Ставка на акции российских компаний пока не сработала. Ставим на нефть
Юлия ОРЛОВА в сентябре 2015 года открыла индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), дающий налоговую льготу. Затем купила доллары, после чего начала искать интересные и доходные ценные бумаги. В пятой серии она подвела первые итоги управления своими деньгами на фондовом рынке, а сейчас решила сделать ставку на нефть.
Ставлю на нефть
«Покупай, когда дешево, продавай, когда дорого», — говорил мне первый учитель по трейдингу, мой родственник Сергей Алешечкин из Челябинска. Эта фраза ничего для меня не значила. Так как я впервые видела, например, цену Сбербанка и не понимала: это дешево или дорого? Я пыталась смотреть историю котировки и по ней судить – дешево или дорого. Но и в одну, и в другую сторону акция могла еще очень далеко «сходить». К тому же исторические минимумы и максимумы не предел: акции их могут обновить так, что и глазом моргнуть не успеешь.
Но сейчас, после нескольких лет работы журналистом (практически прошедших в разговорах о цене на нефть), падение барреля до 28 долларов зажгло для меня зеленую лампочку «дешево». Я помню, как в августе прошлого года Минфин планировал закладывать цену нефти 50 долларов за баррель для расчета доходов в проект бюджета на 2016 год. И ведь заложил.
В декабре 2015 года котировки опустились ниже 30 и дальнейшее движение вниз – возможно, значительно меньшее (ниже нуля стоимость не опустится), чем вверх (помню стоимость нефти и по 100 долларов). Я не слежу за рынком каждый день, меня можно назвать пассивным управляющим (хоть по квалификации активности счетов биржи я активный клиент, так как совершаю хотя бы одну сделку в месяц). Поэтому на срочном рынке всегда держу «жирок», равный как минимум двойному обеспечению, чтобы в случае потерь брокер не закрыл мою позицию принудительно.
В один прекрасный декабрьский день 2015 года, когда стоимость фьючерсного контракта на нефть (февральский) достигала 27,08 доллара, я купила два вида фьючерсов с исполнением в феврале и марте. Осторожно, на 5% средств от счета, но удержаться было просто невозможно: уж очень низкая стоимость. Фьючерсов на нефть марки Brent сейчас обращается шесть (максимальный срок обращения до июля) и столько же фьючерсов на акции нефтяных компаний. Обеспечение скромное — менее 4 тыс. рублей за контракт.
Месяца не прошло, а цена нефти уже близка к 35 долларам. Я очень довольна инвестицией, один из контрактов погашается сегодня, один будет в портфеле еще месяц, присматриваюсь к более «длинным» фьючерсам, с погашением в мае или июне.
Ставка на доллар растет
Сейчас я в Аргентине, и местные жители радуются падению бразильского реала. Теперь для них эта страна стала доступна, и многие отправляются, например, в Бузиос искупаться в море. По отношению к рублю – тем более что я смотрела цены на жилье, когда нужно было отдать 80 рублей за доллар, – Бразилия совсем не кажется дешевой. Боюсь, теперь даже жизнь в Москве обходится дешевле жизни в маленьком курортном городе.
Под прошлый Новый год, когда доллар «аномально» рос, я надеялась на его возвращение к «адекватной» стоимости и верила заявлениям ЦБ и Минфина. Во время январского резкого роста у меня уже не было никаких иллюзий. Конечно, я надеюсь на сезонность и хочу видеть в первом квартале хотя бы небольшое укрепление рубля. Но ориентируюсь на то, что к концу 2016 года доллар будет снова куда более привлекательной валютой, чем рублевые активы. Жду момента для покупки доллара на валютном рынке (на срочном рынке сохраняю контракты на доллар). В прошлом году я этого не сделала, так как нужно было потратить сразу на одну сделку не менее 61 тыс. рублей. Правда, сейчас уже 77 тыс. рублей: точно говорят, скупой платит дважды.
Тогда мне хотелось иметь разнообразный портфель, который так и не был сформирован из-за отсутствия каких-либо здравых идей (покупка российских акций таковой не была), выходящих за пределы валютных инструментов. В результате более половины средств счета лежат бездарно под 5% годовых (на остаток по ИИС «Финам» начисляет процент).
Антиралли вместо ралли
Уже с полной уверенностью можно констатировать, что новогоднее ралли не состоялось. Мой оптимизм в условиях сохранения геополитической напряженности, роста стоимости продуктов питания, снижения покупательской способности населения, падения рубля и отсутствия каких-либо полезных инициатив российского правительства, занятого лишь поисками внешнего врага, был безрассудным.
Стоимость акций в моем портфеле («Аэрофлот», ГМК «Норильский никель», МТС, «Газпромнефть») снизилась, хотя и не критично. Зачем-то продолжаю держать их в портфеле: то ли рука не поднимается зафиксировать убыток, то ли надеюсь на то, что к маю смогу продать выгоднее.
Конец шестой серии. Продолжение следует