Если топ-менеджер топит компанию... - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Если топ-менеджер топит компанию... - «Новости Банков»


Если топ-менеджер топит компанию... - «Новости Банков»
Страховка от ошибок топ-менеджеров может позволить компании остаться на плаву

В крупных корпорациях цена управленческой ошибки менеджера может оказаться слишком высокой — вплоть до краха бизнеса. На этот случай есть поистине волшебная страховка – D&O, которая позволяет обезопасить компанию и ее акционеров от неправильных решений наемного руководства. Но не всегда.

Что такое D&O

Полис страхования D&O (Directors & Officers Liabilities Insurance) позволяет защитить руководителей компании — членов советов директоров, членов правления — от нанесения ущерба в результате принятия ими неверных решений. Также данная страховка обеспечивает возмещение убытков компании или ее руководителей по искам к директорам со стороны государства, акционеров и любых иных третьих лиц, включая сотрудников фирмы. Полис D&O покрывает судебные и другие расходы, возникающие непосредственно у любого из топ-менеджеров и компании в связи с предъявлением к ним претензий.

«D&O – это страхование от неправильно принятых решений членов совета директоров и менеджмента или, наоборот, их бездействия, — поясняет ведущий эксперт по страховым рейтингам рейтингового агентства RAEX Ольга Басова. — Страховым случаем является причинение вреда третьим лицам – акционерам, сотрудникам, клиентам. При этом страхование D&O не покрывает умышленные и противоправные действия топ-менеджмента».

Полис D&O предоставляет два вида покрытия. Во-первых, это покрытие расходов компании в связи с возмещением, выплаченным своим руководителям по искам, предъявленным против них. Так возмещаются убытки компании. Во-вторых, это покрытие расходов самих руководителей, если компания по закону не может возместить их расходы. В этом случае возмещаются убытки самих управленцев.

От ошибок застрахованы

По словам руководителя управления страхования финансовых рисков компании «АльфаСтрахование» Андрея Макаренцева, наиболее распространенными основаниями для предъявления претензий к директорам являются неосторожные публичные заявления, плохое руководство и контроль, неоправданное расходование средств компании, ошибочное изменение стратегии, использование инсайдерской информации, нарушение антимонопольного законодательства, неосмотрительные эмиссии, нарушение трудовых соглашений. Также к ошибкам топ-менеджмента относят неточности или неполное раскрытие информации в финансовой отчетности, неадекватное или недостаточное раскрытие информации обо всех факторах риска при принятии решения инвесторами.

«В страховое покрытие входят как возмещение самих убытков, если они будут доказаны судом, так и расходы на проведение защиты застрахованного лица в суде, — рассказывает заместитель генерального директора СК «Сбербанк страхование» Владимир Новиков. — Например, для компании с публично размещенными акциями претензия акционеров может выражаться в ущербе от падения курса акций из-за неправильных методов управления со стороны генерального директора. Кроме базового риска, страховщик обычно предоставляет возможность привлечения высококвалифицированных юридических фирм для защиты интересов должностных лиц компании, что очень часто снижает вероятность признания предъявленной претензии».

При этом, по словам эксперта, от банкротства как такового по D&O страховаться невозможно. «Это предпринимательский риск, который не может быть переложен на кого-то еще, кроме собственника бизнеса, — поясняет Владимир Новиков. — Но полис D&O компенсирует в пределах страховой суммы ущерб акционерам от банкротства, если будет доказано, что оно произошло по вине директора компании».

Если рассматривать ситуацию наступления форс-мажорных обстоятельств, например острый кризис конца 2014 года, то, по словам экспертов, определить степень вины генерального директора компании в неуспехе компании – непростая задача. Она решается путем досудебных и/или судебных разбирательств. Главным предметом разбирательства является выяснение связи между действиями директора и проблемами компании. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств помимо воли генерального директора по полису D&O выплаты не будет. Однако расходы на юридическую помощь по доказательству этого факта этим полисом покрыть можно.

