«Уралсиб» имени Когана - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

«Уралсиб» имени Когана - «Новости Банков»


«Уралсиб» имени Когана - «Новости Банков»


Владимир Коган всегда ведет бизнес с размахом

Едва ли не самой громкой банковской сделкой 2015 года стало приобретение контроля над банком «Уралсиб», некогда входившим в первую десятку по активам, известным бизнесменом, бывшим банкиром и хорошим знакомым президента России Владимиром Коганом. Банки.ру проследили трудовой путь Когана в банковском бизнесе.

14 «промстроев»

Новый владелец банка «Уралсиб» — лицо на банковском рынке хорошо известное. Владимир Коган знаменит тем, что сумел построить на обломках советского монстра, Промстройбанка СССР, вполне современный по меркам начала 2000-х и успешно работавший банк. Но самое главное из достижений Когана как владельца этого банка – удачная продажа своего детища одному из главных игроков российского финансового сектора – Внешторгбанку.

Промстройбанк был создан в 1922 году, еще до формального образования СССР, под названием «Промышленный банк». В 1987 году было принято постановление о создании пяти специализированных банков, в том числе и Промышленно-строительного банка СССР. С 1993 года, уже после развала Советского Союза, банк стал называться «Промстройбанк России». При этом все его части были самостоятельными банками. Всего по России работало 14 финансовых институтов, которые содержали в своем названии частицу «промстрой». Именно на базе этих банков в свое время возникла Ассоциация промышленно-строительных банков, известная нам сегодня как Ассоциация региональных банков «Россия».

Искусство продавать

Практически все эти осколки советского Промстройбанка были ликвидированы в период с 2002 по 2012 год. И лишь один банк – Промстройбанк СПБ был продан. Покупателем в сентябре 2006 года стал Внешторгбанк (ныне ВТБ). Сделка проходила в два этапа – сначала, в 2004-м, был продан пакет в 25% плюс одну акцию за 97 млн долларов. В 2005 году Внешторгбанк докупил еще 50% плюс две акции, получив полный контроль над крупнейшим на тот момент банком Северо-Западного региона. Оставшийся 51% акций Внешторгбанк надеялся купить за 194 млн долларов. Но на деле сделка прошла по более высокой стоимости. Как было сказано в отчете Внешторгбанка по МСФО, 50% плюс две акции ПСБ обошлись ВТБ в 480 млн долларов. Большую часть этих денег получили главные совладельцы ПСБ Владимир Коган и Давид Трактовенко. Итого суммарно за Промстройбанк СПБ его владельцы выручили 577 млн долларов. На момент продажи ПСБ занимал десятое место по размеру активов в банковской системе страны (133,6 млрд рублей). Чистая прибыль банка за первое полугодие 2006 года составила 2,2 млрд рублей, собственный капитал – 17,33 млрд рублей.

В отчетности ВТБ за тот период было указано, что стоимость бизнеса Промстройбанка СПБ оценивал независимый оценщик, но имя оценщика не сообщалось. При этом аналитики рынка не считали, что сделка прошла по завышенной цене. Рыночная капитализация ПСБ СПБ в начале 2006 года была выше 1,5 млрд долларов.

До 2006 года это была самая дорогая сделка по покупке банка в России. Например, за 550 млн Импэксбанк, банк – дублер банка «Российский Кредит» — был продан австрийской группе Raiffeisen. Акции российских загранбанков ВТБ купил у Центробанка примерно за 14 млрд рублей, или 500 млн долларов.

Из одного кармана в другой

Бизнесом Владимир Коган начал заниматься еще в советские времена. По некоторым данным, Когану, выпускнику Ленинградского инженерно-строительного института по специальности «инженер-автомеханик», принадлежал один из первых кооперативных магазинов в Ленинграде. В 1990-х годах Владимир Коган стал президентом и совладельцем банкирского дома «Санкт-Петербург», в который входили три банка: собственно Промышленно-Строительный Банк (ПСБ СПБ), Международный Банк Санкт-Петербурга (МБСП) и «Санкт-Петербург». В 1994 году подконтрольные Когану компании стали акционерами ПСБ СПБ, а сам Владимир Коган стал заместителем председателя совета директоров банка.

