Эксперты уверены: российской банковской системе нельзя изолироваться от мира
В Санкт-Петербурге 29 июня открывается XXV Международный финансовый конгресс «Перспективы развития финансового рынка», организованный Центральным банком. Каковы настроения инвесторов накануне конгресса, как чувствует себя российская банковская система в мировом контексте в условиях санкций и экономического кризиса, в преддверии конгресса разбирался Банки.ру.
Первое пленарное заседание международного финансового конгресса (МФК) названо «Мировой экономический рост и финансовая стабильность». «Сегодня глобальная экономика сталкивается с многочисленными вызовами, разнонаправленными тенденциями и последствиями взаимного влияния. Посткризисный мир страдает от хронически низких темпов роста и избыточной долговой нагрузки в некоторых крупнейших экономиках», — говорится в программе мероприятия.
Среди участников первый дискуссии председатель Банка России Эльвира Набиуллина, главный экономист HSBC Стивен Кинг, член совета директоров, председатель, партнер компании «БТД Пактуаль» (Мексика) Гильермо Ортиз, профессор публичной политики Гарвардского университета Кеннет Рогофф и многие другие.
Банки.ру спросил у экспертов, какое место занимает российская банковская система на международной арене, стоит ли нашему банковскому сообществу развиваться самостоятельно или России необходимо интегрироваться в мировую финансовую систему и какие шаги нужно предпринимать для этого.
«Россия в любом случае будет внедряться в международную банковскую систему»
Илья Зибарев, председатель правления банка «Русский Стандарт»:
— Россия — страна с развивающейся экономикой, поэтому пока ее роль в мировой банковской системе остается небольшой. По мере роста ВВП и экономики в целом будут укрепляться и позиции отечественных банков на международной арене. В последние годы некоторые банки предпринимали попытки выхода на зарубежные рынки. В частности, Сбербанк еще несколько лет назад активно покупал банки в Восточной Европе и Турции. Сейчас он был вынужден временно приостановить экспансию в связи с вводом санкций.
Развитие мировой экономики идет по пути интеграции. Соответственно, Россия в любом случае будет внедряться в международную банковскую систему. Для ускорения процесса необходимо последовательно заниматься развитием отечественной финансовой инфраструктуры. Таким образом, мы должны продолжать системно переходить на международные стандарты отчетности и применять лучшие мировые практики в области регулирования банковской отрасли, такие как положения «Базеля III».
Крупнейшие российские розничные банки уже сейчас могут похвастаться внедренными инновационными технологиями, по своему уровню они не ниже международных. Например, в интернет-банкинге и электронной коммерции.
«В неблагоприятных экономических условиях российский банковский сектор слабеет»
Кристофер Дэмбик, глава макроэкономических стратегий Saxo Bank:
— Россия никогда не была полностью интегрирована в международную банковскую систему. В неблагоприятных экономических условиях российский банковский сектор слабеет. Дефицита валютной ликвидности нет, а это значит, что финансовый кризис маловероятен, но количество просроченных кредитов заметно растет, особенно в строительной отрасли, а также в сфере долгов промежуточных банков. Российский банковский сектор сейчас не в лучшей форме, но в долгосрочной перспективе есть поводы для оптимизма. Банк России уже доказал свою способность справляться с трудностями.
Единственный способ ускорить восстановление российского банковского сектора — это полностью интегрировать его в международную финансовую систему и направить в страну иностранный капитал. Для этого требуется отмена санкций и реализация более стабильного и ориентированного на бизнес регулирования, особенно в отношении договорного права и защиты интересов миноритарных инвесторов. Кроме того, Россия должна развивать промышленные секторы, не связанные с нефтью, и сферу услуг, в том числе и финансовых. Экономическая модель, ориентированная только на одну отрасль, ограничивает долгосрочный потенциал роста в стране. Более диверсифицированная экономика, в меньшей степени зависимая от продажи нефти, также будет способствовать укреплению банковского сектора, который сможет полагаться на другие источники роста в случае кризиса. Конечно, это долгосрочный проект, но его нужно начинать как можно скорее.
