Герман Греф пытался убедить участников форума в необходимости реформы госуправления Петербургский международный экономический форум в этом году стал площадкой для неожиданных заявлений. Со стороны власти было озвучено, что стране не нужен экономический рост любой ценой, а банковское сообщество признало, что есть жизнь на земле и после санкций. Банки.ру посмотрел и послушал, какие дискуссии велись на официальных площадках и что обсуждали в кулуарах ПМЭФ-2015.
Сдержанный оптимизм в середине шторма
В этом году в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме принимают участие представители власти и бизнеса из 117 стран, что значительно больше не только по сравнению с прошлым годом, но и с досанкционными временами. Это не преминул отметить вице-премьер, руководитель аппарата правительства РФ Сергей Приходько, приветствуя участников форума. «Для нас особенно важно, что, несмотря на попытки изолировать Россию, сегодня на форум прибыло больше бизнесменов и представителей СМИ, чем в прошлом году. Мы ценим позицию тех наших партнеров, которые руководствуются нормальными здоровыми собственными интересами, а не чьими-то конъюнктурными соображениями», — сказал он.
Сдержанный оптимизм прозвучал и в выступлении первого вице-премьера Игоря Шувалова, который отметил, что самые мрачные прошлогодние прогнозы не оправдались. «Ситуация в экономике лучше, чем мы ожидали на исходе 2014 года», — сказал Шувалов. Хотя чиновник признал, что нынешняя экономическая конъюнктура не такая хорошая, как хотелось бы.
Напомнить о том, что кризис еще не кончился, поспешил экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Мы находимся в середине шторма. Первый квартал всех немного успокоил, показатели были немного лучше, чем ожидалось, и были сказаны слова, что мы находимся на излете кризиса. Второй квартал покажет, что это не так, и к сожалению, неопределенность третьего и четвертого кварталов высока», — сказал Кудрин.
Досрочные выборы ради реформ
Глава Сбербанка Герман Греф постарался перевести разговор на обсуждение глобальных трендов. «Мы все время обсуждаем наши вчерашние проблемы, но никто не пытается обсуждать ситуацию будущего, где будет экономика, где будут наши дети. Мы видим грандиозный отток капитала и отток интеллектуального капитала из страны. Необходим перенос внимания туда. Надо понять, как мы отвечаем на эти вызовы», — сказал Греф. Он указал, что трендом является экономика, основанная на инновациях. «В мире стал складываться новый тренд — инновационная экономика. Есть часть такой экономики в Израиле, Сингапуре, в Силиконовой долине в США. Это принципиально иная организация всей бизнес-среды, основанная на ином вовлечении человеческого интеллекта. Это мощный тренд, и только те компании будут конкурентоспособны, которые попали в эти тренды», — отметил Греф.
С этой идеей согласился Игорь Шувалов, который неожиданно заявил, что России не нужен экономический рост как самоцель, а необходима именно та основанная на знаниях экономика, о которой говорил Греф. «Правительство ведь не может включить рост или его выключить. Но правительство сейчас вместе со всеми должно обсуждать следующее: правительству и обществу в целом рост любой ценой не нужен», — сказал Шувалов, выступая на экономическом форуме в Петербурге.
В свою очередь Греф отметил, что кризис не лучшее время для инновационных проектов, хотя, учитывая российский менталитет, в нем можно найти положительные стороны. «Очевидно, что кризис — это всегда проблемы с капиталом, проблемы с бюджетом. Единственное, что дает кризис, — это мощный стимул, чтобы управленцы были обязаны совершать перемены. Нормальное качество любого менеджера — каждый день совершать перемены», — сказал глава Сбербанка.
«Учитывая, что мы не очень успешны в переменах, обстоятельства кризиса дают только одну позитивную вещь — ситуацию безвыходности, когда ничего не остается, кроме как что-то менять», — отметил он.
Греф также подчеркнул, что кризис является результатом плохого менеджмента, а перемены должны быть направлены на совершенствование государственного управления. «Кризис — это всегда результат плохого менеджмента. Да, есть внешняя ситуация, есть падение цен на нефть. Мы, что, не знали, что существуют колебания на сырьевых рынках? Знали. Сегодняшний кризис — это результат накопленных структурных диспропорций. Результат длительного нерешения накопившихся проблем в экономике, то есть результат плохого менеджмента», — сказал он.
