Илья Херсонцев, банк «Резерв»: «Валюта – это такой народный антидепрессант» - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Илья Херсонцев, банк «Резерв»: «Валюта – это такой народный антидепрессант» - «Новости Банков»


Каков будет курс доллара к концу года, как изменятся цены на нефть и в какой валюте сегодня лучше хранить сбережения обычным россиянам? Об этом и не только беседуем с заместителем председателя правления банка «Резерв» Ильей Херсонцевым
Илья Херсонцев, банк «Резерв»: «Валюта – это такой народный антидепрессант» - «Новости Банков»

Фото:
Евгения Яблонская
Илья Херсонцев - один из лучших валютных экспертов Екатеринбурга, его прогнозы из года в год сбываются с удивительной точностью. Вот почему за ответом на вопрос о том, как поведет себя курс доллара и евро до конца года, мы направились именно в банк «Резерв». Эксперт сделал не только валютный прогноз на конец года, но и разложил по полочкам, почему крепнет рубль, кому это выгодно и как долго это будет продолжаться?



- Илья, вы известны в местной медиа-среде своими валютными прогнозами. С них мы и начнем. Как думаете, что будет с рублем, долларом и евро в перспективе до конца года?


- В начале года, если помните, мы давали прогноз по доллару 65, по евро 72. Вот вы пришли ко мне на интервью, а курс - 65 и 72! Все успокоилось и идет «по плану».



Сегодня вопросы по курсу рубля возникают по двум причинам. Первая - динамика цен на нефть. Мы видим, что экспортеры пытаются держать его в диапазоне 45-50 долл/баррель, это позволяет устранить избыток предложения. Но при такой цене на нефть бюджет недополучит около 1 трлн нефтегазовых доходов. Все задаются вопросом: будет ли корректировка курса, чтобы эту разницу закрыть? В последний месяц было уже много сказано на эту тему и сделано расчетов, насколько надо ослабить рубль, чтобы исполнить бюджет с дефицитом не более 3% к ВВП. По нашим подсчетам, курс должен быть в районе 85 рублей за доллар. Прямо скажем, многовато. Лично я не думаю, что вопрос дефицита бюджета будет решаться с помощью какого-то одного инструмента, будь то использование средств из резервного фонда или ослабление рубля, скорее меры будут комплексные - везде понемногу, если говорить простым языком. Ослабление рубля, если и будет, то не более чем до 70 руб/долл (евро - 77). Это изменение меньше 10% от текущих цен, но пока предпосылок и для таких изменений нет. Курс, можно сказать, стабилизировался.



- Этим летом, начиная с июня, рубль то и дело укрепляется - почему? За август доллар и вовсе потерял три рубля только по официальному курсу ЦБ.

- Есть факторы, которые довольно сильно влияют на краткосрочные колебания курса рубля. Это резкие движения мировых цен на энергоносители и выплаты по внешнему долгу. Например, с начала августа цены на нефть поднялись к 50 долл/баррель, это вызвало укрепление рубля, то же самое происходило с начала весны - нефть росла с 30 до 50, и курс укрепился на 13%. Максимальные выплаты по долгу традиционно приходятся на конец года - ноябрь, декабрь, там стоит ожидать повышенного спроса на валюту со стороны корпоративных клиентов. Еще один интересный фактор - это вложения иностранными фондами средств в российский рубль и государственные облигации. В последнем случае дело в высокой процентной ставке по рублевым инструментам. Правда, нельзя сказать, что это очень хорошо, ведь потом придется отдавать, причем с процентами. В настоящее время наш торговый баланс положителен - это значит, что мы закупаем за рубежом на меньшую сумму, чем продаем. Это позволяет сглаживать пики спроса на валюту.





- А нужен ли нам крепкий рубль? Бюджет страдает, Путин переживает…

- На сегодняшний день доходная часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов на 35-40% процентов. Как мы уже говорили, на данный момент бюджет «недобрал» около 1 трлн рублей от нефтегазовых поступлений. И ответ на вопрос, нужен нам крепкий рубль или слабый, найти непросто. Кому это - нам?



Есть две главные категории, кому выгоден крепкий рубль. Это предприятия, инвестирующие в развитие, которые закупают оборудование за рубежом, и рядовые потребители - им интересно видеть на полках в магазинах более дешевый товар.



С другой стороны, есть две категории, кому выгоден слабый рубль. Во-первых, это предприятия-экспортеры - цены на их товар на мировом рынке упали, и девальвация помогла им снизить долларовую себестоимость (яркие примеры - Мечел, Русал). Во-вторых, это получатели средств от бюджета и предприятий-экспортеров, то есть их работники и госслужащие - будет из чего платить им заработную плату.



