Эльвира Набиуллина провозгласила начало эры большей открытости банковского надзора
Российская экономика пережила самые сильные шоки за десятилетие. Но Банк России видит положительные сигналы в банковской системе и готов сделать надзор более открытым. Банки.ру побывал на съезде Ассоциации российских банков и выяснил, что ЦБ готов заранее информировать рынок о проблемах отдельных банков и что кредитным организациям могут доверить работу с пенсионными накоплениями россиян.
«Я не стану оплачивать безумие»
Очередной, 27-й по счету, съезд Ассоциации российских банков по традиции проходил в Колонном зале Дома союзов. Среди участников съезда были председатель Банка России Эльвира Набиуллина и ее заместители, министр финансов РФ Антон Силуанов, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, глава Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев, а также, естественно, руководители многих банков.
Глава АРБ Гарегин Тосунян на правах «хозяина» сразу обозначил тему съезда: как действовать и выживать игрокам банковского сектора. Он заявил, что в последние три года впервые состояние банковского сектора стало сдерживать экономический рост. Ведь сегодня только 6% всего объема инвестиций в основные фонды совершаются за счет кредитов российских банков. И призвал регулятора отзывать банковские лицензии гораздо реже, а санации, наоборот, осуществлять чаще. Затронул Тосунян и больные для сектора темы взаимодействия с коллекторами и валютной ипотеки. Банкам он пожелал идти навстречу валютным заемщикам. Но и валютные ипотечники, по его словам, должны быть более разумны. «К валютным ипотечным заемщикам я хочу обратиться с просьбой-предложением. Ваш подход к проблеме, выраженный в девизе, цитирую: «Я не стану оплачивать безумие!» — необходимо изменить на более конструктивный. Иначе возникают вопросы: чье безумие вы не станете оплачивать? И кто должен оплачивать его?» — сказал Тосунян.
Впрочем, судя по выступлению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, в банковской системе безумия не наблюдается. Глава мегарегулятора признала, что ситуация в российской экономике остается непростой, но худшие опасения не реализовались. «На финансовых рынках сейчас ситуация значительно стабильнее, чем в 2014—2015 годах и январе 2016- го. Волатильность снизилась, цены на финансовые активы выросли. Помимо глобальных факторов, этому способствовали политика плавающего курса и подстройка платежного баланса под нефтяные цены. Доля нефти и газа в российском экспорте упала с двух третей в предыдущее десятилетие до менее чем 50% в настоящее время», — подчеркнула председатель Банка России, отметив, что положительный результат для экономики дало и сохранение ключевой ставки. Хотя трудно говорить о каких-то положительных результатах в экономике, которая падает третий год подряд.
Эльвира Набиуллина, впрочем, нашла положительные изменения собственно в банковской системе. Российский банковский сектор в I квартале 2016 года продемонстрировал положительную динамику. Прибыль банковской системы по итогам I квартала 2016 года составила 107 млрд рублей. «Активы банков даже с исключением влияния валютного курса выросли в январе — марте 2016 года на 0,3%, до 81,2 триллиона рублей, против снижения на 5,3% за первый квартал прошлого года. Определенные сдвиги есть и в кредитовании экономики. Объем кредитов предприятиям за истекший квартал 2016 года практически не изменился, а в первом квартале 2015 года произошло сокращение на 1%», — поделилась она. У банковского сектора сохраняется значительный запас совокупного капитала — 1,8 трлн рублей, добавила глава ЦБ. Из позитивных факторов также — приток вкладов населения в банки. Но беспокоит регулятора ситуация с кредитованием малого бизнеса.
«Общество требует большей открытости»
Особое внимание Банк России, судя по словам его председателя, уделяет предупреждению и раннему выявлению проблем в банке. Во главу угла ЦБ ставит открытость банковского надзора. «Мы считаем важным обеспечить большую публичность мер, применяемых к кредитным организациям, начав с раскрытия информации о введении наиболее серьезных мер в отношении кредитных организаций, то есть запретов на осуществление банковских операций. Одновременно необходимо будет усилить ответственность недобросовестных банкиров, нарушающих такие запреты, внеся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», — заявила глава Центрального банка.
Регулятор готов разработать подходы к раскрытию информации о рисках, которая может быть полезна для кредиторов банков. «Общество требует от кредитных организаций большей открытости. Банк России поддерживает эту позицию и готов разработать подходы к раскрытию информации о рисках, которая может быть полезна для кредиторов банков. Мы разрабатываем стандарты раскрытия такой информации на информационных ресурсах Банка России», — пояснила Набиуллина. По ее словам, Банк России готовит предложения о расширении форм публикуемой отчетности.
