Греция вступила в малопочетный клуб стран, имеющих просроченную задолженность перед Международным валютным фондом, присоединившись к Судану, Сомали и Зимбабве. Всего же за всю историю существования МВФ с ним не смогли расплатиться вовремя 32 страны. Банки.ру проследил, как Греция дошла до жизни такой, и вспомнил, кто еще «обманывал» МВФ.
На нет и Судана нет
Впервые Греция совершила технический дефолт перед МВФ 1 июля 2015 года, когда не выплатила долг в размере 1,5 млрд евро, накопленных за июнь. Второй дефолт произошел 14 июля, когда Греция не перечислила фонду 456 млн евро. Таким образом, ее общая задолженность составила 2 млрд евро.
Такие истории приключаются нечасто, особенно со странами, имеющими развитую экономику.
На сегодняшний день членами МВФ являются 188 стран, которые, соответственно, имеют право воспользоваться помощью со стороны фонда, говорит главный аналитик инвестиционной компании UFS IC Алексей Козлов. «Должниками являются 175 стран. При этом 76% просроченной задолженности перед МВФ на конец 2014 года приходилось на долю Судана, 18% — Сомали и 6% — Зимбабве. Весь объем просрочки был «хронический» и превышал шесть месяцев», — перечисляет Козлов. Греция в таком списке должников выглядит странно.
На сайте МВФ прописано, что в случае появления задолженности декларация о дисквалификации из фонда будет выдана не ранее чем через год после просроченного платежа. Если просрочка длится до 15 месяцев, фонд рассматривает отказ от сотрудничества и предоставления технической помощи стране-должнику. При просрочке до 18 месяцев принимается решение о праве голоса страны в составе фонда.
Вообще, в отношении должников, допустивших просрочку, применяются коррекционные меры для урегулирования просроченной задолженности – другими словами, проводится реструктуризация долга, поясняет Козлов. «В целом надо понимать, что целью МВФ не является получение дохода, но при этом организация строго подходит к выполнению дебиторами своих обязательств и не идет на списание долга», — добавляет аналитик.
Портал Банки.ру восстановил события, приведшие Грецию к такому положению, а также вспомнил, кто еще допускал перед МВФ и к каким последствиям это привело.
Грекопадение
Острая фаза долгового кризиса в Греции началась еще в 2010 году из-за последствий мирового кризиса 2008–2009 годов и многолетнего роста дефицита греческого бюджета. Ситуация планомерно ухудшалась с 2004 года, когда греки потратили громадные деньги на летнюю Олимпиаду, которая привела к гигантским убыткам. Но МВФ греки платили исправно. Первый камень в фундамент дефолта был заложен сменой состава парламента в январе 2015 года, когда на выборах большинство голосов избирателей получила коалиция радикальных левых и сформировалось новое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом. После этого новое правительство Греции начало переговоры с тройкой международных кредиторов (ЕС, ЕЦБ и МВФ) по поводу реструктуризации части долга.
В июне Греция должна была перечислить четыре транша по кредиту МВФ, однако 5 июня, в день первого транша, отказалась это делать и попросила перенести все выплаты на 30 июня. 11 июня МВФ приостановил переговоры с Грецией, а рейтинговое агентство S&P понизило кредитный рейтинг страны с «CCC+» до «CCC» с «негативным» прогнозом. В конце июня, после очередных неудачных переговоров с МВФ, в Греции было принято решение о проведении референдума 5 июля насчет того, принимать новые предложения тройки кредиторов по выплате долга и новой фискальной политики или нет. На тот момент внешний долг Греции превысил 312 млрд евро. Международному валютному фонду Греция должна 21 млрд евро, а просроченная задолженность приблизилась к 2 млрд евро.
По итогам референдума более 61% населения сказали «нет» новым мерам экономии, на которых настаивали кредиторы Греции, и только около 39% поддержали предложенные условия. После этого референдума министр финансов Греции Янис Варуфакис покинул свой пост. Новым министром финансов Греции назначили замглавы МИД, координатора греческой команды переговорщиков Эвклида Цакалотоса.