При этом категории «за слабый» и «за сильный» рубль могут пересекаться. Получив зарплату, работник предприятия-экспортера идет в магазин, видит там текущие цены на товары и печалится. А предприятие-инвестор вполне может экспортировать свой товар за рубеж: при крепком рубле выиграет в инвестициях, но проиграет в экспорте, при слабом - наоборот. В общем, это такой вопрос, в котором всегда нужно искать баланс.





- Означает ли это, что как бы нам - простым жителям страны - не хотелось доллара по 50 руб., этого уже никогда не будет?

- Курс иностранной валюты многим напоминает систему «домкрат» - наверх идет, а обратно нет. Переломим мы эту ситуацию или нет, зависит только он нас (в смысле от страны) - чем больше товаров сделано внутри России, тем меньше будет зависимость от колебаний цен на нефть. На международных рынках есть такое понятие - валютные войны. Это когда страна сознательно ослабляет курс своей валюты, чтобы стимулировать экспорт. И чем больше мы экспортируем, тем больше от этого плюсов (минус тут понятный - инфляция). Есть другой способ поддержки экспортеров - субсидирование конкретных производителей. Такой метод, по информации СМИ, широко применялся в Китае. Его минус в том, что он не рыночный.



Ответ на ваш вопрос довольно простой: будет нефть в ближайшие три-пять лет стабильно по 70-80 долларов за баррель, будет и рубль по 50. Вопрос только, какова вероятность такого развития событий? Пока ее оценивают как незначительную. Но этот прогноз актуален только на ближайшие 5 лет. Потом эффект накопления инфляции и процентных ставок приведет к тому, что цена барреля нефти в рублях, как и любой другой продукт, будет вынуждена подорожать.



- Как население реагирует на колебания курсов валют? Выстраиваются ли очереди в кассах банка? Изменилось ли как-то поведение людей?

- Валюта для нас - это такой народный антидепрессант. Стало неспокойно - все бегут покупать доллары и евро. Особенно, когда курс резко выходит за пределы привычных цен. Рост цены на доллар сам по себе порождает спрос. Люди видят, что все побежали за долларами, - и тоже бегут.



Пока по статистике мы видим, что доля валютных вкладов колеблется в районе 20%, это и есть наш процент нервозности.



Справедливости ради отмечу, что такое отношение к доллару характерно не только для России, в Европе среди инвесторов точно такая же история. Это такая примета времени: если на горизонте маячит кризис - покупай доллары.



Важно грамотно стабилизировать курс на умеренно высоком курсе, сбив ожидания его роста. ЦБ удалось сделать это рыночными методами. При таком драматичном падении цены на основной экспортный товар сохранить финансовую стабильность - это очень достойно. Сегодня 60-70 рублей за доллар уже привычно. И спрос тоже не сильный. Пока идем в этом «коридоре», люди будут покупать около 60 и продавать около 70, то есть сами балансировать рынок.





- Судя по статистике вашего банка, интерес к валюте все-таки растет. Количество договоров по вкладам в иностранной валюте в первом полугодии увеличилось на 16 %, тем временем количество вкладов в рублях осталось практически на прежнем уровне. С чем это связано?

- Интерес к таким вкладам возникает тогда, когда есть повышенный спрос на валюту - клиентам надо где-то хранить купленные доллары и евро. В данный момент мы уже не наблюдаем какого-то особенного спроса на валютные вклады.



- Каковы настроения общественности в целом: хотят ли люди тратить или копить?

- Общественность, мне кажется, хотела бы копить и тратить одновременно. С учетом ситуации разумно выбирать все-таки накопление. Вопрос, в какой валюте это делать, давно стал традиционным, равно как и ответ на него - покупайте всего понемногу: часть в рубли, часть в доллары, часть в евро. С долларами и евро вопросов нет, немного добавлю про рубли. Если посмотреть весь (!) период с тех пор, как курс стал 30, и до сегодняшнего дня, с учетом процентных ставок в рублях, то, думаю, инвестор, который сделал инвестиции из долларов в рубли, при пересчете в доллары все равно до сих пор в плюсе. Возьмите разницу в процентных ставках 7%, срок 15 лет и вы увидите, что курс, при котором инвестор начал бы терять сделанные в Россию инвестиции, должен бы быть на уровне выше 83 рублей за доллар. Может быть, это не сильное утешение, но сейчас, как минимум, не в минусе в долгосрочном плане. Конечно, обычные люди вряд ли являются долгосрочными инвесторами. Их волнует соотношение зарплат и цен в магазинах и стабильность, мало кому приятно жить при скачущем курсе. Вот сейчас удобная ситуация для рублей - ставки еще не упали низко, ожидания по курсу умеренные.





