Но лишь одна из них удостоится «персональной» банкноты
Обсуждение новых купюр сейчас в тренде не только в России, но и в США. Правда, за океаном вопрос стоит не о расширении линейки, а о смене дизайна имеющихся дензнаков. Идею разместить на одной из долларовых банкнот портрет выдающейся женщины вынес на общественное рассмотрение в 2014 году сам президент Барак Обама. Прошлым летом Казначейство США объявило, что такая банкнота появится в 2020 году, к 100-летию принятия 19-й поправки, позволившей американским женщинам голосовать. Тогда утверждалось, что женский портрет появится на 10 долларах, а чей именно - будет решено позже.
Вчера министр финансов США Джейкоб Лью наконец раскрыл планы своего ведомства относительно «женской» купюры. Точнее, как оказалось, уже не купюры, а купюр. Изменится дизайн пяти-, десяти- и двадцатидолларовых дензнаков. Однако по-настоящему «женской» станет только «двадцатка», на которой седьмого президента США Эндрю Джексона сменит Гарриет Табмен - чернокожая аболиционистка, один из лидеров движения против рабства, участница Гражданской войны в США.
Решение «пожертвовать» Джексоном, а не Гамильтоном, изображенным на «десятке», вероятно, вызвано многочисленными протестами, указывающими на ключевое историческое значение последнего. Ряд обозревателей усмотрели причину в том, что Джексон был рабовладельцем, и замена его на женщину, родившуюся рабыней, весьма символична. Впрочем, вряд ли все так однозначно. Например, у Джорджа Вашингтона (первого президента США, изображенного на однодолларовой бумажке) также было много рабов. А против Джексона могли сыграть и другие факторы: он не относится к «отцам-основателям» американской нации как Гамильтон, не такая ключевая историческая фигура как Линкольн (изображенный на 5 долларах), и к тому же проводил законы, притесняющие индейцев. Впрочем, окончательно со «своей» купюры Эндрю Джексон не исчезнет: его портрет будет соседствовать с Белым домом на обратной стороне дензнака.
На новых купюрах достоинством в 5 и 10 долларов портреты Авраама Линкольна и Александра Гамилтона не тронут, изменится лишь дизайн обратной стороны,. При этом на ней останутся знаменитые здания, но из абстрактных изображений они превратятся в напоминания о конкретных исторических моментах.
Так, на обороте «десятки» на фоне Казначейства нарисуют суфражисток Соджорнер Трут, Лукрецию Мотт, Элис Пол, Сьюзен Энтони и Элизабет Кэди Стэнтон. В 1913 году они провели акцию на ступенях этого здания, требуя избирательных прав для женщин.
А тематика «пятерки» будет опять-таки антирасистской. На фоне Мемориала Линкольна изобразят темнокожую певицу Мариан Андерсон, жену президента Франклина Рузвельта Элеонору и Мартина Лютера Кинга (единственный мужчина среди новых лиц на купюрах). Андерсон при поддержке Элеоноры Рузвельт в 1939 году устроила концерт возле мемориала, протестуя против разделения концертных залов по расовому признаку. На этом же месте в 1963 году Кинг выступил со своей знаменитой речью «У меня есть мечта».
Окончательные варианты дизайна новых банкнот пока не утверждены. Тем временем в сети появились различные варианты "двадцатки" с Табмен (один из них приведен в начале статьи).
Примечателен факт, что редизайн долларов, приуроченный к юбилею равенства полов, в основном проводит идею равенства рас. Впрочем, Джейкоб Лью в своем открытом письме утверждает, что это сделано по просьбам граждан, участвовавших в обсуждении. «В течение последних 10 месяцев вы выдвинули сотни имен людей, сыгравших решающую роль в истории нашей страны. Многие предложили, чтобы наша новая валюта подчеркнула демократию в действии и отразила разнообразие нашего народа. Решение поместить Гарриет Табмен на новые 20 долларов было обусловлено тысячами ответов, которые мы получили от американцев. Я был особенно поражен многочисленными замечаниями детей, для которых Табмен - не просто историческая фигура, но образец для подражания и участия в нашей демократии», - пишет министр финансов США.
Стоит отметить, что в голосовании "Женщины на двадцатидолларовых купюрах", устроенном представительницами феминистического движения, действительно победила Гарриет Табмен: она набрала свыше 118 тыс. голосов - на 7 тыс. больше, чем Элеонора Рузвельт. В других соцопросах лидировали также не столь популярные среди феминисток писательница Гарриет Бичер-Стоу и летчица Амелия Эрхарт.