«Книга памяти» банков пополнялась в 2015 году с рекордной скоростью
ЦБ в 2015 году отозвал лицензии у 93 банков, поставив таким образом рекорд России по зачистке банковской системы. В 2016 году темпы зачистки рынка будут сопоставимы с темпами уходящего года, считают участники рынка. Банки.ру вспоминает наиболее заметные потери банковского сектора в 2015 году.
Формальности с элементами творчества
Уходящий 2015 год стал богатым на события для банковской систем в отрасли M&A и по части отзывов лицензий. Еще в начале года у участников рынка теплилась надежда, что больших потерь и в столь значительных масштабах не будет. В конце 2014-го первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский, курирующий надзор, сделал заявление, что пик отзывов банковских лицензий уже пройден. В апреле 2015 года на съезде Ассоциации российских банков это подтвердила и председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она говорила, что «уже проделана значительная часть работы по выводу с рынка хронически финансово неустойчивых банков».
Но в итоге за 2015 год рынок потерял 93 банка. Для сравнения: в 2014 году лицензий лишилось 86 банков. Таким образом, в 2015 году регулятор поставил рекорд по масштабам зачистки рынка.
Основные причины отзывов — нарушение «антиотмывочного» законодательства, высокорискованная кредитная политика, вложение средств в низкокачественные активы, фальсификация отчетности. Как и в прошлом году, чуть более трети лицензий были отозваны за сомнительные операции, а остальные – по экономическим статьям: потеря платежеспособности, утрата капитала или фальсификация отчетности, говорит аналитик RusRating Евгений Славнов.
«Политика Банка России по отзыву лицензий в 2015 году оставалась примерно схожей с прошлогодними параметрами. Основная причина отзыва банковской лицензии — неисполнение кредитной организацией требований предписаний ЦБ. Вторая по «популярности» причина — всевозможные теневые операции — доказанные или подозреваемые», — считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Как заявлял Алексей Симановский, отзыв банковских лицензий — строго формализованный, а не «творческий» процесс. «Банки творчество проявляют, когда обходят нормативы, и наша задача тоже проявить творчество, чтобы доказать, что действительно норматив был нарушен, что резерв не был досоздан. Такой элемент «творчества» есть», — пояснял первый зампред ЦБ.
Серийные «убийства»
Примечательно, что регулятор в 2015 году редко отзывал лицензии у банков поодиночке. Чаще всего сообщалось об отзыве за один день лицензий у двух, трех, а иногда и четырех игроков.
В списке «жертв»-2015 фигурируют, как правило, столичные банки. Но есть и кредитные организации из регионов: Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Махачкалы, Владивостока, Краснодара. Наиболее заметными страховыми случаями стали отзывы лицензий у СБ Банка (полное название — Судостроительный Банк. — Прим. ред.), Пробизнесбанка, Нота-Банка, банков «Российский Кредит», «Транспортный», «Адмиралтейский», «Балтика», РСБ 24 (Русславбанк) и у банка «Связной».
СБ Банк, занимавший на 1 января 2015 года 85-е место в банковской системе, перешел в «Книгу памяти» Банки.ру 16 февраля. Но о проблемах в банке стало известно задолго до отзыва. Сначала СБ Банк стал задерживать проведение платежей юрлиц, затем ограничил выдачу частных вкладов. Кредитная организация ввела лимит на получение, а вскоре и вовсе прекратила выдачу наличных со счетов физических и юридических лиц. К тому же, по данным СМИ, ЦБ незадолго до отзыва лицензии отключил СБ Банк от системы банковских электронных срочных платежей. Это означало, что СБ Банк технически не мог ни получать, ни проводить платежи в рублях. Появлялась информация, что банк может быть санирован либо Бинбанком, либо банком «Югра». Впрочем, пока клиенты пытались получить свои средства в СБ Банке, глава его совета директоров Леонид Тюхтяев устанавливал рекорд в воздухоплавании. Вместе с американским коллегой он пролетел на воздушном шаре «Два орла» над Тихим океаном 8 465 км, на 82 км превзойдя предыдущий рекорд.
В апреле банк был признан банкротом, а Агентство по страхованию вкладов по итогам инвентаризации имущества выявило недостачу в размере более 14 млрд рублей, по данным на конец декабря этого года.
Вторая половина года стала еще веселее. В июле ЦБ «лишил жизни» банки из группы Анатолия Мотылева. Крупнейший из них — «Российский Кредит». В список «мертвых», помимо него, вошли АМБ Банк и М Банк, а спустя три дня и «Тульский Промышленник». Сразу после отзыва лицензии у «Российского Кредита» Анатолий Мотылев исчез, и его местонахождение пока неизвестно. Ряд источников предполагает, что он находится в Лондоне.
Размер «дыры» в «Российском Кредите» оценивается более чем в 100 млрд рублей. Расходы на его банкротство в 2015 году оценивались в 796 млн рублей. Как сообщало РБК со ссылкой на компанию Ernst & Young, аудировавшую «Российский Кредит», банк уже год назад жил с существенным разрывом в ликвидности.
