Способны ли мессенджеры от операторов связи заменить популярные приложения
На днях телекоммуникационный гигант «Ростелеком» наконец выпустил собственный мессенджер «Аллё», запуск которого должен был состояться в конце прошлого года. Попробуем разобраться, какие возможности для звонков и обмена сообщениями есть у операторов помимо традиционных функций.
В относительно недавнем прошлом мессенджеры у многих представителей телеком-отрасли не вызывали ничего, кроме головной боли. Стремительно набирая популярность, они отнимали у сотовых операторов рынок СМС-сообщений. А с появлением голосовых вызовов доходов лишились операторы дальней связи. Речь шла даже не о миллионах, а о миллиардах долларов убытков. В какой-то момент разговоры о том, что сервисы для обмена сообщениями нужно «зарегулировать» и подчинить законам отрасли, зазвучали отовсюду. Однако делать что-то было уже поздно.
Когда стало понятно, что поезд прогресса ушел, оставив СМС одиноко стоять на платформе, заговорили о «синергии» OTT-сервисов с привычными услугами операторов связи. В рамках этой самой синергии начали появляться опции и акции с отсутствием тарификации трафика мессенджеров. А в феврале прошлого года «четверка» объединилась в альянс с целью разработки единых стандартов IP-сервисов (в том числе и мессенджеров). Процесс перехвата мессенджерами традиционных функций решено было возглавить. («Мы решили, что нужно не бороться с этим процессом, а возглавить его», сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на вице-президента МТС по маркетингу Василя Лацанича.)
С момента выхода новости об образовании альянса прошел год. Однако прорыва не произошло. Скорее, наоборот: операторы в какой-то степени сами подталкивают абонентов использовать сторонние приложения, предлагая для них нетарифицируемый трафик. Но предпринимались ли хотя бы попытки? Да, у некоторых операторов есть приложения, включающие в себя функции голосовой связи и/или возможности по обмену текстовыми сообщениями.
«Убийцы» или нет?
Каждое сообщение о том, что кто-то из операторов сотовой связи планирует выпустить собственное приложение для общения, моментально «оснащалось» характеристикой «убийца». Зачастую «смерть» оно должно было нести всем сторонним приложениям для обмена сообщениями. Однако по законам рынка (не говоря уж о здравом смысле) конкурировать с самим собой ни один здравомыслящий бизнесмен не будет.
МТС в числе первых создали собственное приложение, расширяющее сферу услуг оператора. Несмотря на возлагаемые надежды, первая ласточка — МТС Connect — оказалась вовсе не тем мессенджером, который может составить конкуренцию имеющимся на рынке продуктам. Как, впрочем, и другие решения. Как минимум из-за обязательного условия — привязке к сим-карте МТС. Кроме того, приложение отказывалось работать в двухсимочных смартфонах, где в качестве одной из карт установлена «симка» от МТС. Еще одно ограничение носит географический характер: доступно оно только для пользователей Москвы и Подмосковья.
Есть ли польза? Однозначно да. Начнем с того, что владельцы тарифов Smart получают дополнительный пакет минут (равный основному, включенному в тарифный план) для звонков из приложения (звонить можно на любые телефоны). При этом при звонках из России интернет-трафик приложения не тарифицируется. Есть и возможность сэкономить на звонках из-за границы: достаточно подключиться к Wi-Fi. Разумеется, есть и функция обмена сообщениями. Однако опять же следует учитывать, что обмениваться бесплатными сообщениями можно только в Московском регионе.
Похожим образом работает приложение eMotion от «МегаФона», которое заменило собой не обновлявшуюся с 2013 года программу «МультиФон». Как и в случае с МТС Connect, главная ценность приложения — возможность сэкономить на звонках из-за рубежа при наличии Wi-Fi-сети. А вот стоимость вызовов не зависит от используемого тарифа: 80 копеек на номера «МегаФона» и 1,5 рубля на остальные номера.
Ответ на главный вопрос: «Могут ли эти приложения составить серьезную конкуренцию WhatsApp, Telegram или Skype?» — «Однозначно нет» (косвенно об этом говорит счетчик установок приложений в магазине Google). Они лишь делают услуги оператора немного удобнее и, в случае со звонками из роуминга, позволяют сэкономить.
Аллё, что еще?
Приложение для звонков есть и у Tele2. Оно не позиционируется как мессенджер и называется «WiFi-звонки». Соответственно, абоненту предлагается возможность совершать вызовы, используя не мобильную, а Wi-Fi-сеть из любого места, где бы он ни находился, в том числе за границей, по тарифам домашнего региона. Кстати, о регионе: тут снова повезло лишь абонентам из Москвы и Подмосковья.
Тот самый «Аллё» от «Ростелекома», с которого мы, собственно, начали наш рассказ, пока умеет привязываться к реальному телефонному номеру (в данный момент происходит «обкатка» в Воронеже, и номера берутся из локального пула) и позволяет как совершать звонки с него, так и принимать. В качестве тестового периода предлагается 20 минут общения. А чтобы продолжить пользоваться на постоянной основе, придется посетить офис компании для заключения договора. Это почему-то вызывало вал критики. Но, увы, по-другому никак — это требование закона. Стоит вспомнить, что с мобильным оператором договор тоже приходится оформлять в офисе.
Главные функции приложения идентичны функциям приложений от сотовых операторов: возможность совершения звонков, используя мобильные сети передачи данных и Wi-Fi, а также связь в поездках по тарифам домашнего региона. Тарифных планов два — «Базовый» и «Безлимитная Россия». В «Безлимитной России» локальные, внутризоновые и междугородние вызовы включены в абонентскую плату (560 рублей в месяц), а вот звонок на номер мобильного телефона (если у вызываемого абонента не установлен «Аллё») будет стоить 1,3 рубля. Тариф «Базовый» обойдется в 90 рублей в месяц. Стоимость при локальных исходящих вызовах на городские номера (то есть другим абонентам мессенджера) составляет 60 копеек. Остальные звонки будут стоить 1,3 рубля за минуту, а стоимость вызова мобильного номера начинается от полутора рублей.
Павел ШОШИН,