«А если он упадет?»
Пресненский суд Москвы назначил на 29 февраля заседание по иску пассажира к «Аэрофлоту». Купив билет в Молдавию, мужчина узнал, что она вошла в список стран, куда полеты должны выполняться с повышенными мерами безопасности. И захотел узнать, какие гарантии существуют для его семьи, если с ним что-то случится. Банки.ру выяснил, как оценивается «стоимость» потери родственника при авиапроисшествиях.
Иск о беспокойстве
Пресненский районный суд Москвы назначил на 29 февраля основное заседание по гражданскому иску пассажира Виталия Иванова к авиакомпании «Аэрофлот», сообщил Банки.ру адвокат истца Марат Аманлиев. Предварительное рассмотрение иска прошло 21 января.
С заявлением о защите прав потребителя на предмет предоставления полной информации об оказываемых услугах адвокаты Марат Аманлиев и Николай Максимов обратились в связи с претензией клиента, который купил билет на рейс Москва — Кишинев. Поездка должна состояться в августе.
«Купив билет, наш доверитель узнал, что Молдавия вошла в список стран, полеты в которые должны осуществляться с повышенными мерами безопасности. Это его обеспокоило, и он решил узнать у авиакомпании, какие гарантии существуют для его семьи, если с ним что-то произойдет. Ответа на претензию пассажир так и не получил», — рассказал Марат Аманлиев.
Напомним, 17 ноября 2015 года стало известно о том, что Росавиация распространила список из 47 стран, полеты в которые должны осуществляться с повышенными мерами безопасности. Как сообщило РИА Новости, письмо со списком ведомство разослало руководителям авиакомпаний.
Адвокат ориентируется на положения Варшавской конвенции 1929 года, участницей которой является и Россия. Согласно документу, при перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 250 тыс. французских франков. Один франк приравнивается к 0,065 мг золота. Адвокаты подсчитали, что в рублевом эквиваленте эта сумма составляет более 35 млн рублей (16,250 кг золота из расчета 2 200 рублей за грамм).
«Даже согласно конвенции 1929 года размер ответственности на одного пассажира колоссальный. Но авиаперевозчики рассказывают историю про 2 миллиона рублей», — говорит адвокат. Напомним, согласно 67-му федеральному закону, перевозчики обязаны страховать свою ответственность не менее чем на 2 млн рублей за вред жизни одного пассажира. (В частности, на 2 млн рублей была застрахована жизнь каждого пассажира самолета А321, разбившегося в Египте.)
Также Виталий Иванов потребовал представить для ознакомления договор страхования гражданской ответственности авиаперевозчика, раскрыть информацию о сумме страхового возмещения и обязать «Аэрофлот» застраховать гражданскую ответственность согласно современным стандартам.
По словам заместителя генерального директора по авиастрахованию компании «АльфаСтрахование» Ильи Кабачника, гражданин Иванов и его адвокаты, подавшие иск, понапрасну тратят время. «Страхование «Аэрофлота», национального перевозчика Российской Федерации, отвечает современным стандартам и обеспечивает полноценную защиту авиакомпании и ее пассажирам, — заявил Кабачник. — Обеспечивает страхование группы «Аэрофлот» наша компания «АльфаСтрахование» совместно с компанией «СОГАЗ», и, учитывая размер ответственности, риск обеспечен перестрахованием в международных компаниях с наивысшим рейтингом надежности».
Как рассчитывается компенсация
«Споры вокруг лимитов ответственности авиаперевозчиков за вред, причиненный пассажиру, и страхования ответственности за причинение вреда чаще всего объясняются непониманием сути вопроса», — говорит Илья Кабачник. По просьбе Банки.ру он подробно разъяснил, по каким стандартам рассчитываются компенсации и как различаются лимиты ответственности при внутренних и международных перелетах.
Как рассказал эксперт, при гибели пассажира в авиапроисшествии перевозчик обязан компенсировать вред в денежной форме. Причем эта обязанность существует независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика. «Для того чтобы снять с себя ответственность, перевозчик должен доказать, что вред причинен по вине самого потерпевшего либо в результате действия непреодолимой силы. А перевозчик при этом принял все возможные меры для того, чтобы избежать причинения вреда», — пояснил Илья Кабачник.
Если же у перевозчика есть страховка (а страхование ответственности покупают все коммерческие перевозчики), то подлежащую возмещению сумму выплачивает не он сам, а его страховщик.