Тему смены менеджмента с целью выхода из кризиса затронул и Алексей Кудрин, который в ходе дискуссии высказал мысль о досрочных президентских выборах. «Хорошо бы ускорить избрание президента, чтобы получить новый мандат на проведение структурных реформ в нашей стране. Сегодня я вижу, что в ожидании выборов и из-за нежелания принимать болезненные меры большинство структурных реформ отложено. Что-то происходит очень медленно и локально, но этого недостаточно», — объяснил он журналистам после завершения панельной сессии.
Герман Греф, модерируя дискуссию поставил на голосование вопрос о шансах России на реформу управления и четыре варианта ответов. С большим перевесом и результатом в 48% победил вариант «у России не хватит политической воли начать реформу управления». Вариант о возможности успеха таких реформ в нашей стране, который поддерживал сам Греф, набрал почти втрое меньше.
К санкциям привыкли
В ходе форума представители денежных властей подбадривали себя и друг друга оптимистичными новости. Например, первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева сообщила о том, что дефляция в РФ может иметь место уже в июле нынешнего года, а не в августе, как предполагалось ранее. «Это стандартная вещь для России летом. В этом году, возможно, она случится и в июле», — заявила Юдаева. А заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев сказал, что не видит рисков для курса рубля в случае принятия решения о продлении санкций ЕС в отношении России. «Мы в своих планах исходим из того, что санкции быстро сняты не будут, — сказал Моисеев. — Не вижу никаких особых рисков для курса рубля в этой связи».
Герман Греф также заявил, что не видит ничего драматического в решении о продлении санкций. «Очевидно, что мы будем в ближайшие полгода жить в условиях санкций. Так или иначе, произошла адаптация к санкционному режиму. Сказать, что это приятное существование, нельзя, но очевидно, что в этих условиях можно существовать», — сказал он.
Привет от «ЮКОСа»
В кулуарах форума тем временем активно обсуждались горячие новости об аресте российских активов за рубежом в обеспечение выплат по иску акционеров нефтяной компании «ЮКОС». Такие действия предприняли бельгийские и французские власти. Ранее Гаагский арбитражный суд присудил России выплатить акционерам «ЮКОСа» 50 млрд долларов. 15 июня срок выплат истек и начали действовать штрафные санкции, увеличивающие сумму выплат. Россия платить не собирается, о чем еще раз заявил в Петербурге министр экономического развития Алексей Улюкаев.
О том, что правоохранительные органы Франции наложили арест на счета российских компаний во французской «дочке» ВТБ, сообщил глава госбанка Андрей Костин. По его словам, под арестом оказались и счета российских дипломатических миссий. «Наутро они (счета дипмиссий) были разморожены, но такая проблема была. Суммы незначительные, исчисляются десятками тысяч евро. Счета диппредставительств были тут же разморожены, счета российских компаний заморожены. Мы решаем эту проблему с юристами», — пояснил Костин.
Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал действия правоохранительных органов Франции и Бельгии, наложивших арест на имущество и счета российских компаний, незаконными и заявил, что эти распоряжения будут оспорены. «Мы считаем достаточно спорными решения ЕСПЧ и Гаагского арбитража. Юристы международного уровня сейчас работают для того, чтобы наши решения защитить. Мы прогнозировали эту ситуацию», — отметил Белоусов.
Министр финансов Антон Силуанов назвал действия по аресту российских активов «недружественными» и рассказал, что протест на решение Гаагского суда должен рассматриваться лишь в ноябре 2015 года, а власти Бельгии и Франции уже начали принимать обеспечительные меры.
В стороне от этой темы не остался и Центробанк, назвавший обязательства, по которым Россия должна расплачиваться, «надуманными», но напомнивший, что не отвечает по обязательствам государства. «В соответствии с законодательством, Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от органов государственной власти и не отвечает по обязательствам государства, в том числе носящим надуманный характер», — заявили РИА Новости (чье имущество, по некоторым данным, также было арестовано 18 июня во Франции) в пресс-службе ЦБ.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на форуме говорила исключительно о приоритетах денежно-кредитной политики и в очередной раз провела ликбез, объяснив собравшимся на сессию «Вызовы денежно кредитной-политики», что Банк России не может проводить программу количественного смягчения, как это делается в ЕС и в США, из-за высокого уровня инфляции. И что именно на ее «обуздание» направлены все усилия ЦБ «Я считаю, что Центральный банк вносит вклад в поддержание экономического роста прежде всего созданием стабильных финансовых и ценовых условий», — сказала Набиуллина.
