Революция банкоматов: поумнеть, чтобы выжить - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Революция банкоматов: поумнеть, чтобы выжить - «Новости Банков»


Революция банкоматов: поумнеть, чтобы выжить - «Новости Банков»


Банкоматы должны меняться, чтобы выжить

На мировом рынке банкоматов происходят серьезные перемены. В развитых странах наличные постепенно выходят из оборота, банки оптимизируют сети, пользователи требуют все больше нетрадиционных услуг. Тем не менее в целом мировой рынок растет и будет расти еще как минимум несколько лет. Но банковские машины, с которыми нам придется общаться в 2020-х, будут принципиально отличаться от нынешних «автоматических касс» с наличными.

Передел рынка

Банки.ру писал о том, что американский производитель банкоматов Diebold намерен купить германского конкурента Wincor Nixdorf за 1,7 млрд евро. Интересно, что до этого объявления капитализация Wincor Nixdorf составляла всего 1,16 млрд евро, то есть американцы готовы переплатить почти в полтора раза по сравнению с рыночной ценой. Несмотря на столь щедрое предложение, акции Diebold после сообщения тоже подскочили — на 8%, что говорит об уверенности инвесторов в выгодности покупки даже по такой цене. Если сделка состоится, на рынке банковского оборудования для работы с наличными появится новый лидер с долей около 35%. Нынешний «чемпион» — американская компания NCR Corp. контролирует примерно 25% рынка.

Впрочем, с NCR тоже все непросто: еще в июне нынешнего года инвестгиганты Blackstone и Carlyle начали переговоры по покупке всех акций компании за 10 млрд долларов. Несмотря на то что капитализация NCR даже в те дни не достигала 6 млрд долларов, а теперь и вовсе упала до 3 млрд, менеджмент сопротивляется поглощению, считая, что предложенная сумма слишком мала. Выкупать с рынка одну компанию, да еще и (в будущем) не самую крупную, для инвесторов большого смысла не имеет. Скорее всего, они рассчитывают произвести несколько подобных сделок, создать большую диверсифицированную корпорацию и вывести ее на биржу за гораздо большие деньги. То есть, если Blackstone и Carlyle своего добьются, процесс консолидации может продолжиться, и рынок превратится в поле битвы для двух больших компаний, контролирующих до трех четвертей продаж банкоматов и другого похожего оборудования, а также программного обеспечения.

Если судить по ценам сделок и слухам вокруг производителей банкоматов, можно подумать, что рынок этого оборудования переживает период бурного роста и имеет безоблачные перспективы. В реальности все наоборот: банкоматные компании стоят на перепутье и сокращают расходы; продажи в традиционных регионах стагнируют или даже снижаются, а конкуренты из, казалось бы, совсем других отраслей создают неожиданные проблемы.

Тем не менее неопределенность и есть самый привлекательный фактор для инвесторов, готовых рискнуть, делая ставку на производителей банкоматов. Если правильно и вовремя перестроить их бизнес, можно получить большое преимущество на новом, только зарождающемся рынке «умных» банковских машин, который вырастет из уходящих в прошлое «автоматических кассиров». Кроме того, не стоит забывать, что пока Европа и США входят в период безналичного оборота, Индия и Африка только начинают знакомство с традиционными банковскими услугами.

Расцвет Азии, закат Европы

Сегодня во всем мире установлены около 3 млн банкоматов всех видов и систем, каждый год к этой армии добавляется еще порядка 200 тыс. машин. К 2020 году, как ожидается, рынок вырастет до 4 млн установленных банкоматов и до 21,9 млрд долларов годовой выручки всей индустрии (включая программное обеспечение и сервис).

Больше всего банкоматов (около 700 тыс.) — в Китае, который в 2013 году обошел по этому показателю США и с тех пор отрывается от остального мира. Особенность китайского рынка — серьезные бюрократические проблемы при открытии новых отделений банков. Поэтому финансовые учреждения предпочитают увеличивать количество банкоматов, установленных вне отделений. Соответственно, чтобы хотя бы в какой-то степени заменить целое отделение, банкомат должен быть «умным» — не только выдавать деньги, но и принимать их, а также позволять пользователям проводить платежи.

Второй быстро растущий рынок — Индия, где правительство запустило крупнейшую в мире программу по обеспечению населения банковскими услугами. Сегодня эта страна занимает четвертое место в мире по количеству банкоматов (после Японии), но, по прогнозам британской исследовательской компании RBR, к 2020 году выйдет на второе место. Здесь, как и в Китае, в первую очередь высок спрос на современные «умные» банкоматы, позволяющие заменить целое отделение банка, которое, например, может быть убыточным в деревне. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что в Индии 600 тыс. деревень, в которых живет свыше 800 млн человек.

Зато на традиционных рынках все не так безоблачно. В Европе количество банкоматов растет медленно, а во многих странах и вовсе уменьшается. Частично это связано с переходом клиентов на безналичные технологии, частично — с оптимизацией банковской сети из-за кризиса и внутренних сложностей отдельных банков.