«Говорить о более глубокой интеграции в среднесрочной перспективе не приходится»
Юрий Мельников, первый заместитель председателя правления банка «Югра»:
— Российский банковский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся в мире, за годы своего существования мы прошли путь, на который у развитых стран ушли десятилетия. Есть большие успехи в инновациях — с точки зрения технологий многие игроки не только не уступают, но и опережают западных коллег. Поэтому, несомненно, Россия — это значимая часть мировой банковской системы и технологический новатор развивающихся рынков. Анализируя возможности при выходе на новые рынки, мировые банковские группы всегда учитывают российский опыт.
Россия и на данный момент определенным образом интегрирована в международную банковскую систему. Но важно понимать, что в нашей стране есть уникальная специфика, с которой невозможно не считаться, поэтому говорить о более глубокой интеграции в среднесрочной перспективе не приходится. Регулятор решает очень важную задачу по обеспечению стабильности российской банковской системы в условиях ограниченных возможностей фондирования на западных рынках капитала. И на данный момент эта задача значительно важнее и приоритетнее, чем повышение уровня интеграции в мировую банковскую систему.
«Интегрироваться нужно, создавая комфортный инвестклимат»
Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка:
— Место России в международной банковской системе значительное — с точки зрения предоставления услуг корпоративным и частным клиентам, которые заинтересованы в трансграничных финансовых операциях. А вот с точки зрения заимствований на международных финансовых рынках, а также участия в финансировании проектов за рубежом в настоящее время место не столь значительное.
Интегрироваться, конечно, нужно, создавая комфортный инвестиционный климат, участвуя в организациях, обеспечивающих трансграничные банковские операции, укрепляя зарубежное присутствие российских банковских институтов. Не стоит забывать и про борьбу с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма. Однако при интеграции необходимо учитывать национальные интересы.
«В банковской системе идут активные реформы»
Сергей Михайлов, директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка:
— Россия обладает одной из крупнейших по объемам ВВП экономик мира. При этом доля финансов России в совокупных мировых активах лишь около 1%. Это говорит о высоком потенциале для роста, который, несомненно, есть у нашей банковской системы. Наша банковская система является частью экономики России ровно так же, как наша банковская система является частью мировой банковской системы. Интеграция банковской системы в первую очередь связана с интеграцией экономики. Мы двигаемся в этом направлении. В банковской системе идут активные реформы, меняется наш фондовый рынок и валютно-денежная система. Продолжение реформ позволит нам наиболее гармонично интегрироваться в международную банковскую систему и занять в ней свое место.
«Система «зализывает раны»
Аскер Еникеев, директор по розничному бизнесу Росгосстрах Банка:
— Совершенно очевидно, Россия уже интегрирована в международную финансовую систему, включая банковскую. Проблема только в том, что быть придатком этой системы — не интересно, невыгодно и местами даже опасно. Просто необходимо становиться полноценным ее участником. Для этого, на мой взгляд, необходимо предпринять ряд шагов.
Первое — восстановить доверие к России внутренних и внешних кредиторов и инвесторов. Второе — создать условия для максимального использования отрабатываемых западными инвесторами рыночных механизмов и инструментов для расширения возможностей в области привлечения инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов и собственников.
Третье — двигаться в сторону создания в России международного финансового центра. Четвертый фактор — нужно развить и вывести на международный рынок НСПК и карту «Мир». И наконец, совершенно точно необходимо играть по правилам международных финансовых рынков и системы в целом, соответствовать общему стриму для более эффективного взаимодействия и извлечения выгод.
«Финансовые потоки не ограничены только США и Евросоюзом»
Альберт Гарданов, руководитель отдела по работе с финансовыми институтами банка «Финсервис»:
— Процесс интеграции уже идет. Санкции, наложенные на банковский сектор РФ, показали, что финансовые потоки не ограничены только США или Евросоюзом.