Промышленно-Строительный Банк (ПСБ СПБ) был основан в 1990 году. Как несколько лет назад писал журнал Forbes о Когане, «с советских времен у ПСБ была репутация главного кредитора промышленных предприятий, правда, в 1990-е почти вся промышленность оказалась в плачевном состоянии. Лучший способ выжить — получить доступ к бюджетным деньгам. Если это удавалось, система работала безотказно: казначейства не было, и деньги, собранные таможней или налоговиками, отправлялись на счет в уполномоченный банк. Он же платил зарплаты бюджетникам и осуществлял другие операции... «Коган купил не самый сильный банк, но с инфраструктурой. И начал наращивать базу клиентов, предлагать льготные условия, отсрочки, кредиты... Он был таким «банкиром города», вся верхушка держала за правило открыть у него счет», — вспоминает его знакомый. Среди клиентов банка был и возглавлявший комитет мэрии по внешним связям Владимир Путин, ему также принадлежал небольшой пакет ПСБ (менее 1%)».

Владимир Коган считался человеком, близким к экономическому блоку правительства 2000-х, имеющему санкт-петербургские корни, включая бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, а также бывшего вице-премьера, потом главу РАО ЕЭС, а ныне руководителя корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса, говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. Он отмечает, что некоторые средства массовой информации называли Когана «человеком, близким к президенту». С нынешним президентом России Владимир Коган познакомился в 1994 году, когда Путин работал первым заместителем председателя правительства и председателем комитета по внешним экономическим связям мэрии Санкт-Петербурга.

После выхода из банковского бизнеса Коган занимал ряд должностей на госслужбе, включая Росстрой и Северо-Западную дирекцию Госстроя России — дирекцию комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В июле 2008 года он был назначен руководителем департамента Минрегионразвития, а в 2012 году несколько месяцев занимал пост руководителя нового на тот момент Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ранге заместителя министра регионального развития. Однако быстро ушел с госслужбы, заявляя в интервью, что ему там не хватает свободы. При этом Коган фигурировал в сообщениях даже в числе возможных кандидатов на пост главы ЦБ, кроме того, его кандидатура рассматривалась и на позицию главы Сбербанка.

В 2012 году Владимир Коган проявлял интерес к банку «Возрождение», но в сделку этот интерес не превратился, отмечает Иосуб.

В настоящее время бизнесмен является крупнейшим акционером компании «Нефтегазиндустрия», которая, помимо прочего, владеет Афипским НПЗ — это крупнейший налогоплательщик небедного Краснодарского края. Такая информация содержится в документах Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое принимало участие в выборе санатора банка «Уралсиб». По последним данным журнала Forbes, Коган занимает 95-е место в российском рейтинге этого журнала, а его состояние оценивается в 950 млн долларов, напоминает Вадим Иосуб.

Возвращение В. К.

12 ноября 2015 года Владимир Коган вернулся в банковский бизнес. Он официально стал владельцем 82% банка «Уралсиб». При этом банк отдан ему на санацию, и государство к тому же выделяет на эти цели два долгосрочных кредита. Со стороны АСВ на рекапитализацию банка будет выделено 14 млрд рублей на шесть лет и 67 млрд рублей на десять лет. Сумма средств самого Когана, направленная на оздоровление банка, не разглашается, как и сумма, потраченная им на покупку 82% «Уралсиба» у его прежнего владельца, Николая Цветкова, за которым пока остался миноритарный пакет в 15%. Заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов называл сумму, за которую Коган купил контроль над терпевшим бедствие «Уралсибом», «символической».

«Можно отметить, что, с одной стороны, у Когана нет опыта именно проведения санаций, с другой – достаточный опыт работы в банковской сфере. Судя по всему, ему удалось наладить прочное рабочее взаимодействие по вопросам санации «Уралсиба» с Центробанком и Агентством по страхованию вкладов. Это позволяет надеяться, что санация пройдет успешно», — говорит Владимир Иосуб.

Тем, кто знает бизнес-путь Владимира Когана, почему-то кажется, что, несмотря на санкции и чахлое состояние российского банковского сектора в данный момент, после санации новый владелец «Уралсиба» — если захочет — найдет на свой банк хорошего покупателя. И сумма сделки будет отнюдь не «символической».