Проблема ведущих продавцов банкоматов — относительно слабая представленность в Азии. Здесь есть свои производители, ориентированные на местный рынок (GRG Banking, Hyosung, Fujitsu), кроме того, китайские власти приняли программу, согласно которой банки обязаны каждый год увеличивать долю отечественной продукции в закупаемом оборудовании.

А я милого узнаю по сетчатке

Компании стараются приспособиться к новой реальности. Ключевой вызов для них на развитых рынках — растущая популярность мобильного банкинга. Проблема даже не в том, что люди используют карточки для платежей вместо наличных, а в том, что карточки как таковые уже не нужны. Достаточно иметь смартфон, который при необходимости получить наличные в банкомат не засунешь. Решение — бескарточные банкоматы, работающие на основе бесконтактной технологии (NFC) или QR-кодов. Такие аппараты, помимо прямого назначения, можно использовать и для пересылки денег: отправитель посылает со своего смартфона специальный код получателю, а тот подносит телефон с кодом к банкомату и снимает наличные.

Другой важный тренд на развитых рынках — замена ПИН-кода биометрической идентификацией. Банкоматы «узнают» клиентов по отпечаткам пальцев или по сетчатке глаза. Считается, что биометрические технологии повышают безопасность операций (хотя есть и сомнения на этот счет). Они также позволяют работать с банкоматом без карты и даже без смартфона.

Самое главное, что происходит на рынке банкоматов — как в развитых странах, так и в развивающихся, — повышение «интеллекта» машин, расширение их возможностей по обслуживанию клиентов. Постепенно уходит в прошлое и само слово «банкомат», или ATM. На смену ему приходит банковский «киоск самообслуживания» — почти полноценная замена банковского клерка. А на случай, если участие человека в проведении операции все же необходимо, киоски предоставят прямую видеосвязь с живым оператором, который поможет клиенту решить нестандартную проблему.

Именно новый рынок интеллектуальных банковских аппаратов, рождающийся прямо сейчас, и привлекает покупателей, готовых переплачивать за акции нынешних производителей банкоматов. Инвесторы покупают не столько текущее производство «железа», сколько связи Diebold, Wincor Nixdorf или NCR Corp. с банками, наработки в области программного обеспечения и исследовательские подразделения, работающие над банкоматами завтрашнего дня.

«Старый» банкомат уже почти умер, но будущее новой машины выглядит крайне интересно.