Именно весьма глубокое интегрирование в международную банковскую систему позволило не просто переориентировать товарные и, соответственно, денежные потоки, но сделать это в кратчайшие сроки. Ни на день не произошло перебоя в поставках, начиная с товаров повседневного спроса и заканчивая поставками оборудования. Предпринимать какие-то особенные дополнительные действия, на мой взгляд, не нужно. Самой своей работой в российских банках мы принимаем в процессе интеграции самое активное участие.
«Интеграция России в мировую банковскую систему имеет свои плюсы и минусы»
Дмитрий Монастыршин, главный аналитик Промсвязьбанка:
— Россия занимает шестое место в мире по размеру ВВП. Однако место России в мировой банковской системе далеко не соответствует экономическому потенциалу страны. Главная причина этого — то, что рубль не входит в число мировых резервных валют. Кроме того, размер доходов и сбережений россиян значительно меньше, чем у населения западных стран. Это обуславливает меньший потенциал аккумулирования средств в банковской системе. По итогам 2015 года совокупные активы всех российских банков составили 1,1 триллиона долларов, что составляет менее 6% от совокупных активов топ-10 китайских банков. Интеграция России в мировую банковскую систему имеет свои плюсы и минусы. Очевидным плюсом является приток иностранного капитала в экономику. Однако минусом является возможное негативное влияние волатильности мировых финансовых рынков на стабильность российской банковской системы.
«Необходимо становиться финансовым центром для близлежащих государств»
Андрей Коптелов, директор Центра экономических исследований Университета «Синергия»:
— Ключевой вопрос сегодняшнего дня для интеграции банковских систем, который необходимо решить в первую очередь, — это отмена международных санкций, которые фактически отрезали Россию от западного финансового сектора.
Необходимо становиться финансовым центром для близлежащих государств, где у России еще осталось влияние. На основании завоеванных позиций необходимо далее расширять влияние российской банковской системы через создание экономических партнерств с дружественными государствами, для последующей интеграции банковских систем.
Если мыслить стратегически, применение информационных технологий уже сейчас позволяет строить глобальные трансграничные компании в финансовом секторе.
«Важно иметь резервные варианты на случай перебоев к доступу к критически важной инфраструктуре»
Роман Романовский, ведущий аналитик рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»):
— В мировой банковской системе Россия пока занимает скромное место. Ни один российский банк не входит в число 25 крупнейших банков мира. Кроме того, существенный удар по позициям российской банковской системы в мировом рэнкинге был нанесен девальвацией рубля за последние два года.
Тем не менее, конечно, России нужно интегрироваться в международную банковскую систему. Интеграция в целом несет в себе массу плюсов — возможности обмена опытом, наращивания компетенций, развития финансовых технологий. В то же время текущий опыт международных процессов свидетельствует о том, что важно иметь и резервные варианты на случай перебоев к доступу к критически важной инфраструктуре. Речь как о доступе к рынкам капитала, так и к технологиям — например, платежным системам.
«Россия может продавать за рубеж финансовые продукты»
Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ»:
— Из-за положительного сальдо внешней торговли Россия длительное время продолжала оставаться мировым экспортером капитала. Из-за низкого уровня долговой нагрузки экономика РФ намного устойчивее развитых стран. В связи с огромным числом экономических ноу-хау России есть что экспортировать и в сфере финансовых услуг. Долгое время Штаты экспортировали в мировую кредитную систему низкую процентную ставку, а в мир микрокредитования, наоборот, доступность долларов для любых заемщиков. Теперь наша очередь. Россия может продавать за рубеж финансовые продукты, созданные при помощи осевших в ней долларов и наших программистов, а может экспортировать рублевые займы для трудных заемщиков. Только это и сделает рубль мировой валютой, и нашу страну заставит интегрироваться в мировую банковскую систему.
«Для России опасность изоляционизма уменьшается»
Марк Гойхман, аналитик ГК «ТелеТрейд»:
— Именно сейчас роль России как евроазиатского государства в мировой банковской системе может существенно усилиться. Происходят два диаметрально противоположных по направлению глобальных процесса. С одной стороны, это европейская дезинтеграция, стимулом которой, вероятно, послужит отделение Великобритании от Евросоюза. Выход Великобритании из ЕС может знаменовать ослабление санкций против России.