Сколько это стоит

В целом полис D&O нужен и приобретается компаниями, выходящими на IPO, акции которых котируются на фондовых площадках, при регистрации проспектов эмиссии, при сделках слияния и поглощения, покупке активов, осуществлении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

«Страхование D&O востребовано сегодня на тех предприятиях, для которых возможно возникновение исков к конкретным должностным лицам или к предприятию о возмещении убытков в связи с ошибками высшего менеджмента, — комментирует заместитель генерального директора компании «Либерти Страхование» Александр Потитов. — Этим пользуются компании, либо осуществляющие торговлю своими ценными бумагами на международных биржах, либо планирующие начать подобную торговлю». По его словам, страхование ответственности топ-менеджеров популярно в основном среди представителей крупного бизнеса, реже – среди среднего бизнеса. Со стороны малого бизнеса спроса на такую страховку практически нет. Также D&O могут покупать предприятия, в состав органов управления которых входят нерезиденты.

Безусловно, цена вопроса по D&O-страховке варьируется в зависимости от различных факторов. Это и сумма страхового покрытия, которое нужно компании-клиенту, и финансовое состояние компании, и размер ее активов, и листинг на биржах, а также имидж и история компания. В последнем случае речь идет не столько об опыте работы предприятия на рынке, сколько о предыдущих претензиях акционеров к менеджменту, наличии судебных исков. Но так как чаще всего покупатели полисов D&O – представители крупного бизнеса, которые всегда на виду, – это несколько упрощает задачу страховщикам.

Что касается размера страхового покрытия, то, по словам Андрея Макаренцева, в России крупнейшие отраслевые компании могут позволить себе лимиты выше 100 млн долларов. Ведущую роль в таких программах выполняет перестраховочный рынок. Другой крупный и средний бизнес интересуется лимитами, как правило, не выше 25 млн долларов. Небольшие компании, осознавшие потребность в таком специфическом покрытии, ограничиваются максимум 3 млн долларов. Такие риски отечественные страховщики могут оставлять на себе.

Редкая страховка

В России полисы D&O продают всего 10–20 страховых компаний. Во-первых, это довольно сложный продукт. Во-вторых, не любая страховая компания имеет соответствующие мощности для страхования D&O-рисков либо партнеров для их перестрахования. По данным RAEX, совокупные страховые взносы по страхованию специфических рисков банков (ВВВ, страхование D&O, страхование банкоматов и страхование эмитентов банковских карт) составили всего 1 млрд рублей в 2013 году.

По признанию самих страховщиков, сегодня интерес к полисам D&O в России не очень высок. Ежегодно в России выдается всего от 200 до 250 полисов страхования D&O. Покупают их, как правило, крупные и публичные сырьевые и телекоммуникационные компании, предприятия энергетического сектора и банки.

«Невысокий интерес к страхованию D&O в России связан с недостаточностью практики судебных разбирательств по искам, предъявляемым к руководителям компаний, — комментирует Андрей Макаренцев. — Многие отечественные компании стараются избегать публичных скандалов, по пальцам можно пересчитать случаи обращения в суд. Обычно такие споры решаются кулуарно».

«Зарубежный опыт страховых случаев по этому виду гораздо богаче российского, в России подавляющее большинство полисов выдано в связи с выводом того или иного предприятия на международный фондовый рынок, — соглашается Владимир Новиков. — Но и наш, и зарубежный опыт схож в том, что большинство претензий сводится к юридической защите директоров. Лишь единичные случаи оборачиваются выплатами ущерба авторам претензии».

Дефицит спроса связан и с тем, что многие компании и топ-менеджеры не знают, что существует такой вид страхования. А если и знают, то не всегда понимают, от чего он защищает и как работает. Компании не всегда знают о потенциальных рисках, с которыми имеют дело. А инвесторы и сотрудники компаний часто не умеют отстаивать свои права. Эксперты уверены: когда практика судебного преследования руководителей отечественного бизнеса станет общепринятой, спрос на данный вид страхования существенно увеличится, но пока рынок D&O в России находится в зачаточном состоянии.

Фаина ФИЛИНА, для


Страховка от ошибок топ-менеджеров может позволить компании остаться на плаву В крупных корпорациях цена управленческой ошибки менеджера может оказаться слишком высокой — вплоть до краха бизнеса. На этот случай есть поистине волшебная страховка – D
0
Другие новости

Это может то, что вы искали