Минфин предлагает урезать социальные расходы бюджета, чтобы не допустить их обвального сокращения в будущем Министерство финансов предлагает урезать социальные расходы бюджета в 2016–2018 годах по множеству пунктов. Эти меры действительно необходимы, иначе к 2017 году средства Резервного фонда будут исчерпаны, говорят экономисты. Однако полностью отказываться от таких расходов, как индексация пенсий, нельзя, считают они.
Минфин выступил с предложением существенно урезать соцрасходы в бюджете на 2016–2018 годы. Помимо отмены индексаций пенсий в 2015 году, ведомство предлагает целый ряд мер жесткой экономии. Так, по плану Минфина, увеличится выслуга лет для военной пенсии с 20 до 30 лет, сократится число госслужащих еще на 10%, предлагается начать взимать страховку ОМС с неработающих. В целом Минфин намерен сохранить 10-процентное сокращение, примененное в бюджете 2015 года, на всю ближайшую трехлетку.
Финансовое ведомство предлагает резко сократить размер индексации страховых и социальных пенсий. Оно выступает за то, чтобы в 2016–2018 годах увеличивать эти выплаты по докризисным прогнозам инфляции: соответственно на 5,5%, 4,5% и 4%. По реальному прогнозу, в 2016 году пенсии надо поднимать на 11,9%. На этом сокращении Минфин рассчитывает сэкономить за три года 1,6 трлн рублей, из них 329 млрд рублей – в 2016 году. Также Минфин предлагает приостановить поддержку наукоградов, отменить празднования памятных дат, которые не кратны столетию.
Правительство будет рассматривать предложения Минфина по корректировке проекта бюджета 2016–2018 годов 25 июня.
Министр труда Максим Топилин выступил против идеи индексировать пенсии и соцвыплаты по докризисным прогнозам инфляции. По его словам, для проведения индексаций пенсий в запланированном объеме надо найти средства в госбюджете, а также искать пути повышения эффективности расходов. В свою очередь вице-премьер России Ольга Голодец заявила, что на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по бюджетным проектировкам не принималось решения по изменению параметров индексации социальных пенсий.
«В этом году правительство планирует свести бюджет с дефицитом в 2,7 триллиона рублей. Существенную часть этого дефицита обеспечит рост оборонных и социальных расходов. Поэтому снижение расходов на эти наиболее затратные статьи помогло бы уменьшить дефицит и сохранить имеющиеся резервы», – утверждает главный аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.
По словам директора аналитического департамента ИК «Регион» Валерия Вайсберга, российский бюджет действительно перегружен социальными расходами. «Более того, наличие в законодательстве требования об автоматической индексации пенсий и других социальных выплат снижает гибкость бюджетной конструкции. Из-за этого, в частности, правительству приходится сокращать инфраструктурные инвестиции и иные формы поддержки национальной экономики», – говорит Вайсберг.
Увеличивать социальные расходы в условиях сокращения экономики – это роскошь, полагает директор по анализу финансовых рынков УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «К сожалению, иногда правительству необходимо отходить от социальной направленности политики ради улучшения перспектив роста экономики в будущем. Грубо говоря, если увеличить социальные расходы сейчас, возрастет риск того, что их придется резать в будущем. А если сократить сейчас, то в будущем, напротив, будет больше возможностей для обеспечения их устойчивого роста», – считает аналитик «Альфа-Капитала».
Директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам агентства RusRating Антон Табах оценивает данную ситуацию как процесс торга, «в ходе которого Минфин заявляет достаточно радикальную позицию для того, чтобы несколько окоротить лоббистов различных мегапроектов».
Как говорит Алексей Девятов, решения, предложенные Минфином по урезанию соцрасходов, не позволят полностью закрыть дефицит бюджета, но помогут уменьшить обязательства государства в условиях экономического кризиса. «Как и любое другое урезание расходов, это позволит снизить ожидаемый дефицит, уменьшить потребность в заимствованиях, что немаловажно, так как, занимая, государство уменьшает объем кредитных ресурсов, доступных компаниям. Кроме того, снижение расходов – это уменьшение риска повышения налоговой нагрузки, а также риска сокращения государственных инвестиций», – поясняет Владимир Брагин.
По мнению Девятова, от планов Минфина по ограничению роста соцрасходов можно отказаться в 2015 и 2016 годах. Однако к началу 2017-го Резервный фонд будет исчерпан, и расходы придется сокращать, говорит аналитик. «Поэтому в предложениях Минфина есть определенный смысл – не допустить быстрого роста социальных расходов сейчас, чтобы иметь большую свободу при принятии расходных решений потом», – убежден Девятов.
Однако полностью отказаться от индексации государственной пенсии нельзя, считает Вайсберг. «В России около 55 миллионов человек родились ранее 1967 года, накопительная пенсия им недоступна в силу закона. Для этой категории нынешних и будущих пенсионеров правительство вынуждено поддерживать определенный коэффициент замещения – скажем, не менее 40% от уровня средней заработной платы по экономике. Облегчить бремя бюджета можно, лишь изменив правило индексирования – вместо динамики потребительских цен использовать динамику заработной платы», – предлагает решение аналитик.
«На фоне снижения темпов экономического роста, относительно низких цен на нефть, санкционного давления, высокого уровня инфляции доходная часть бюджета снижается. Потенциал безболезненного пополнения бюджета за счет обесценения рубля исчерпан. При этом расходная часть бюджета растет. В этих условиях вполне объяснимо, что власти изыскивают дополнительные возможности пополнения бюджета, а также пытаются сократить бюджетные расходы. Безусловно, в процессе поиска статей для экономии расходов рождаются различные предложения, но не факт, что большинство из них будет реализовано», – заключает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов.