При этом безусловной является лишь обязанность перевозчика выплатить возмещение, но не размер компенсации. Доказать размер вреда обязан сам потерпевший, говорит Илья Кабачник. В соответствии с действующим законодательством России в случае гибели человека размер причиненного его родным вреда может складываться из трех составляющих: прямые расходы (на репатриацию тела и похороны), моральный вред и утрата кормильца. Причем последняя часть в случае гибели человека является основной частью компенсации.
«Рассчитывается такая компенсация достаточно просто. Если взять пример женщины, в одиночку воспитывающей ребенка 11 лет и имеющей ежемесячный доход в 50 тысяч рублей, то для расчета компенсации будет принято, что на ребенка приходилась половина дохода погибшей, то есть 25 тысяч рублей в месяц, — приводит пример замглавы «АльфаСтрахования». — Ребенок (его опекуны) вправе получить компенсацию до достижения совершеннолетия либо до окончания дневного отделения вуза. Приняв возраст окончания вуза за 22 года, мы получим 11 лет и 3,3 миллиона рублей». В дополнение к этой сумме может быть выплачена компенсация морального вреда, размер которой устанавливается исключительно решением суда (либо мировым соглашением сторон, утвержденным судом).
«Для граждан с доходом выше среднего сумма компенсации в случае смерти обычно превышает минимальный уровень в 2 миллиона рублей, — указывает Илья Кабачник. — И перевозчик (либо его страховщик) выплачивает именно эту сумму, а не 2 миллиона». При этом он обращает внимание, что наличие или отсутствие страховки никак не меняет ситуацию с обязанностью перевозчика выплатить компенсацию: страхование лишь дает потерпевшим дополнительную гарантию, а перевозчику дает возможность продолжать деятельность даже после тяжелой катастрофы.
Как различаются правила при внутрироссийских и международных перелетах
С 2008 года в России (в соответствии с Воздушным кодексом, а затем в соответствии с федеральным законом № 67-ФЗ) действует норма, обеспечивающая родственникам погибшего пассажира фиксированную минимальную компенсацию в размере 2 млн 25 тысяч рублей – без необходимости доказывать размер причиненного вреда. Введение минимально гарантированной суммы компенсации является редкостью в мире, напоминает Илья Кабачник.
«Таким образом, 2,025 миллиона рублей выплачивается во всех случаях, а компенсация сверх этого уровня требует обоснования суммы причиненного вреда», — говорит он. Причем «сверху» размер ответственности перевозчика при внутренних перевозках по России никакими пределами не ограничен.
При международных перевозках ситуация прямо противоположная: никакой минимально гарантированной суммы компенсации не существует, а ответственность перевозчика лимитирована, поясняет заместитель генерального директора по авиастрахованию «АльфаСтрахования».
«Такая система была ведена в 1929 году с принятием Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, — рассказывает Кабачник. — Предел ответственности перевозчика устанавливался в золотых франках. Со временем конвенция многократно модифицировалась, каждый раз в сторону повышения лимита ответственности (до тех самых нынешних 250 тысяч франков. — Прим. ред.)».
В 1999 году Варшавская конвенция была заменена Монреальской конвенцией, к которой присоединилось подавляющее большинство авиационных стран мира. «Россия до сих пор по неясным причинам не ратифицировала Монреальскую конвенцию, хотя была участником разработки, обсуждения и принятия ее в ИКАО (Международная организация гражданской авиации, являющаяся специализированным учреждением ООН. — Прим. ред.), — сетует авиастраховщик. — Это несколько ущемляет интересы пассажиров, отправляющихся в международное путешествие из России, по сравнению с пассажирами из других стран».
Положения Монреальской конвенции регулируют только перевозки между государствами-участниками. Таким образом, полет из России куда-либо не подпадает под действие Монреальской конвенции, также как и перелет из России в третью страну и обратно, объясняет эксперт. А вот перелет из страны-участника в Россию и обратно (в рамках одного билета) будет регулироваться Монреальской конвенцией. «Поэтому на борту одного и того же самолета могут находиться (и обычно находятся) пассажиры, в отношении которых ответственность перевозчика регулируется по-разному!» — обращает внимание Илья Кабачник.
При этом он признает, что потерпевшие при авиапроисшествиях в Европе и США, как правило, получают более высокую компенсацию, чем в России. «Но авиация и страхование здесь вообще ни при чем. По решению суда человек, получивший травму в ДТП, точно так же получит в США компенсацию во много раз выше, чем в России. И зарплаты с пенсиями в Европе выше, чем в России. Дело тут не в нормах воздушного права и тем более не в страховании», — подытоживает эксперт.
Елена ПЕТЕШОВА,