Анна ПОНОМАРЕВА, , Санкт-Петербург
Герман Греф пытался убедить участников форума в необходимости реформы госуправления Петербургский международный экономический форум в этом году стал площадкой для неожиданных заявлений. Со стороны власти было озвучено, что стране не нужен экономический рост любой ценой, а банковское сообщество признало, что есть жизнь на земле и после санкций. Банки.ру посмотрел и послушал, какие дискуссии велись на официальных площадках и что обсуждали в кулуарах ПМЭФ-2015. Сдержанный оптимизм в середине шторма В этом году в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме принимают участие представители власти и бизнеса из 117 стран, что значительно больше не только по сравнению с прошлым годом, но и с досанкционными временами. Это не преминул отметить вице-премьер, руководитель аппарата правительства РФ Сергей Приходько, приветствуя участников форума. «Для нас особенно важно, что, несмотря на попытки изолировать Россию, сегодня на форум прибыло больше бизнесменов и представителей СМИ, чем в прошлом году. Мы ценим позицию тех наших партнеров, которые руководствуются нормальными здоровыми собственными интересами, а не чьими-то конъюнктурными соображениями», — сказал он. Сдержанный оптимизм прозвучал и в выступлении первого вице-премьера Игоря Шувалова, который отметил, что самые мрачные прошлогодние прогнозы не оправдались. «Ситуация в экономике лучше, чем мы ожидали на исходе 2014 года», — сказал Шувалов. Хотя чиновник признал, что нынешняя экономическая конъюнктура не такая хорошая, как хотелось бы. Напомнить о том, что кризис еще не кончился, поспешил экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Мы находимся в середине шторма. Первый квартал всех немного успокоил, показатели были немного лучше, чем ожидалось, и были сказаны слова, что мы находимся на излете кризиса. Второй квартал покажет, что это не так, и к сожалению, неопределенность третьего и четвертого кварталов высока», — сказал Кудрин. Досрочные выборы ради реформ Глава Сбербанка Герман Греф постарался перевести разговор на обсуждение глобальных трендов. «Мы все время обсуждаем наши вчерашние проблемы, но никто не пытается обсуждать ситуацию будущего, где будет экономика, где будут наши дети. Мы видим грандиозный отток капитала и отток интеллектуального капитала из страны. Необходим перенос внимания туда. Надо понять, как мы отвечаем на эти вызовы», — сказал Греф. Он указал, что трендом является экономика, основанная на инновациях. «В мире стал складываться новый тренд — инновационная экономика. Есть часть такой экономики в Израиле, Сингапуре, в Силиконовой долине в США. Это принципиально иная организация всей бизнес-среды, основанная на ином вовлечении человеческого интеллекта. Это мощный тренд, и только те компании будут конкурентоспособны, которые попали в эти тренды», — отметил Греф. С этой идеей согласился Игорь Шувалов, который неожиданно заявил, что России не нужен экономический рост как самоцель, а необходима именно та основанная на знаниях экономика, о которой говорил Греф. «Правительство ведь не может включить рост или его выключить. Но правительство сейчас вместе со всеми должно обсуждать следующее: правительству и обществу в целом рост любой ценой не нужен», — сказал Шувалов, выступая на экономическом форуме в Петербурге. В свою очередь Греф отметил, что кризис не лучшее время для инновационных проектов, хотя, учитывая российский менталитет, в нем можно найти положительные стороны. «Очевидно, что кризис — это всегда проблемы с капиталом, проблемы с бюджетом. Единственное, что дает кризис, — это мощный стимул, чтобы управленцы были обязаны совершать перемены. Нормальное качество любого менеджера — каждый день совершать перемены», — сказал глава Сбербанка. «Учитывая, что мы не очень успешны в переменах, обстоятельства кризиса дают только одну позитивную вещь — ситуацию безвыходности, когда ничего не остается, кроме как что-то менять», — отметил он. Греф также подчеркнул, что кризис является результатом плохого менеджмента, а перемены должны быть направлены на совершенствование государственного управления. «Кризис — это всегда результат плохого менеджмента. Да, есть внешняя ситуация, есть падение цен на нефть. Мы, что, не знали, что существуют колебания на сырьевых рынках? Знали. Сегодняшний кризис — это результат накопленных структурных диспропорций. Результат длительного нерешения накопившихся проблем в экономике, то есть результат плохого менеджмента», — сказал он. Тему смены менеджмента с целью выхода из кризиса затронул и Алексей Кудрин, который в ходе дискуссии высказал мысль о досрочных президентских выборах. «Хорошо бы ускорить избрание президента, чтобы получить