Каков будет курс доллара к концу года, как изменятся цены на нефть и в какой валюте сегодня лучше хранить сбережения обычным россиянам? Об этом и не только беседуем с заместителем председателя правления банка «Резерв» Ильей Херсонцевым Фото: Евгения Яблонская Илья Херсонцев - один из лучших валютных экспертов Екатеринбурга, его прогнозы из года в год сбываются с удивительной точностью. Вот почему за ответом на вопрос о том, как поведет себя курс доллара и евро до конца года, мы направились именно в банк «Резерв». Эксперт сделал не только валютный прогноз на конец года, но и разложил по полочкам, почему крепнет рубль, кому это выгодно и как долго это будет продолжаться? - Илья, вы известны в местной медиа-среде своими валютными прогнозами. С них мы и начнем. Как думаете, что будет с рублем, долларом и евро в перспективе до конца года? - В начале года, если помните, мы давали прогноз по доллару 65, по евро 72. Вот вы пришли ко мне на интервью, а курс - 65 и 72! Все успокоилось и идет «по плану». Сегодня вопросы по курсу рубля возникают по двум причинам. Первая - динамика цен на нефть. Мы видим, что экспортеры пытаются держать его в диапазоне 45-50 долл/баррель, это позволяет устранить избыток предложения. Но при такой цене на нефть бюджет недополучит около 1 трлн нефтегазовых доходов. Все задаются вопросом: будет ли корректировка курса, чтобы эту разницу закрыть? В последний месяц было уже много сказано на эту тему и сделано расчетов, насколько надо ослабить рубль, чтобы исполнить бюджет с дефицитом не более 3% к ВВП. По нашим подсчетам, курс должен быть в районе 85 рублей за доллар. Прямо скажем, многовато. Лично я не думаю, что вопрос дефицита бюджета будет решаться с помощью какого-то одного инструмента, будь то использование средств из резервного фонда или ослабление рубля, скорее меры будут комплексные - везде понемногу, если говорить простым языком. Ослабление рубля, если и будет, то не более чем до 70 руб/долл (евро - 77). Это изменение меньше 10% от текущих цен, но пока предпосылок и для таких изменений нет. Курс, можно сказать, стабилизировался. - Этим летом, начиная с июня, рубль то и дело укрепляется - почему? За август доллар и вовсе потерял три рубля только по официальному курсу ЦБ. - Есть факторы, которые довольно сильно влияют на краткосрочные колебания курса рубля. Это резкие движения мировых цен на энергоносители и выплаты по внешнему долгу. Например, с начала августа цены на нефть поднялись к 50 долл/баррель, это вызвало укрепление рубля, то же самое происходило с начала весны - нефть росла с 30 до 50, и курс укрепился на 13%. Максимальные выплаты по долгу традиционно приходятся на конец года - ноябрь, декабрь, там стоит ожидать повышенного спроса на валюту со стороны корпоративных клиентов. Еще один интересный фактор - это вложения иностранными фондами средств в российский рубль и государственные облигации. В последнем случае дело в высокой процентной ставке по рублевым инструментам. Правда, нельзя сказать, что это очень хорошо, ведь потом придется отдавать, причем с процентами. В настоящее время наш торговый баланс положителен - это значит, что мы закупаем за рубежом на меньшую сумму, чем продаем. Это позволяет сглаживать пики спроса на валюту. - А нужен ли нам крепкий рубль? Бюджет страдает, Путин переживает… - На сегодняшний день доходная часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов на 35-40% процентов. Как мы уже говорили, на данный момент бюджет «недобрал» около 1 трлн рублей от нефтегазовых поступлений. И ответ на вопрос, нужен нам крепкий рубль или слабый, найти непросто. Кому это - нам? Есть две главные категории, кому выгоден крепкий рубль. Это предприятия, инвестирующие в развитие, которые закупают оборудование за рубежом, и рядовые потребители - им интересно видеть на полках в магазинах более дешевый товар. С другой стороны, есть две категории, кому выгоден слабый рубль. Во-первых, это предприятия-экспортеры - цены на их товар на мировом рынке упали, и девальвация помогла им снизить долларовую себестоимость (яркие примеры - Мечел, Русал). Во-вторых, это получатели средств от бюджета и предприятий-экспортеров, то есть их работники и госслужащие - будет из чего платить им заработную плату. При этом категории «за слабый» и «за сильный» рубль могут пересекаться. Получив зарплату, работник предприятия-экспортера идет в магазин, видит там текущие цены на товары и печалится. А предприятие-инвестор