Артем ЕЙСКОВ, для

Банкоматы должны меняться, чтобы выжить На мировом рынке банкоматов происходят серьезные перемены. В развитых странах наличные постепенно выходят из оборота, банки оптимизируют сети, пользователи требуют все больше нетрадиционных услуг. Тем не менее в целом мировой рынок растет и будет расти еще как минимум несколько лет. Но банковские машины, с которыми нам придется общаться в 2020-х, будут принципиально отличаться от нынешних «автоматических касс» с наличными. Передел рынка Банки.ру писал о том, что американский производитель банкоматов Diebold намерен купить германского конкурента Wincor Nixdorf за 1,7 млрд евро. Интересно, что до этого объявления капитализация Wincor Nixdorf составляла всего 1,16 млрд евро, то есть американцы готовы переплатить почти в полтора раза по сравнению с рыночной ценой. Несмотря на столь щедрое предложение, акции Diebold после сообщения тоже подскочили — на 8%, что говорит об уверенности инвесторов в выгодности покупки даже по такой цене. Если сделка состоится, на рынке банковского оборудования для работы с наличными появится новый лидер с долей около 35%. Нынешний «чемпион» — американская компания NCR Corp. контролирует примерно 25% рынка. Впрочем, с NCR тоже все непросто: еще в июне нынешнего года инвестгиганты Blackstone и Carlyle начали переговоры по покупке всех акций компании за 10 млрд долларов. Несмотря на то что капитализация NCR даже в те дни не достигала 6 млрд долларов, а теперь и вовсе упала до 3 млрд, менеджмент сопротивляется поглощению, считая, что предложенная сумма слишком мала. Выкупать с рынка одну компанию, да еще и (в будущем) не самую крупную, для инвесторов большого смысла не имеет. Скорее всего, они рассчитывают произвести несколько подобных сделок, создать большую диверсифицированную корпорацию и вывести ее на биржу за гораздо большие деньги. То есть, если Blackstone и Carlyle своего добьются, процесс консолидации может продолжиться, и рынок превратится в поле битвы для двух больших компаний, контролирующих до трех четвертей продаж банкоматов и другого похожего оборудования, а также программного обеспечения. Если судить по ценам сделок и слухам вокруг производителей банкоматов, можно подумать, что рынок этого оборудования переживает период бурного роста и имеет безоблачные перспективы. В реальности все наоборот: банкоматные компании стоят на перепутье и сокращают расходы; продажи в традиционных регионах стагнируют или даже снижаются, а конкуренты из, казалось бы, совсем других отраслей создают неожиданные проблемы. Тем не менее неопределенность и есть самый привлекательный фактор для инвесторов, готовых рискнуть, делая ставку на производителей банкоматов. Если правильно и вовремя перестроить их бизнес, можно получить большое преимущество на новом, только зарождающемся рынке «умных» банковских машин, который вырастет из уходящих в прошлое «автоматических кассиров». Кроме того, не стоит забывать, что пока Европа и США входят в период безналичного оборота, Индия и Африка только начинают знакомство с традиционными банковскими услугами. Расцвет Азии, закат Европы Сегодня во всем мире установлены около 3 млн банкоматов всех видов и систем, каждый год к этой армии добавляется еще порядка 200 тыс. машин. К 2020 году, как ожидается, рынок вырастет до 4 млн установленных банкоматов и до 21,9 млрд долларов годовой выручки всей индустрии (включая программное обеспечение и сервис). Больше всего банкоматов (около 700 тыс.) — в Китае, который в 2013 году обошел по этому показателю США и с тех пор отрывается от остального мира. Особенность китайского рынка — серьезные бюрократические проблемы при открытии новых отделений банков. Поэтому финансовые учреждения предпочитают увеличивать количество банкоматов, установленных вне отделений. Соответственно, чтобы хотя бы в какой-то степени заменить целое отделение, банкомат должен быть «умным» — не только выдавать деньги, но и принимать их, а также позволять пользователям проводить платежи. Второй быстро растущий рынок — Индия, где правительство запустило крупнейшую в мире программу по обеспечению населения банковскими услугами. Сегодня эта страна занимает четвертое место в мире по количеству банкоматов (после Японии), но, по прогнозам британской исследовательской компании RBR, к 2020 году выйдет на второе место. Здесь, как и в Китае, в первую очередь высок спрос на современные «умные» банкоматы, позволяющие заменить целое отделение банка, которое, например, может быть убыточным в деревне. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что в Индии 600 тыс. деревень, в которых живет свыше 800 млн человек. Зато на традиционных рынках все не так безоблачно. В Европе количество банкоматов растет медленно, а во многих странах и вовсе уменьшается. Частично это связано с переходом клиентов на безналичные технологии, частично — с оптимизацией банковской сети из-за кризиса и внутренних сложностей отдельных банков. Проблема ведущих продавцов банкоматов — относительно слабая представленность в Азии. Здесь есть свои производители, ориентированные на местный рынок (GRG Banking, Hyosung, Fujitsu), кроме того, китайские власти приняли программу, согласно которой банки обязаны каждый год увеличивать долю отечественной продукции в закупаемом оборудовании. А я милого узнаю по сетчатке Компании стараются приспособиться к новой реальности. Ключевой вызов для них на развитых рынках — растущая популярность мобильного банкинга. Проблема даже не в том, что люди используют карточки для платежей вместо наличных, а в том, что карточки как таковые уже не нужны. Достаточно иметь смартфон, который при необходимости получить наличные в банкомат не засунешь. Решение — бескарточные банкоматы, работающие на основе бесконтактной технологии (NFC) или QR-кодов. Такие аппараты, помимо прямого назначения, можно использовать и для пересылки денег: отправитель посылает со своего смартфона специальный код получателю, а тот подносит телефон с кодом к банкомату и снимает наличные. Другой важный тренд на развитых рынках — замена ПИН-кода биометрической идентификацией. Банкоматы «узнают» клиентов по отпечаткам пальцев или по сетчатке глаза. Считается, что биометрические технологии повышают безопасность операций (хотя есть и сомнения на этот счет). Они также позволяют работать с банкоматом без карты и даже без смартфона. Самое главное, что происходит на рынке банкоматов — как в развитых странах, так и в развивающихся, — повышение «интеллекта» машин, расширение их возможностей по обслуживанию клиентов. Постепенно уходит в прошлое и само слово «банкомат», или ATM. На смену ему приходит банковский «киоск самообслуживания» — почти полноценная замена банковского клерка. А на случай, если участие человека в проведении операции все же необходимо, киоски предоставят прямую видеосвязь с живым оператором, который поможет клиенту решить нестандартную проблему. Именно новый рынок интеллектуальных банковских аппаратов, рождающийся прямо сейчас, и привлекает покупателей, готовых переплачивать за акции нынешних производителей банкоматов. Инвесторы покупают не столько текущее производство «железа», сколько связи Diebold, Wincor Nixdorf или NCR Corp. с банками, наработки в области программного обеспечения и исследовательские подразделения, работающие над банкоматами завтрашнего дня. «Старый» банкомат уже почти умер, но будущее новой машины выглядит крайне интересно.Артем ЕЙСКОВ, для
0
Другие новости

Это может то, что вы искали