Юлия ТИТОВА,
Минфин предлагает урезать социальные расходы бюджета, чтобы не допустить их обвального сокращения в будущем Министерство финансов предлагает урезать социальные расходы бюджета в 2016–2018 годах по множеству пунктов. Эти меры действительно необходимы, иначе к 2017 году средства Резервного фонда будут исчерпаны, говорят экономисты. Однако полностью отказываться от таких расходов, как индексация пенсий, нельзя, считают они. Минфин выступил с предложением существенно урезать соцрасходы в бюджете на 2016–2018 годы. Помимо отмены индексаций пенсий в 2015 году, ведомство предлагает целый ряд мер жесткой экономии. Так, по плану Минфина, увеличится выслуга лет для военной пенсии с 20 до 30 лет, сократится число госслужащих еще на 10%, предлагается начать взимать страховку ОМС с неработающих. В целом Минфин намерен сохранить 10-процентное сокращение, примененное в бюджете 2015 года, на всю ближайшую трехлетку. Финансовое ведомство предлагает резко сократить размер индексации страховых и социальных пенсий. Оно выступает за то, чтобы в 2016–2018 годах увеличивать эти выплаты по докризисным прогнозам инфляции: соответственно на 5,5%, 4,5% и 4%. По реальному прогнозу, в 2016 году пенсии надо поднимать на 11,9%. На этом сокращении Минфин рассчитывает сэкономить за три года 1,6 трлн рублей, из них 329 млрд рублей – в 2016 году. Также Минфин предлагает приостановить поддержку наукоградов, отменить празднования памятных дат, которые не кратны столетию. Правительство будет рассматривать предложения Минфина по корректировке проекта бюджета 2016–2018 годов 25 июня. Министр труда Максим Топилин выступил против идеи индексировать пенсии и соцвыплаты по докризисным прогнозам инфляции. По его словам, для проведения индексаций пенсий в запланированном объеме надо найти средства в госбюджете, а также искать пути повышения эффективности расходов. В свою очередь вице-премьер России Ольга Голодец заявила, что на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по бюджетным проектировкам не принималось решения по изменению параметров индексации социальных пенсий. «В этом году правительство планирует свести бюджет с дефицитом в 2,7 триллиона рублей. Существенную часть этого дефицита обеспечит рост оборонных и социальных расходов. Поэтому снижение расходов на эти наиболее затратные статьи помогло бы уменьшить дефицит и сохранить имеющиеся резервы», – утверждает главный аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. По словам директора аналитического департамента ИК «Регион» Валерия Вайсберга, российский бюджет действительно перегружен социальными расходами. «Более того, наличие в законодательстве требования об автоматической индексации пенсий и других социальных выплат снижает гибкость бюджетной конструкции. Из-за этого, в частности, правительству приходится сокращать инфраструктурные инвестиции и иные формы поддержки национальной экономики», – говорит Вайсберг. Увеличивать социальные расходы в условиях сокращения экономики – это роскошь, полагает директор по анализу финансовых рынков УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «К сожалению, иногда правительству необходимо отходить от социальной направленности политики ради улучшения перспектив роста экономики в будущем. Грубо говоря, если увеличить социальные расходы сейчас, возрастет риск того, что их придется резать в будущем. А если сократить сейчас, то в будущем, напротив, будет больше возможностей для обеспечения их устойчивого роста», – считает аналитик «Альфа-Капитала». Директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам агентства RusRating Антон Табах оценивает данную ситуацию как процесс торга, «в ходе которого Минфин заявляет достаточно радикальную позицию для того, чтобы несколько окоротить лоббистов различных мегапроектов». Как говорит Алексей Девятов, решения, предложенные Минфином по урезанию соцрасходов, не позволят полностью закрыть дефицит бюджета, но помогут уменьшить обязательства государства в условиях экономического кризиса. «Как и любое другое урезание расходов, это позволит снизить ожидаемый дефицит, уменьшить потребность в заимствованиях, что немаловажно, так как, занимая, государство уменьшает объем кредитных ресурсов, доступных компаниям. Кроме того, снижение расходов – это уменьшение риска повышения налоговой нагрузки, а также риска сокращения государственных инвестиций», – поясняет Владимир Брагин. По мнению Девятова, от планов Минфина по ограничению роста соцрасходов можно отказаться в 2015 и 2016 годах. Однако к началу 2017-го Резервный фонд будет исчерпан, и расходы придется сокращать, говорит аналитик. «Поэтому в предложениях Минфина есть определенный смысл – не допустить быстрого роста социальных расходов сейчас, чтобы иметь большую свободу при принятии расходных решений потом», – убежден Девятов. Однако полностью отказаться от индексации государственной пенсии нельзя, считает Вайсберг. «В России около 55 миллионов человек родились ранее 1967 года, накопительная пенсия им недоступна в силу закона. Для этой категории нынешних и будущих пенсионеров правительство вынуждено поддерживать определенный коэффициент замещения – скажем, не менее 40% от уровня средней заработной платы по экономике. Облегчить бремя бюджета можно, лишь изменив правило индексирования – вместо динамики потребительских цен использовать динамику заработной платы», – предлагает решение аналитик. «На фоне снижения темпов экономического роста, относительно низких цен на нефть, санкционного давления, высокого уровня инфляции доходная часть бюджета снижается. Потенциал безболезненного пополнения бюджета за счет обесценения рубля исчерпан. При этом расходная часть бюджета растет. В этих условиях вполне объяснимо, что власти изыскивают дополнительные возможности пополнения бюджета, а также пытаются сократить бюджетные расходы. Безусловно, в процессе поиска статей для экономии расходов рождаются различные предложения, но не факт, что большинство из них будет реализовано», – заключает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Юлия ТИТОВА,