Елена ГОСТЕВА,


Владимир Коган всегда ведет бизнес с размахом Едва ли не самой громкой банковской сделкой 2015 года стало приобретение контроля над банком «Уралсиб», некогда входившим в первую десятку по активам, известным бизнесменом, бывшим банкиром и хорошим знакомым президента России Владимиром Коганом. Банки.ру проследили трудовой путь Когана в банковском бизнесе. 14 «промстроев» Новый владелец банка «Уралсиб» — лицо на банковском рынке хорошо известное. Владимир Коган знаменит тем, что сумел построить на обломках советского монстра, Промстройбанка СССР, вполне современный по меркам начала 2000-х и успешно работавший банк. Но самое главное из достижений Когана как владельца этого банка – удачная продажа своего детища одному из главных игроков российского финансового сектора – Внешторгбанку. Промстройбанк был создан в 1922 году, еще до формального образования СССР, под названием «Промышленный банк». В 1987 году было принято постановление о создании пяти специализированных банков, в том числе и Промышленно-строительного банка СССР. С 1993 года, уже после развала Советского Союза, банк стал называться «Промстройбанк России». При этом все его части были самостоятельными банками. Всего по России работало 14 финансовых институтов, которые содержали в своем названии частицу «промстрой». Именно на базе этих банков в свое время возникла Ассоциация промышленно-строительных банков, известная нам сегодня как Ассоциация региональных банков «Россия». Искусство продавать Практически все эти осколки советского Промстройбанка были ликвидированы в период с 2002 по 2012 год. И лишь один банк – Промстройбанк СПБ был продан. Покупателем в сентябре 2006 года стал Внешторгбанк (ныне ВТБ). Сделка проходила в два этапа – сначала, в 2004-м, был продан пакет в 25% плюс одну акцию за 97 млн долларов. В 2005 году Внешторгбанк докупил еще 50% плюс две акции, получив полный контроль над крупнейшим на тот момент банком Северо-Западного региона. Оставшийся 51% акций Внешторгбанк надеялся купить за 194 млн долларов. Но на деле сделка прошла по более высокой стоимости. Как было сказано в отчете Внешторгбанка по МСФО, 50% плюс две акции ПСБ обошлись ВТБ в 480 млн долларов. Большую часть этих денег получили главные совладельцы ПСБ Владимир Коган и Давид Трактовенко. Итого суммарно за Промстройбанк СПБ его владельцы выручили 577 млн долларов. На момент продажи ПСБ занимал десятое место по размеру активов в банковской системе страны (133,6 млрд рублей). Чистая прибыль банка за первое полугодие 2006 года составила 2,2 млрд рублей, собственный капитал – 17,33 млрд рублей. В отчетности ВТБ за тот период было указано, что стоимость бизнеса Промстройбанка СПБ оценивал независимый оценщик, но имя оценщика не сообщалось. При этом аналитики рынка не считали, что сделка прошла по завышенной цене. Рыночная капитализация ПСБ СПБ в начале 2006 года была выше 1,5 млрд долларов. До 2006 года это была самая дорогая сделка по покупке банка в России. Например, за 550 млн Импэксбанк, банк – дублер банка «Российский Кредит» — был продан австрийской группе Raiffeisen. Акции российских загранбанков ВТБ купил у Центробанка примерно за 14 млрд рублей, или 500 млн долларов. Из одного кармана в другой Бизнесом Владимир Коган начал заниматься еще в советские времена. По некоторым данным, Когану, выпускнику Ленинградского инженерно-строительного института по специальности «инженер-автомеханик», принадлежал один из первых кооперативных магазинов в Ленинграде. В 1990-х годах Владимир Коган стал президентом и совладельцем банкирского дома «Санкт-Петербург», в который входили три банка: собственно Промышленно-Строительный Банк (ПСБ СПБ), Международный Банк Санкт-Петербурга (МБСП) и «Санкт-Петербург». В 1994 году подконтрольные Когану компании стали акционерами ПСБ СПБ, а сам Владимир Коган стал заместителем председателя совета директоров банка. Промышленно-Строительный Банк (ПСБ СПБ) был основан в 1990 году. Как несколько лет назад писал журнал Forbes о Когане, «с советских времен у ПСБ была репутация главного кредитора промышленных предприятий, правда, в 1990-е почти вся промышленность оказалась в плачевном состоянии. Лучший способ выжить — получить доступ к бюджетным