Директор Екатеринбургского филиала СДМ-Банка рассуждает о некоторых изменениях, произошедших в банковской сфере за последнюю пару лет
Фото:
предоставлено банком
Банковская система России с конца 2015 года живет в новой реальности. Иначе мы воспринимаем и роль Центрального Банка РФ, и роль коммерческих банков в общем финансовом механизме страны.
Что изменилось?
Ранее мы воспринимали банки неким финансовым посредником при проведении платежей от плательщика к получателю денежных средств. Банку приносили платежное поручение, его принимали, проводили платеж. Банк не интересовало, реальна ли деятельность нашего клиента, где он взял деньги, платит ли он налоги государству, кому он платит, за что и т. д. Сегодня все изменилось. Принцип «знай своего клиента» не просто озвучен, он реально реализуется. Банк, когда клиент приходит к нему открывать счет (как юридическое, так и физическое лицо), собирает информацию. Заводится досье на каждого клиента, где отражается, что это за клиент, чем он занимается, где находится, чем зарабатывает на жизнь и т.д. Обязательно при открытии счета юридическому лицу в его досье подшивается протокол осмотра места нахождения юридического лица, фотоотчет о посещении офиса, склада, производства. Если деятельность клиента вызывает у банка сомнения, то банк вправе отказать в открытии расчетного или текущего счета, вклада.
Если это уже работающее юридическое лицо, то банк на регулярной основе мониторит его хозяйственную деятельность, в том числе и с точки зрения достаточного уровня налоговой нагрузки. Если клиент проводит платежи, но банк не видит налогов, иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, не видит обычных хозяйственных платежей (аренда, зарплата, транспортные и прочие общепринятые расходы), то банк вправе поставить под сомнение реальность деятельности клиента и приостановить операции до выяснения всех обстоятельств. А при отсутствии разумных объяснений со стороны клиента - отказать в дальнейшем обслуживании его счета.
Теперь и физические, и юридические лица должны осознать, что им придется считаться с банками, давать информацию, которая позволит банкам принять решение о возможности запрашиваемых операций. Если клиент не идет на контакт, то банк вправе прекратить обслуживание.
К таким отношениям многие клиенты не готовы. Новые подходы к осуществлению банковских операций нужно осознать и принять. Это новая роль банков в жизни общества, экономики, финансовой системы страны. Теперь при общении с банками клиент должен понимать, что его сканируют, мониторят его бизнес, вникают в суть его хозяйственной деятельности, контролируют уплату налогов, уровень оплаты труда его сотрудников, а как следствие - взимание и уплату подоходных налогов. Контроль за деятельностью клиентов осуществляет банк, а контроль над добросовестностью этого банковского контроля осуществляет Центральный банк РФ, который вправе отозвать лицензии у банков, допускающих проведение своими клиентами сомнительных операций.
Как относиться к новой роли банков?
Если мы хотим видеть здоровое экономическое общество, то нужно понимать, что «серые» и «черные» компании не должны существовать, налоги должны платить все, законы должны соблюдать все. И сейчас банковская система по сути ориентирована на то, чтобы не дать работать компаниям, которые не готовы становиться «белыми», легальными.
Это функция банков новая, но она уже сейчас дает свои результаты. Все чаще бизнес понимает, что выгоднее переходить на легальное положение.
Многие позитивные изменения в экономике страны проходят под влиянием новой политики ЦБ РФ и при непосредственном участии коммерческих банков в формировании нового, легального облика участников российских бизнес-процессов.