Этот референдум породил вопрос, останется ли Греция в еврозоне. После этого Ципрас сообщил канцлеру Германии Ангеле Меркель, что Греция намерена представить новые предложения на экстренном саммите лидеров еврозоны по итогам референдума. МВФ же заявил, что готов помогать Греции, если она сама того попросит. Однако фонд предлагал лишь «техническую помощь».
При этом в МВФ отметили, что Греции нужны реформы и «фискальная консолидация» вместе с реструктуризацией госдолга. Именно это позволит обеспечить стабильность выплат, считали в фонде.
После этого Греция подготовила двухлетний пакет реформ, которые, по расчетам, помогут ей сэкономить 12 млрд евро. В рамках этих реформ Греция решила сократить военные расходы на 300 млн евро за два года, преобразовать налоговую и пенсионную системы, а также приватизировать госсобственность на 50 млрд евро. Таким образом, Греция фактически приняла те реформы, против которых ее население проголосовало на референдуме. Этот план положительно встретили кредиторы страны, а вопрос о выходе Греции из еврозоны временно отпал.
Параллельно страна запросила 35 млрд евро у Европейского механизма стабильности (ESM) для обслуживания государственного долга. Позднее появилась информация, что ESM может выделить Греции 58 млрд евро, а МВФ – 16 млрд евро. В итоге был принят новый пакет финансовой помощи, согласно которому Греция в течение трех лет получит 86 млрд евро. Однако в МВФ заявили, что эта сумма может оказаться недостаточной для Греции.
Несмотря на проблемы с выплатами долга, Греция заявила, что запросит продолжения финансирования у МВФ с марта 2016 года, а МВФ ответил, что готов продолжить работу с должником по урегулированию экономического кризисы. 15 июля МВФ обнародовал анализ экономической ситуации в Греции, в котором говорилось, что долг страны в ближайшие два года достигнет 200% от ВВП страны, а также отмечается, что кредиторам придется пойти на послабления большие, чем уже согласованные. Также глава МВФ Кристин Лагард заявила, что план финансовой помощи без списания части долга нежизнеспособен. Эксперты фонда рекомендуют предоставить Греции 30-летний льготный период по обслуживанию всех европейских долгов, включая новые кредиты, а также продлить срок их погашения.
16 июля появились сообщения, что Еврогруппа одобрила выделение Греции бридж-кредита размером 7 млрд евро, рассчитанного до середины августа. Это поможет запустить с 20 июля работу банковской системы страны.
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отмечает, что дефолт перед МВФ – это беспрецедентная вещь, на которую страна-должник пойдет только в крайнем случае, потому что он закрывает выход на рынки. «Вряд ли Греция пойдет дальше технического дефолта», — полагает Орлова.
Хроника объявленных дефолтов
Чаще всего дефолты стран перед МВФ были вызваны крупными политическими и экономическими потрясениями в этих государствах.
Куба-1959. Первым проштрафившимся должником перед МВФ была Куба, которая допустила дефолт в 1959 году. В 1958 году правительство президента Фульхенсио Батисты получило от МВФ небольшой кредит в размере 12,5 млн долларов на полгода. Однако уже тогда режим Батисты был неустойчив, а когда в 1959 году пост президента в результате революции занял Фидель Кастро, новое правительство неоднократно пыталось отсрочить погашение кредита. Однако по мере накопления просрочки и платежей по процентам в 1963 году МВФ принял решение запретить стране в дальнейшем использовать его средства. В итоге в 1964 году Кубе пришлось отказаться от членства в МВФ, а правительство Фиделя Кастро выплачивало долг еще в течение пяти лет.
Египет-1966. Еще одной страной, имевшей просрочку по платежам перед МФВ, стал Египет. В середине 60-х годов прошлого века в Египте обострился политический кризис, который пагубно повлиял и на экономику. Прежде всего, сократилась выручка от продажи нефти, на грани краха оказалась туристическая индустрия. Фонд призывал к девальвации египетского фунта, против чего возражали власти Египта и не выплачивали транши МВФ. Однако кризис усугубился, Египет был вынужден принять условия МФВ и расплатиться по долгам.