новый мандат на проведение структурных реформ в нашей стране. Сегодня я вижу, что в ожидании выборов и из-за нежелания принимать болезненные меры большинство структурных реформ отложено. Что-то происходит очень медленно и локально, но этого недостаточно», — объяснил он журналистам после завершения панельной сессии. Герман Греф, модерируя дискуссию поставил на голосование вопрос о шансах России на реформу управления и четыре варианта ответов. С большим перевесом и результатом в 48% победил вариант «у России не хватит политической воли начать реформу управления». Вариант о возможности успеха таких реформ в нашей стране, который поддерживал сам Греф, набрал почти втрое меньше. К санкциям привыкли В ходе форума представители денежных властей подбадривали себя и друг друга оптимистичными новости. Например, первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева сообщила о том, что дефляция в РФ может иметь место уже в июле нынешнего года, а не в августе, как предполагалось ранее. «Это стандартная вещь для России летом. В этом году, возможно, она случится и в июле», — заявила Юдаева. А заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев сказал, что не видит рисков для курса рубля в случае принятия решения о продлении санкций ЕС в отношении России. «Мы в своих планах исходим из того, что санкции быстро сняты не будут, — сказал Моисеев. — Не вижу никаких особых рисков для курса рубля в этой связи». Герман Греф также заявил, что не видит ничего драматического в решении о продлении санкций. «Очевидно, что мы будем в ближайшие полгода жить в условиях санкций. Так или иначе, произошла адаптация к санкционному режиму. Сказать, что это приятное существование, нельзя, но очевидно, что в этих условиях можно существовать», — сказал он. Привет от «ЮКОСа» В кулуарах форума тем временем активно обсуждались горячие новости об аресте российских активов за рубежом в обеспечение выплат по иску акционеров нефтяной компании «ЮКОС». Такие действия предприняли бельгийские и французские власти. Ранее Гаагский арбитражный суд присудил России выплатить акционерам «ЮКОСа» 50 млрд долларов. 15 июня срок выплат истек и начали действовать штрафные санкции, увеличивающие сумму выплат. Россия платить не собирается, о чем еще раз заявил в Петербурге министр экономического развития Алексей Улюкаев. О том, что правоохранительные органы Франции наложили арест на счета российских компаний во французской «дочке» ВТБ, сообщил глава госбанка Андрей Костин. По его словам, под арестом оказались и счета российских дипломатических миссий. «Наутро они (счета дипмиссий) были разморожены, но такая проблема была. Суммы незначительные, исчисляются десятками тысяч евро. Счета диппредставительств были тут же разморожены, счета российских компаний заморожены. Мы решаем эту проблему с юристами», — пояснил Костин. Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал действия правоохранительных органов Франции и Бельгии, наложивших арест на имущество и счета российских компаний, незаконными и заявил, что эти распоряжения будут оспорены. «Мы считаем достаточно спорными решения ЕСПЧ и Гаагского арбитража. Юристы международного уровня сейчас работают для того, чтобы наши решения защитить. Мы прогнозировали эту ситуацию», — отметил Белоусов. Министр финансов Антон Силуанов назвал действия по аресту российских активов «недружественными» и рассказал, что протест на решение Гаагского суда должен рассматриваться лишь в ноябре 2015 года, а власти Бельгии и Франции уже начали принимать обеспечительные меры. В стороне от этой темы не остался и Центробанк, назвавший обязательства, по которым Россия должна расплачиваться, «надуманными», но напомнивший, что не отвечает по обязательствам государства. «В соответствии с законодательством, Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от органов государственной власти и не отвечает по обязательствам государства, в том числе носящим надуманный характер», — заявили РИА Новости (чье имущество, по некоторым данным, также было арестовано 18 июня во Франции) в пресс-службе ЦБ. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на форуме говорила исключительно о приоритетах денежно-кредитной политики и в очередной раз провела ликбез, объяснив собравшимся на сессию «Вызовы денежно кредитной-политики», что Банк России не может проводить программу количественного смягчения, как это делается в ЕС и в США, из-за высокого уровня инфляции. И что именно на ее «обуздание» направлены все усилия ЦБ «Я считаю, что Центральный банк вносит вклад в поддержание экономического роста прежде всего созданием стабильных финансовых и ценовых условий», — сказала Набиуллина. Анна ПОНОМАРЕВА, Санкт-Петербург