Впрочем, ЦБ видит и проблемы такой открытости. По мнению Эльвиры Набиуллиной, иногда обмен информацией между ЦБ и банками ведет к «камуфлированию» проблем. Если менеджеры и собственники банка занимают конструктивную позицию, такой обмен информацией полезен и, как правило, приводит к позитивному решению проблем, считает председатель ЦБ. «В то же время не во всех случаях эта информация используется во благо. Иногда информация Банка России помогает банкам камуфлировать проблемы, что, в свою очередь, ведет к росту рисков и угроз для кредиторов и вкладчиков. И в этих случаях в интересах вкладчиков и кредиторов мы порой вынуждены ограничивать собственную открытость», — признала Набиуллина, добавив, что ЦБ будет обсуждать с банковским сообществом эти меры и «действовать аккуратно», чтобы не создавать новых рисков.
ЦБ также собирается ужесточить контроль за банковскими холдингами и усилить ответственность банковских аудиторов за качество аудита. В частности, регулятор планирует вести реестр аудиторских организаций, ведущих аудит банков и банковских групп, и повысить к ним требования. Кроме того, Банк России намерен повышать квалификацию представителей банков с помощью специальных программ по таким направлениям, как финансовая устойчивость и предупреждение банкротств, риск-менеджмент, кибербезопасность.
ЦБ готовится занимать деньги у банков
По словам главы Банка России, еще одной новой чертой ситуации в банковской системе становится профицит ликвидности. Дело в том, что если до сих пор ЦБ кредитовал и рефинансировал банки, то в перспективе ЦБ может сам начать занимать у банков. Это произойдет, если резервные фонды будут тратиться достаточно быстро. «В любом случае хочу сказать, что, как бы ни поменялись наши отношения с банками, с вами, у Центрального банка есть все инструменты для того, чтобы регулировать процентные ставки в экономике», — поспешила успокоить собравшихся Эльвира Набиуллина.
Оптимистичные нотки были слышны и в выступлении министра финансов Антона Силуанова. По его словам, Россия испытала самые сильные шоки за последнее десятилетие, но, несмотря на все сложности, правительству и ЦБ удалось снизить инфляцию и процентные ставки в экономике. «По платежному балансу снижение поступлений составило порядка 13% ВВП. Здесь и снижение поступлений по текущему счету, капитальному счету. Таких шоков наша страна не испытывала в последнее десятилетие», — сказал министр.
Одной из нашумевших новостей дня стало то, что Минфин и ЦБ обсуждают возможности формирования добровольных пенсионных накоплений не только в негосударственных пенсионных фондах, но и на специальных пенсионных счетах в банках. Как сообщил Антон Силуанов, Минфин с Банком России сейчас предусматривают возможность расширения предложения по развитию негосударственного пенсионного обеспечения. «Необходимо предоставить возможность дополнительного пенсионного обеспечения и создать такой инструмент, который был бы интересен, который развивался бы в ближайшие годы», — пояснил глава Минфина.
«Избыток информации может навредить»
Банкиры на съезде АРБ озвучивали свое видение ситуации в секторе. Председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев подчеркнул, что три четверти российских банков имеют финансовые проблемы разной степени серьезности. Из проблем можно выделить то, что спрос на кредиты снижается быстрее, чем уходят банки. А глава совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин предположил, что ЦБ может реализовать политику отрицательных процентных ставок.
Представители банков указывают, что в целом намерения регулятора выявлять проблемы на более ранних стадиях, а также планируемые изменения в надзоре логичны. Но вопрос в том, как это будет реализовываться на практике. «Мне видится, что данные, которые публикуются Банком России на сегодняшний день, достаточно информативны. Есть необходимость более оперативного опубликования данных, особенно в отношении уже принятых мер и ограничений банков», — прокомментировал председатель правления Росгосстрах Банка Александр Фалев. Он поддерживает инициативу Банка России информировать общественность об имеющихся в той или иной кредитной организации рисках, поскольку это необходимо как кредиторам банка, так и клиентам. Но считает при этом, что состав и перечень публикуемой информации подлежат обсуждению с представителями банковского сообщества с целью исключения недобросовестного использования информации о кредитной организации и спекуляций на тему тех или иных фактов.
Что касается вопроса усиления ответственности банкиров, тем более уголовной, то, по словам Фалева, он неоднозначен и требует детальной юридической проработки. «В целом не будет лишним сказать, что информация имеет очень большую ценность и с ней необходимо обращаться аккуратно. В некоторых случаях переизбыток информации может навредить самим участникам рынка», — уверен Фалев.
Председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов приветствует увеличение информационной открытости ЦБ. Он указывает, что клиенты банков имеют полное право знать о проблемах своих кредитных организаций. Как отмечает Ефремов, бывает, что одного сообщения ЦБ достаточно, чтобы остановить банковскую панику. Но также одного слова достаточно, чтобы ее и спровоцировать. Поэтому ЦБ нужно давать информацию очень аккуратно и корректно, понимая силу своего слова. «Смущает один момент — некоторая избирательность подхода. Если банк хорошо себя ведет с ЦБ, то информацию не раскрываем, если плохо — можем и раскрыть. Очень может быть, что в итоге данная инициатива превратится в еще один рычаг давления ЦБ на банки», — опасается банкир.
Анна БРЫТКОВА,