Камбоджа-1975. Страна допустила дефолт в размере 36,9 млн долларов из-за гражданской войны, начавшейся в 1967 году. В ее результате пало центральное правительство, а к власти пришли «красные кхмеры» — радикальные коммунисты, которые провозгласили курс на тотальное переустройство общества. Они отказались платить по кредиту МВФ. В итоге страна расплатилась с фондом лишь в 1992 году.
Судан-1984. Первую просрочку Судан допустил в 1984 году, когда сумма кредита составляла около 260 млн долларов. Страну подвергли всем традиционным процедурам, которые прописаны в правилах МВФ: отказ дальнейшей выдачи кредитов, лишение права голоса в фонде. В ходе переговоров с МВФ, которые длились больше десятилетия, Судану удалось прийти к соглашению о пролонгации долга, который страна выплачивает, но не выплатила до конца и по сей день.
Аргентина-2003. Аргентина – один из крупнейших дефолтеров МВФ начала этого века. После кризиса в Азии 1997 года экономический рост третьей экономики макрорегиона фактически остановился, инвесторы начали активно выводить капитал, а население – выносить депозиты из банков, рассказывает управляющий директор сети банка «БКС Премьер» Сергей Данилов.
В декабря 2001 года МВФ приостановил выделение Аргентине очередного кредитного транша в размере 1,23 млрд долларов из-за того, что фонду экономическая ситуация в стране показалась неблагонадежной. 17 января 2002 года Аргентине была предоставлена годовая отсрочка на выплату долга по кредитам МВФ. Дефолт Аргентины перед МВФ произошел в 2003 году, говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Тогда страна не заплатила фонду накопившиеся 2,9 млрд долларов. «Это было тактическое решение – правительство страны таким образом пыталось добиться и добилось заключения нового соглашения о кредитовании. Дефолт произошел 9 сентября 2003 года, а уже 20 сентября 2003-го МВФ согласился предоставить дополнительную помощь», — рассказывает Вайсберг. Как писали в СМИ, уже 27 января 2004 года МВФ выделил Аргентине кредитный пакет на 6,78 млрд долларов в качестве финансовой помощи. Кредитный пакет МВФ включал в себя 2,98 млрд долларов наличными и перенос платежей на 3,8 млрд долларов сроком на год.
Аналитик «БКС Премьер» Сергей Данилов напоминает, что в 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил 9,8 млрд долларов долга перед МВФ. Процесс реструктуризации продлился до 2010 года.
«Судебные иски против Аргентины продолжаются до сих пор. По мнению многих экспертов, в случае Аргентины МВФ утратил контроль за ситуацией — в том числе поэтому к Греции теперь предъявляются максимально жесткие требования. Высока вероятность того, что по аргентинскому сценарию будет развиваться и ситуация с украинским госдолгом», — считает директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах.
Зимбабве-2001. Некогда Зимбабве была одна из самых стабильных стран в Африке, однако после смены правительства в конце 1980-х ее экономика начала стремительно падать. Севший в президентское кресло Роберт Мугабе начал проводить земельную реформу, заключавшуюся в захвате земель у белых фермеров. Произошел отток инвестиций, против страны были введены санкции Евросоюза, в итоге инфляция в Зимбабве к 2009 году составила 231 млн процентов, установив абсолютный рекорд всех времен и народов. А недавно Зимбабве вынуждена была упразднить национальную валюту.
Как говорится на сайте МВФ, в 1998 году МВФ выдал Зимбабве кредит на сумму 175 млн долларов на 13 месяцев. Перед этим стоимость национальной валюты Зимбабве упала на 50%, сократились резервы. В 1999 году был выдан еще один кредит в размере 193 млн долларов. Первую просрочку страна допустила в середине февраля 2001 года, а уже в сентябре того же года страна была лишена права использовать в дальнейшем ресурсы МВФ. Исполнительный совет фонда призвал страну принять программу перестройки экономики. Шли длительные переговоры, и основную часть долга страна погасила лишь в 2005 году. Однако Зимбабве по сей день выплачивает долги МВФ, а фонд в свою очередь готовит аналитические записки по макроэкономической ситуации. Сейчас просроченный долг Зимбабве перед МВФ составляет около 112 млн долларов.
Юлия ТИТОВА,