С другой стороны, набирает силу противоположное европейскому движение к сближению азиатских стран. И этот контраст подчеркивает прошедший одновременно с референдумом в Туманном Альбионе саммит глав стран — участниц ШОС в Ташкенте 23—24 июня. По его итогам, с принятием в состав ШОС Индии и Пакистана, рассмотрением заявки Ирана, ШОС стало мощным объединением, в которое входят две страны с самым многочисленным населением (Китай, Индия) и с огромной ресурсной и финансовой базой. Россия в данной организации играет одну из ключевых ролей. И достигнутые интеграционные соглашения в области экономики объективно повышают значимость российской банковской системы. Поэтому вряд ли нам грозит замкнутость — скорее, наоборот, для России опасность изоляционизма уменьшается. Политический вес страны в мире явно растет, что также способствует повышению значимости нашей финансовой системы и ее интегрированности в мировые процессы.
«Российские банки до сих пор являются достаточно низко капитализированными»
Владислава Полетаева, старший преподаватель кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова:
— Российская банковская система продолжает оставаться не слишком значимой в масштабах мировой системы, как по финансовым показателям, так и по объемам сотрудничества. Проблема в том, что российские банки до сих пор являются достаточно низко капитализированными по сравнению с зарубежными кредитными институтами, кроме того, величина их активов существенно ниже. В последние годы наблюдается также значительное ухудшение качества банковских активов. С дестабилизацией геополитической обстановки и наложением санкций на ряд российских компаний и банков сократился объем их международной деятельности. Последние в том числе оказались «отрезанными» от относительно дешевых источников финансирования на зарубежных рынках.
Хочется надеяться, что текущий экономический и политический кризис сделает ее более устойчивой и независимой от западного финансирования.
«Мы не являемся точкой притяжения финансов»
Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital:
— Место России в мировой банковской системе незначительно и вряд ли изменится в ближайшее время. Обоснование простое: мы не является точкой притяжения финансов или одним из финансовых центров. Опасений по поводу изоляции нет, так как это будет невыгодно зарубежным партнерам, дезинтеграцию невозможно представить даже в рамках текущих санкций.
«Торопиться с интеграцией не стоит»
Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
— Значение российских банков в мировой банковской системе довольно посредственное, наверное, за исключением Сбербанка.
В условиях геополитической напряженности торопиться с интеграцией не стоит, это зависимость и новый способ для западных партнеров ограничить наши возможности. Другой вопрос в том, что нужно усиливать влияние российских банков в международной системе, чтобы они воспринимались в мире так же, как JP Morgan и Goldman Sachs, имели аналогичное влияние. Пока наши банки не имеют возможности выступать международными кредиторами и определять тенденции в мире глобальных финансов.
«Роль российской банковской системы на мировой арене снижается»
Дмитрий Эдерман, генеральный директор аналитического сообщества ThetaTrading:
— На мой взгляд, российская банковская система — это крупная банковская система регионального уровня. По моим ощущениям, роль российской банковской системы на мировой арене все-таки снижается.
Риски изоляции или самоизоляции российской банковской системы сохраняются, хотя и стали ниже по сравнению с 2014 годом, когда звучали разговоры о возможности отключения российских банков от систем Visa, SWIFT. Теперь эти разговоры утихли, но нельзя исключать нового витка конфликта с Западом и, соответственно, новых ограничений. К тому же крупнейшие государственные банки России находятся под санкциями. Принимаются и меры по определенной самоизоляции, например внедрение системы банковских карт «Мир». Нельзя исключать, что на каком-то этапе власти страны могут взять политический курс на более глубокий изоляционизм, что найдет выражение и в мерах относительно банковской системы.
На мой взгляд, налаживание отношений с Западом, снятие санкций, возврат российским компаниям доступа к западным рынкам капитала являются основными условиями для более глубокой интеграции российских банков в международную банковскую систему.
Анна БРЫТКОВА,