ЦБ информировал, что направил в Следственный комитет РФ информацию о действиях руководства банка, которое предоставляло регулятору недостоверную отчетность, скрывающую основания для отзыва лицензии.
12 августа ЦБ лишил лицензии Пробизнесбанк, который являлся ядром еще одной финансовой группы — «Лайф» и занимал 51-е место по активам в банковской системе России. По мнению регулятора, Пробизнесбанк проводил высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы, значение всех нормативов капитала у банка было ниже 2%.
В отношении других банков группы — «Экспресс-Волги», ВУЗ-Банка, «Пойдем!» и Газэнергобанка — ЦБ утвердил план участия АСВ в предупреждении банкротства. В итоге по результатам отбора инвестором ВУЗ-Банка стал УБРиР, Газэнергобанка — СКБ Банк, «Экспресс-Волги» — Совкомбанк. Судьба банка «Пойдем» остается неясной. По данным Банки.ру, кредитная организация будет продана в рамках процедуры ликвидации Пробизнесбанка.
Объем вкладов частных клиентов в Пробизнесбанке оценивался на уровне 30 млрд рублей. Заместитель председателя Банка России Михаил Сухов заявлял, что превышение обязательств над стоимостью активов Пробизнесбанка составляет не менее 67 млрд рублей. Однако позднее «дыра» была переоценена. По итогам обследования Пробизнесбанка отрицательная разница между активами и обязательствами составила 40,8 млрд рублей.
Пробизнесбанк на момент отзыва лицензии сам являлся санатором самарского банка «Солидарность». 2,2 млрд рублей на санацию предоставила компания «Аливикт» (через Alivikt Holdings Limited она владела 52,95% акций Пробизнесбанка). В ноябре ЦБ утвердил новых санаторов «Солидарности» — ОАО «Зарубежэнергопроект» и Кранбанк.
С 24 ноября ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Связного Банка, занимавшего на момент отзыва 150-е место по размерам активов. Крайняя мера воздействия была вызвана неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ, значением всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже 2%, снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату госрегистрации кредитной организации.
«Связной» ожидал решения своей участи примерно год, работая практически без капитала. На странице банка в соцсети после отзыва лицензии вышло сообщение: «В последние две недели 2014 года настроение в нашем банке было совсем не новогодним – вместо планирования каникул менеджмент банка должен был ежеминутно решать новые задачи по удержанию стремительно тающей ликвидности. Клиенты приходили в отделения, составляли платежные поручения в QBank, остатки на корсчете снижались с пугающей скоростью. Введение лимитов на снятие средств со счетов клиентов помогло замедлить отток денег из банка, но каждый новый день мы встречали как последний: уверенности, что мы сможем продержаться до начала нового года, ни у кого не было».
Вокруг бывшего собственника банка Максима Ноготкова и новых владельцев разворачивался конфликт. Банк между тем пытался найти инвесторов. В качестве возможных претендентов на санацию обсуждались банк «Ренессанс Кредит» и Финпромбанк. Однако санация так и не состоялась.
В результате ЦБ достаточно позитивно оценил работу топ-менеджмента банка. «Менеджмент «Связного» продемонстрировал, что банки — организм достаточно устойчивый, если ими управлять. Надежды (на восстановление деятельности банка. – Прим. ред.) не оправдались, потому что не нашлось заинтересованных лиц — инвесторов», — сказал первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Он признал, что «Связной» «боролся за свою жизнь и делал это длительное время с переменным успехом». А зампред ЦБ Михаил Сухов, говоря о «Связном», отмечал: «Этот банк имел не очень удачную бизнес-стратегию, но хороших менеджеров».
До выздоровления далеко
Несмотря на массовый отзыв лицензий, у многих собственников и акционеров банков по-прежнему пользуется популярностью искусство «рисования» отчетности. Так, по данным на ноябрь, ЦБ установил факты масштабной фальсификации отчетности в 33 банках из 79, у которых на тот момент в 2015 году были отозваны лицензии, сообщал Михаил Сухов.
«Общая сумма фальсификации отчетности, отраженная на балансе только у 33 банков, составляет 311 миллиардов рублей. Это более половины балансовой стоимости активов, отраженных в официальной отчетности этих банков. А страховая ответственность в этих банках составила свыше 270 миллиардов рублей», — рассказал Сухов. При этом все банки имели положительные аудиторские заключения, что вызывает вопросы о качестве аудиторских проверок, отмечал зампред ЦБ.
Как считает Алексей Симановский, регулятор должен отзывать лицензии «на опережение», не дожидаясь отрицательного капитала. «Нас призывают стараться действовать на опережение, то есть отзывать лицензию не когда капитал уже отрицательный, а когда к этому есть устойчивая тенденция, пока капитал не опустился ниже нуля и остаются средства для расчета с кредиторами. Мы пока не достигли этих высот, не успеваем над пропастью во ржи значительную часть банков подхватывать. Задача такая у нас стоит», — говорил Симановский.
