В крымских магазинах теперь возможна «оплата по терминалу»
Обозреватель Банки.ру провела отпуск в Крыму и на личном опыте проверила, можно ли расплачиваться там картами спустя два с лишним года после присоединения полуострова к России и помогает ли Национальная система платежных карт обойти международные санкции.
«Комиссии были просто «конскими»
Примерно год-полтора назад всем, кто едет в Крым из материковой России, настоятельно советовали брать с собой только наличные деньги, а еще лучше — деньги мелкие, то есть купюры достоинством не более 1 тыс. рублей. Сегодня, в начале курортного сезона, карты практически всех российских банков в Крыму работают. Но не всегда и не везде. Поэтому, собираясь в Крым, возьмите с собой парочку карт разных банков. И желательно, чтобы хотя бы одна из них была не картой, выпущенной в госбанке.
Я сама была свидетелем того, как в начале октября 2014 года в пафосном и дорогом отеле недалеко от Ялты в поселке Курпаты не работал ни один банкомат (а их там было аж целых два — Генбанка и РНКБ). Да и карты к оплате тоже не принимались. Но тогда это было неудивительно: украинские банки покидали полуостров буквально за один день. Управляющая отелем рассказывала, что ей позвонила главбух ялтинского офиса Сбербанка Украины, попросив заехать и забрать хотя бы наличные деньги, которые еще можно было вытащить со счета, — «иначе завтра будет уже всё». Какие уж в этой ситуации безналичные платежи картами?
Международные платежные системы заняли выжидательную позицию на фоне санкций. Visa не работала на полуострове нигде, MasterCard в мае 2015 года только делал в Крыму свои первые послесанкционные шаги. «Комиссии в местных банкоматах для держателей материковых карт были просто «конскими» — в 2014 году они вообще доходили до 10% за трансакцию», — рассказал Банки.ру главный редактор крымского и севастопольского портала Primechaniya.ru Виктор Ядуха. По его словам, примерно с лета 2015 года в регионе заработал MasterCard, а в конце года — и Visa.
Сейчас в Крыму работают обе платежные системы, но по-разному и не везде. С марта 2016 года на территории России заработала Национальная система платежных карт (НСПК), и все трансакции по картам международных платежных систем, которые раньше обрабатывались за границей России, теперь официально обрабатываются внутри страны. Поэтому карты Visa и MasterCard и работают в Крыму, несмотря на санкции.
Как сказал в апреле этого года глава НСПК Владимир Комлев, «трансакции по картам международных платежных систем в Крыму обслуживаются российскими банками, ограничений нет, но надо работать над тем, чтобы разоблачить мифы на эту тему и развивать безналичный оборот в Крыму». Правда, он признался, что за время, прошедшее после вхождения Крыма в состав России, местные предприятия обслуживания так привыкли к наличным деньгам, что не горят желанием снова принимать безналичную оплату.
«Есть возможность оплатить по терминалу»
И все же Крым в части оплаты по картам остается страной чудес. Или удивительных перекосов. Иду я с пляжа, во вьетнамках и купальнике (купаться на майские праздники в Крыму еще рановато, а вот позагорать — самое время), захожу в киоск — маленький магазинчик на углу улиц Полупанова и Маяковского в городе Евпатории. Покупаю воду и вручную сделанное в Крыму мыло. Вся моя покупка «тянет» примерно на 200 рублей. Вопрос кассира: «Платить будете по карте?» — ставит меня в тупик, ибо я как-то не привыкла носить на пляж банковские карты. Но радует, что возможность расплатиться картой все же есть даже на этой окраине провинциального крымского городка.
При этом большинство кафе и ресторанов на набережной Горького — а это центр той же Евпатории — карт к оплате не принимают вообще. Там просто нет такой опции. Официанты обещают, что к июлю 2016 года карты приниматься будут. К слову, в большинстве мест общепита в Крыму, карты не принимающих, клиенту не выдают кассовый чек — а это уже прямое нарушение российских законов.
Принимают карты в большинстве магазинов Крыма размером побольше лавочки. Иногда объявления на магазинах вводят в замешательство обычного россиянина. Например, такое: «Есть возможность оплатить по терминалу».
Картой можно заплатить и онлайн. Например, есть возможность купить билеты в кинотеатр на сайте этого кинотеатра. Но нет возможности расплатиться картой за билеты на междугородний автобус — ни в кассе, ни онлайн. Кстати, и паспорт при покупке билета на междугородний автобус не спрашивают тоже. Словно мы не в России.
Чья у вас карта?
Что делать, если карты в точке обслуживания не приняли? Выход один: искать ближайший банкомат. Это легче, чем искать правду — так же как не найти ее в том случае, если у вас не принимают карту на материке. Причины этого просты и находятся, как сейчас принято говорить, «на стороне» того банка, который обрабатывает операции по карточкам в точках их приема — в банках-эквайерах. Потому что эквайер видит банковский идентификационный номер (БИН) банка и может по этому номеру заблокировать трансакцию любой карты. Формальная причина отказа в приеме карты тоже может быть любой: не доходит сигнал, недостаточно средств на карте, отказ банка-эмитента в операции.
Еще в ноябре 2015 года многие держатели карт с материка жаловались на то, что в Крыму не принимаются к оплате карты Сбербанка. Сбербанк так и не пришел в Крым, а глава «Сбера» Герман Греф прямо заявлял: «Банк и так находится под санкциями, давайте не будем усугублять ситуацию».
Сейчас карты госбанков в Крыму работают. Но, когда мы спросили в одном ресторане Севастополя, принимают ли карты к оплате, у нас поинтересовались, российского ли банка карта. Карт международных банков, за исключением карт «дочек» западных банков в России (а это, по сути, все же российские банки), у нас не было. Поэтому оплата прошла. Возможно, карты самих международных банков не будут приниматься там, где эквайерами выступают кредитные организации, которые уже работают в Крыму, но при этом тоже находящиеся под санкциями. Речь, например, идет о банке «Россия». Возможно, все же НСПК не полностью обрабатывает все операции по картам, проходящие внутри России. А возможно, из-за того, что «хвост» операции все же придет в банк, выпустивший карту в Брюсселе или в Барселоне, и по этому «хвосту» можно будет вычислить, что картой платили в Крыму. А может, это просто «наш ответ Чемберлену» — раз вы поддержали санкции, мы вашу операцию не проведем. Но эквайер – бог платежей, и лишних вопросов ему задавать не принято. Ни в одной стране.
Кстати, банкоматы в Крыму есть, их на самом деле уже много. Хотя, конечно, меньше, чем в Москве.
В итоге в Крыму я успешно использовала карты трех российских банков: Сбербанка, ВТБ 24 и «ЮниКредита». В процессе эксперимента ни одна карта и ни один банк-эмитент не пострадали.
Елена ГОСТЕВА,