Белорусские ученые создали новый, не имеющий аналогов в мире, конструкционный материал под названием Monicu, из которого методом литья можно изготавливать железнодорожные рельсы.
Об этом сообщили БЕЛТА в Белорусском университете транспорта.
По словам профессора университета Леонида Сосновского – одного из авторов изобретения, новый материал по своим техническим характеристикам занимает срединное положение между чугуном и сталью.
Его название образовано от начальных букв трех химических элементов: молибдена, никеля и купрума. Именно эти металлы, используемые в определенной пропорции в качестве добавок в процессе плавки чугуна, придают материалу особые свойства: прочность стали, высокие технологические и служебные свойства, как высокопрочного чугуна (два в одном).
Как известно, на протяжении уже более 100 лет во всем мире изготавливают только стальные рельсы. В процессе эксплуатации они изнашиваются и разрушаются. Ежегодно на их замену расходуются огромные средства.
Например, 1 км стальных рельсов в однониточном измерении стоит примерно 65 тысяч долларов. Ученые утверждают, что если рельсы делать из Monicu, то их стоимость снизится вдвое.
Были изготовлены четыре экспериментальных рельса Monicu. Проведена их эксплуатация на путях организованного движения поездов Гомельской дистанции в течение 16 месяцев. Затем рельсы сняли и обследовали.
Результаты показали, что эксплуатационная стойкость у новых рельсов примерно такая же, как у стальных. Изобретение белорусских ученых проанализировано на заседании главных инженеров железнодорожных администраций государств Евразийского экономического союза.
Специалисты единодушно поддержали проект и рекомендовали провести дальнейшие испытания рельсов из Monicu с целью обеспечения безопасности движения.