По мнению доцента кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Лазаря Бадалова, судя по событиям 2015 года, было потеряно около 10% игроков, а до выздоровления банковской системы еще далеко. Он напоминает, что, по данным АСВ, недостаток средств на удовлетворение требований кредиторов банков, лишившихся лицензий с 1 июля 2013 года, составит 1 трлн рублей. «Казалось бы, не такая большая сумма для российской банковской системы, однако она сопоставима с суммой, которую в начале года АСВ направило на повышение капитализации российских банков через инструменты ОФЗ. Таким образом, становится очевидно, что потеря средств банковской системы России в конечном итоге компенсируется государством», — говорит Бадалов. По его словам, потери среди банков в новом году будут сопоставимы с 2015-м и превысят порог в 10% от общего числа банков. Полезность этих действий эксперт считает сомнительной. С другой стороны, Бадалов соглашается, что причины отзыва многих банковских лицензий подтверждают обоснованность выражения «банки-камикадзе», введенного в оборот Михаилом Суховым.
«Примерно 100 лицензий в год АСВ может переварить»
На конец 2015 года в России осталось 740 банков, из них, по данным Банки.ру, порядка 600 попадают под систему страхования вкладов. По мнению Евгения Славнова из RusRating, вопрос отзыва лицензий не упирается в размер фонда. «Напротив, скорее размер фонда зависит от планов ЦБ по отзыву лицензий: как известно, АСВ имеет право привлекать кредиты у ЦБ на пополнение фонда. Таким образом, ситуация, что ЦБ хочет отозвать лицензию у банка, но не может этого сделать из-за недостатка средств в фонде, для меня выглядит фантастической», — комментирует Славнов. По его словам, де-факто темпы отзыва лицензий упираются исключительно в волю правительства: «Фонд будет так или иначе экстренно докапитализирован по мере такой необходимости».
«Примерно 100 лицензий в год фонд АСВ может переварить. Но при наличии большого числа санаций это вряд ли возможно», — говорит источник, знакомый с ситуацией.
В том, что отзывы лицензий в 2016 году продолжатся теми же темпами, что и в 2015-м, сомнений нет, похоже, ни у кого. Банк России неоднократно заявлял, что у него нет целей по количеству отозванных лицензий. В свою очередь глава Сбербанка Герман Греф считает, что 10% банков лишатся лицензий в новом году. А глава ВТБ Андрей Костин заявлял, что многие кредитные организации «засоряют банковский сектор». По его мнению, стране достаточно и 200 банков.
«Я уверен, Банк России делает все взвешенно и обоснованно. Поддерживал и поддерживаю работу ЦБ по оздоровлению финансовой системы. Когда-то у нас было около тысячи банков. Но для России больше 100 банков мне кажется избыточным, учитывая размер нашей финансовой системы, количество предприятий и физлиц в экономике. Маленькие банки не могут быть высокопрофессиональными, поскольку уровень команды не может конкурировать с крупными банками — западными и российскими. Вторая проблема — недобросовестное ведение бизнеса. Средних и мелких банков 90% в стране, а объем бизнеса, который на них приходится, до 10%, поэтому их закрытие никак сильно не повлияет не систему», — поделился с Банки.ру на условиях анонимности топ-менеджер одного из крупных банков.
По данным ЦБ, банки, занимающие по величине активов места с 201-го по 740-е, суммарно контролируют лишь 2,9% всех активов системы, напоминает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. «Сокращение числа банков в данной группе не будет оказывать заметного влияния на отрасль. Количество отозванных лицензий в 2016 году может быть сопоставимо с показателями 2014—2015 годов», — полагает он.
Впрочем, есть и другая позиция. «Сейчас имеет место устоявшееся мнение, что мелкие и средние банки, многие из которых являются региональными, — слабые игроки и пользы банковскому сектору и экономике страны не приносят, скорее, наоборот, только подрывают доверие к банковской системе и сжигают средства АСВ. Но отказ от мелких и средних региональных банков ведет к снижению конкуренции на рынке банковских услуг и лишает доступа к банковским услугам малый и средний бизнес», — уверяет Лазарь Бадалов. По его словам, наблюдается усугубление территориальных диспропорций банковской сети в регионах. За последние пять лет половина кредитных организаций, лишившихся лицензий, являются региональными. В свою очередь, крупные федеральные банки, наоборот, приводятся в пример как здоровые.
«Но последние два года ознаменовались отзывом лицензий у многих крупных банков. Многие из них проходят процедуру санации. Получается, что символы надежности тоже нуждаются в финансовом оздоровлении. В итоге государству даже пришлось задуматься о создании мегасанатора, который должен управлять некогда здоровыми, а теперь, по сути, банками-банкротами», — резюмирует Бадалов.
Анна БРЫТКОВА,