вполне может экспортировать свой товар за рубеж: при крепком рубле выиграет в инвестициях, но проиграет в экспорте, при слабом - наоборот. В общем, это такой вопрос, в котором всегда нужно искать баланс. - Означает ли это, что как бы нам - простым жителям страны - не хотелось доллара по 50 руб., этого уже никогда не будет? - Курс иностранной валюты многим напоминает систему «домкрат» - наверх идет, а обратно нет. Переломим мы эту ситуацию или нет, зависит только он нас (в смысле от страны) - чем больше товаров сделано внутри России, тем меньше будет зависимость от колебаний цен на нефть. На международных рынках есть такое понятие - валютные войны. Это когда страна сознательно ослабляет курс своей валюты, чтобы стимулировать экспорт. И чем больше мы экспортируем, тем больше от этого плюсов (минус тут понятный - инфляция). Есть другой способ поддержки экспортеров - субсидирование конкретных производителей. Такой метод, по информации СМИ, широко применялся в Китае. Его минус в том, что он не рыночный. Ответ на ваш вопрос довольно простой: будет нефть в ближайшие три-пять лет стабильно по 70-80 долларов за баррель, будет и рубль по 50. Вопрос только, какова вероятность такого развития событий? Пока ее оценивают как незначительную. Но этот прогноз актуален только на ближайшие 5 лет. Потом эффект накопления инфляции и процентных ставок приведет к тому, что цена барреля нефти в рублях, как и любой другой продукт, будет вынуждена подорожать. - Как население реагирует на колебания курсов валют? Выстраиваются ли очереди в кассах банка? Изменилось ли как-то поведение людей? - Валюта для нас - это такой народный антидепрессант. Стало неспокойно - все бегут покупать доллары и евро. Особенно, когда курс резко выходит за пределы привычных цен. Рост цены на доллар сам по себе порождает спрос. Люди видят, что все побежали за долларами, - и тоже бегут. Пока по статистике мы видим, что доля валютных вкладов колеблется в районе 20%, это и есть наш процент нервозности. Справедливости ради отмечу, что такое отношение к доллару характерно не только для России, в Европе среди инвесторов точно такая же история. Это такая примета времени: если на горизонте маячит кризис - покупай доллары. Важно грамотно стабилизировать курс на умеренно высоком курсе, сбив ожидания его роста. ЦБ удалось сделать это рыночными методами. При таком драматичном падении цены на основной экспортный товар сохранить финансовую стабильность - это очень достойно. Сегодня 60-70 рублей за доллар уже привычно. И спрос тоже не сильный. Пока идем в этом «коридоре», люди будут покупать около 60 и продавать около 70, то есть сами балансировать рынок. - Судя по статистике вашего банка, интерес к валюте все-таки растет. Количество договоров по вкладам в иностранной валюте в первом полугодии увеличилось на 16 %, тем временем количество вкладов в рублях осталось практически на прежнем уровне. С чем это связано? - Интерес к таким вкладам возникает тогда, когда есть повышенный спрос на валюту - клиентам надо где-то хранить купленные доллары и евро. В данный момент мы уже не наблюдаем какого-то особенного спроса на валютные вклады. - Каковы настроения общественности в целом: хотят ли люди тратить или копить? - Общественность, мне кажется, хотела бы копить и тратить одновременно. С учетом ситуации разумно выбирать все-таки накопление. Вопрос, в какой валюте это делать, давно стал традиционным, равно как и ответ на него - покупайте всего понемногу: часть в рубли, часть в доллары, часть в евро. С долларами и евро вопросов нет, немного добавлю про рубли. Если посмотреть весь (!) период с тех пор, как курс стал 30, и до сегодняшнего дня, с учетом процентных ставок в рублях, то, думаю, инвестор, который сделал инвестиции из долларов в рубли, при пересчете в доллары все равно до сих пор в плюсе. Возьмите разницу в процентных ставках 7%, срок 15 лет и вы увидите, что курс, при котором инвестор начал бы терять сделанные в Россию инвестиции, должен бы быть на уровне выше 83 рублей за доллар. Может быть, это не сильное утешение, но сейчас, как минимум, не в минусе в долгосрочном плане. Конечно, обычные люди вряд ли являются долгосрочными инвесторами. Их волнует соотношение зарплат и цен в магазинах и стабильность, мало кому приятно жить при скачущем курсе. Вот сейчас удобная ситуация для рублей - ставки еще не упали низко, ожидания по курсу умеренные.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали