит около 6 тыс. устройств и покроет почти 1,6 тыс. городов и населенных пунктов России. В целом же общая сеть АТМ Альфа-Банка совместно с РСХБ, Мастер-Банком, Московским Кредитным Банком, Промсвязьбанком, Росбанком, МДМ-Банком и Уральским Банком Реконструкции и Развития включает в себя 15 тыс. устройств.
«Основная цель проекта — расширить географию пользования банковскими услугами для клиентов нашего банка, — говорит начальник управления по сопровождению бизнес-процессов розничного бизнеса Альфа-Банка Максим Дарешин. — Они смогут снимать наличные в банкоматах Россельхозбанка, в том числе расположенных в Северо-Кавказском регионе России, где ранее не предоставлялись услуги Альфа-Банка. Проект нацелен на сегмент клиентов, живущих в населенных пунктах России, где с экономической точки зрения (а в некоторых случаях — и из соображений безопасности) только госбанк может себе позволить поставить банкомат».
Если сотрудничество с РСХБ увеличивает сеть АТМ Альфа-Банка в два раза, то для Промсвязьбанка перспективы еще более привлекательные. Сейчас кредитная организация имеет около 1,5 тыс. собственных банкоматов и в целом 5,5 тыс. банкоматов в рамках сотрудничества с Альфа-Банком и МДМ-Банком. Вместе с РСХБ сеть увеличится до 8,4 тыс. устройств.
«Удаленное банковское обслуживание — один из важнейших каналов взаимодействия нашего банка с клиентом, и мы знаем, что все ежедневные операции наши клиенты предпочитают совершать без визита в отделения банка, — отмечает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина. — Поэтому мы уделяем особое внимание развитию мобильного и интернет-банкинга и расширению банкоматных сетей. Основные результаты, которых мы планируем достичь за счет объединения сетей, — это больший комфорт для наших клиентов, а также увеличение объема операций, совершаемых через АТМ».
Новые горизонты позволят как Промсвязьбанку, так и «Альфе» приблизиться к лидерам объединенных сетей по снятию наличных без комиссии. Например, в Объединенную расчетную систему (ОРС) входят 120 кредитных организаций, чьи сети банкоматов, пункты выдачи наличных и приема платежей связаны едиными технологическими и финансовыми условиями взаимодействия. Таким образом, совокупно в ОРС входят более 19 тыс. банкоматов по всей России. В группе ВТБ, в свою очередь, тоже существует объединенная сеть банкоматов ВТБ 24, Транскредитбанка и Банка Москвы, включающая в себя более 11,5 тыс. устройств.
«Объединение банкоматных сетей является конкурентным преимуществом для продуктов, основанных на дебетовых картах, — считает начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. — Просто тарификация большинства банков не предусматривает снятие кредитных средств без комиссии в своих или чужих банкоматах».
По мнению директора департамента платежных систем СМП Банка Елены Биндусовой, объединение банкоматной сети Россельхозбанка с сетями Альфа-Банка и Промсвязьбанка с целью бескомиссионного снятия наличных логично, так как между двумя последними кредитными организациями уже существует подобное сотрудничество. «Такое партнерство, конечно, является важным преимуществом для некоторых категорий клиентов, в частности зарплатных. Правда, не уверена, что объединение сетей между отдельными банками настолько же экономически выгодно, как вхождение в систему ОРС, — делится мнением эксперт. — Дело в том, что вход в нее бесплатен, лишь потом с банка-участника периодически взимается определенная комиссия. При создании же объединенных банкоматных сетей банки-участники должны заплатить платежным системам за регистрацию подобной сети. Кроме того, учитывая перспективы создания национальной платежной системы и единого расчетного центра, который с высокой долей вероятности будет устанавливать для всех участников рынка единые тарифы, встает вопрос о том, что станет с подобными объединениями банкоматных сетей».
Между тем заместитель начальника управления программ лояльности и развития работы с клиентскими сегментами Нордеа Банка Максим Чубак полагает, что разветвленная сеть АТМ будет еще долго играть важную роль для клиентов при выборе банка. «Как показывает практика, при выборе кредитной организации, в которой человек хочет обслуживаться, он уделяет большое внимание не только тарифам, но и разветвленной банкоматной сети. Тем более что в России до сих пор основная операция по картам — это снятие наличных, — объясняет банкир. — Это касается как регионов, так и Москвы, в которой доля безналичных операций по картам — самая высокая и все равно составляет лишь порядка 25%. Даже юрлица при выборе банка для зарплатного проекта зачастую руководствуются размером его банкоматной сети для обеспечения максимального удобства своим работникам».
Кроме того, Чубак указывает, что зачастую банкоматы оказываются убыточны — развитие собственной сети АТМ очень часто обходится дороже, чем объединение с кем-либо.
«Объединение банкоматных сетей — это хороший ход для крупных банков не только в связи с привлечением клиентов, но и в плане конкуренции со Сбербанком, который обладает самым большим количеством АТМ», — заключает эксперт.
Следует отметить, что, по данным РБК.Рейтинг, на 1 января 2013 года Сбербанк владел сетью собственных банкоматов, насчитывающей около 45 тыс. устройств.
Анна ДУБРОВСКАЯ,