Индивидуальный инвестиционный счет открывает дорогу на собрания акционеров крупных компаний
Бывший финансовый журналист Юлия ОРЛОВА продолжает исследовать возможности нового инструмента для российского фондового рынка — индивидуального инвестиционного счета.
Такой счет лучше простого брокерского, по нему можно получить налоговый вычет в размере 13% или воспользоваться освобождением от налогообложения с дохода. В предыдущих сериях я сравнила условия открытия ИИС у брокеров, рассказала о возможностях доверительного управления, обучающих курсах, совершила сделки на фондовом и срочном рынках, подвела первые итоги. В этой серии вы узнаете о таких преимуществах ИИС, о которых, наверное, даже не задумывались.
Пора на собрание акционеров
Владеешь акцией — значит, имеешь входной билет на собрание акционеров, даже если ты купил одну акцию и стоила она 100 рублей.
Публичные общества (так называют компании, чьи акции торгуются на бирже) обязаны проводить собрания акционеров не менее одного раза в год. Акционер — не просто человек, инвестировавший свои деньги в компанию (если покупал бумаги на IPO или SPO) или перекупивший бумаги у другого инвестора. Акционер имеет власть. Он принимает важнейшие решения, вернее, голосует за принятие или непринятие уже предложенных.
В прошлом году даже был скандал с одним акционером, который нарастил пакет бумаг за счет сделок РЕПО специально для голосования на собрании акционеров.
Собрание проходит не реже, чем раз в год, чаще всего — весной или летом. На таком мероприятии можно посмотреть в глаза тем, кто управляет компанией, и послушать о выполненной за год работе. Обычно на голосование выносятся вопросы об утверждении годового отчета, о размере выплаты дивидендов (или о том, чтобы не платить их вовсе), о голосовании по составу директоров, утверждении размера вознаграждения директоров...
Например, на собрании акционеров Сбербанка всегда многолюдно, несмотря на то что проходит оно далеко от центра Москвы. На входе всегда очереди из-за «рамок» безопасности и проверок вещей. «Сбер» очень известный банк в России, у него много клиентов и розничных инвесторов. Журналисты точно такое событие не пропускают, записывая каждое слово выступления председателя правления Сбербанка Германа Грефа. В холле обычно стоят напитки и закуски. Забавно смотрятся розничные акционеры, набирающие в холщовые сумки конфеты. В этом году собрание акционеров Сбербанка пройдет 27 мая.
Биржевая тусовка года
В свое время я открывала ИИС для того, чтобы иметь запас неприкосновенных средств (изъятие денег досрочно, ранее чем через три года, будет стоить потери льготы — а это 50 тыс. рублей при инвестировании 400 тыс.). Но, признаюсь, была у меня и корыстная цель. Когда увольнялась из известной газеты, чтобы отправиться путешествовать, мне хотелось сохранить деловые связи с сотрудниками финансовых компаний. Участие в сериале Банки.ру — хороший повод звонить и писать фондовикам (тем, кто связан с фондовым рынком).
Инвестиционный счет Юлии Орловой: сериал Банки.ру. Восьмая серия
«Лучшее действие — бездействие»... «Деньги любят тишину»... В восьмой серии сериала Банки.ру Юлия ОРЛОВА, торгующая акциями и облигациями на счете с налоговыми привилегиями, успокаивает свою инвестиционную совесть. Она наконец подошла к делу серьезно и заказала отчет у брокера обо всех совершенных сделках по счету с момента его открытия.
Собрание акционеров Московской биржи стало для меня не только возможностью больше узнать о компании, чьи акции присматриваю для ИИС, но и увидеть старых знакомых.
Мероприятие прошло, как обычно, в самом центре Москвы (на Воздвиженке) в офисе Московской биржи. Из окон открывался вид на Кремль. Акционеры пили кофе, стоя за высокими столами. Не очень поняла присутствие группы людей, явно владеющих маленькими пакетами (всех крупных акционеров помню) и не способных повлиять на результат голосования. Накануне биржа провела «встречу» с инвесторами через Интернет, все документы к собранию выложены на ее странице, вопросов к руководству биржи уже не должно было остаться.
Журналисты оживленно беседовали в специально отведенной комнате. После презентации годовых результатов и докладов началась сессия вопросов и ответов. Акционеры не всегда задавали вопросы, относящиеся к деятельности биржи. Спрашивали, например, про делистинг эмитентов и разорившегося брокера МФЦ. В очередной раз поразилась политкорректности председателя правления Московской биржи Александра Афанасьева, вежливо и основательно отвечавшего и на такие вопросы. Журналистов интересовала судьба его экс-заместителя Андрея Шеметова, пока не назвавшего новое место работы.
Когда директора удалились на совещание, ожидавшим (как я наивно думала) итогов собрания предложили закуски. Официанты в белых накрахмаленных рубашках изящно держали подносы с едой и… боялись выходить к людям. Те буквально набрасывались на угощения, и официантам, ухитрившимся поставить поднос на стол, стоило большого труда вырваться из толпы желающих ухватить кусочек (стоило поблагодарить пресс-службу за отдельную комнату).
Неужели это и есть среднестатистические акционеры? Неряшливо одетые мужчины и женщины, плохо пахнущие и голодные? То, что на собрании акционеров Сбербанка меня позабавило (как прятались конфеты в сумку), сейчас натолкнуло на новые мысли — неужели кто-то покупает акцию, чтобы тусоваться по собраниям акционеров? Это действительно доступно — акции Московской биржи стоят чуть более 100 рублей, Сбербанка — 120 рублей. Стоимость акций ВТБ измеряется копейками, но для участия в собрании нужно добраться до Санкт-Петербурга. Возможно, на собрание акционеров «ЛУКОЙЛа» не приходят просто поесть — одна акция компании стоит 2 700 рублей.
Портрет розничного инвестора
Кто же находится по ту сторону Quiq (торговой программы) — чьи заявки наполняют «стакан», чьи реакции заставляют «краснеть» (дешеветь) или «зеленеть» (расти) котировки?
Когда я посетила свой первый семинар по фондовому рынку, была очень разочарована тем, как выглядит трейдер. Вместо мужчин в идеально сидящих костюмах и с дорогими часами я увидела людей с лоснящимися волосами и свитерах. Все фильмы про Уолл-стрит показывают совершенно других инвесторов. И таких мужчин мне тоже приходилось видеть, но чаще всего это сотрудники хедж-фондов и крупных банков.
Среди розничных инвесторов такие встречаются редко. Активные акционеры, приходящие на семинары и собрания, зачастую настолько бедны, что набрасываются на закуски и никогда не отказываются от бесплатного кофе.
Всего акциями на российском фондовом рынке, по данным Московской биржи на январь этого года, торгуют 1,3 млн человек. Из них только 77 830 клиентов совершают хотя бы одну сделку в месяц. Это очень скромный показатель для страны, в которой проживают более 145 млн человек. Я привела только данные по фондовому рынку, потому что там торгуются самые простые для розничного инвестора инструменты.
Зато нас уже 110 000 — столько человек владеют ИИС (по данным биржи на I квартал этого года). И 30% из них — это новые люди, ранее не торговавшие на фондовом рынке. Интересно, наращивание новых счетов продолжится такими же темпами или это эффект нового инструмента и уже все, кто хотел, открыли счет? Но после серии о тусовке собрания акционеров у людей есть еще один повод купить бумаги фондового рынка: на собраниях акционеров кормят.