Отставка главы Нацбанка Кайрата Келимбетова была предрешена еще в сентябре, когда НБ РК опубликовал список банков, которые якобы занимались спекулятивным ростом курса, пишет «Капитал» со ссылкой на политолога Максима Казначеева.
«В элите подобный шаг мог рассматриваться в качестве недружественного жеста. Таким образом он обозначил собственников БВУ, которые работали на расшатывание курса тенге», — сказал Максим Казначеев.
Вторым важным фактором, приведшим к отставке Кайрата Келимбетова, по мнению политолога, стала борьба за активы ЕНПФ. Сегодня, когда в стране все меньше ресурсов, активы фонда стали едва ли не самым лакомым куском для элит.
«Сегодня ими управляет Нацбанк, и, соответственно, обострилась борьба за право возглавить финрегулятор. А Келимбетов, хоть и является частью элиты, политическим тяжеловесом его все же не назовешь, вот он и потерял свою позицию», — считает Максим Казначеев.
Что касается одобрения сенатом фигуры Данияра Акишева на посту нового главы Нацбанка, то, по мнению экономиста Петра Своика, здесь налицо очевидная кадровая преемственность.
«Понятны и мотивы. Публичный ресурс Келимбетова исчерпан полностью, он стал фигурой отрицательного плана. Послушай Келимбетова и делай наоборот. Девальвация августовская была с перебором, такого не было никогда. До этого были разовые девальвации, никакого свободного курса прежде не вводили», — считает эксперт. Также Петр Своик добавил, что при Данияре Акишеве, по сути, будет та же политика, «только спокойнее».
Сегодня эсперты спрогнозировали, что скоро курс тенге могут привязать к китайскому юаню.
Также стало известно, что Нацбанк в октябре перевыполнил план продажи долларов из Нацфонда — $3,9 млрд вместо $3 млрд.
А на прошлой неделе экономист Саян Комабров задался вопросом — куда Нацбанк Казахстана подевал 100 тонн золота?