деньгам. Если это удавалось, система работала безотказно: казначейства не было, и деньги, собранные таможней или налоговиками, отправлялись на счет в уполномоченный банк. Он же платил зарплаты бюджетникам и осуществлял другие операции. «Коган купил не самый сильный банк, но с инфраструктурой. И начал наращивать базу клиентов, предлагать льготные условия, отсрочки, кредиты. Он был таким «банкиром города», вся верхушка держала за правило открыть у него счет», — вспоминает его знакомый. Среди клиентов банка был и возглавлявший комитет мэрии по внешним связям Владимир Путин, ему также принадлежал небольшой пакет ПСБ (менее 1%)». Владимир Коган считался человеком, близким к экономическому блоку правительства 2000-х, имеющему санкт-петербургские корни, включая бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, а также бывшего вице-премьера, потом главу РАО ЕЭС, а ныне руководителя корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса, говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. Он отмечает, что некоторые средства массовой информации называли Когана «человеком, близким к президенту». С нынешним президентом России Владимир Коган познакомился в 1994 году, когда Путин работал первым заместителем председателя правительства и председателем комитета по внешним экономическим связям мэрии Санкт-Петербурга. После выхода из банковского бизнеса Коган занимал ряд должностей на госслужбе, включая Росстрой и Северо-Западную дирекцию Госстроя России — дирекцию комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В июле 2008 года он был назначен руководителем департамента Минрегионразвития, а в 2012 году несколько месяцев занимал пост руководителя нового на тот момент Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ранге заместителя министра регионального развития. Однако быстро ушел с госслужбы, заявляя в интервью, что ему там не хватает свободы. При этом Коган фигурировал в сообщениях даже в числе возможных кандидатов на пост главы ЦБ, кроме того, его кандидатура рассматривалась и на позицию главы Сбербанка. В 2012 году Владимир Коган проявлял интерес к банку «Возрождение», но в сделку этот интерес не превратился, отмечает Иосуб. В настоящее время бизнесмен является крупнейшим акционером компании «Нефтегазиндустрия», которая, помимо прочего, владеет Афипским НПЗ — это крупнейший налогоплательщик небедного Краснодарского края. Такая информация содержится в документах Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое принимало участие в выборе санатора банка «Уралсиб». По последним данным журнала Forbes, Коган занимает 95-е место в российском рейтинге этого журнала, а его состояние оценивается в 950 млн долларов, напоминает Вадим Иосуб. Возвращение В. К. 12 ноября 2015 года Владимир Коган вернулся в банковский бизнес. Он официально стал владельцем 82% банка «Уралсиб». При этом банк отдан ему на санацию, и государство к тому же выделяет на эти цели два долгосрочных кредита. Со стороны АСВ на рекапитализацию банка будет выделено 14 млрд рублей на шесть лет и 67 млрд рублей на десять лет. Сумма средств самого Когана, направленная на оздоровление банка, не разглашается, как и сумма, потраченная им на покупку 82% «Уралсиба» у его прежнего владельца, Николая Цветкова, за которым пока остался миноритарный пакет в 15%. Заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов называл сумму, за которую Коган купил контроль над терпевшим бедствие «Уралсибом», «символической». «Можно отметить, что, с одной стороны, у Когана нет опыта именно проведения санаций, с другой – достаточный опыт работы в банковской сфере. Судя по всему, ему удалось наладить прочное рабочее взаимодействие по вопросам санации «Уралсиба» с Центробанком и Агентством по страхованию вкладов. Это позволяет надеяться, что санация пройдет успешно», — говорит Владимир Иосуб. Тем, кто знает бизнес-путь Владимира Когана, почему-то кажется, что, несмотря на санкции и чахлое состояние российского банковского сектора в данный момент, после санации новый владелец «Уралсиба» — если захочет — найдет на свой банк хорошего покупателя. И сумма сделки будет отнюдь не «символической». Елена ГОСТЕВА,
0
Другие новости

Это может то, что вы искали