Космические монеты - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Космические монеты - «Новости Банков»

Космические монеты - «Новости Банков»

К 60-летию первого полета в космос живого существа - собаки Лайки - Bankinform.ru сделал обзор монет, посвященных советской космонавтике Тема космоса сейчас явно не в тренде и мало кто вспоминает о космических «юбилеях». 4 октября практически незамеченным прошло 60-летие запуска первого спутника. Сегодня, 3 ноября еще одна малоизвестная, но от этого отнюдь не малозначимая годовщина - 60-летие первого запуска в космос живого существа. 3 ноября 1957 году на втором в истории спутнике, незамысловато названном «Спутник-2», на орбиту вышла беспородная собака Лайка. Ее возвращение на Землю не было предусмотрено (первыми существами, вернувшимися из космоса, стали куда более известные Белка и Стрелка, но их полет состоялся тремя годами позже). Лайка должна была задохнуться примерно через неделю полета, но умерла от непредусмотренного перегрева кабины уже через несколько часов после старта. Факт грустный, но не умаляющий важности самого запуска. К слову сказать, в возвращении Юрия Гагарина живым тоже никто не был уверен. К 60-летию полета первого четвероногого космонавта мы сделали подборку монет космической тематики. Их довольно много, в том числе российских, но львиная доля посвящены полету Юрия Гагарина, другим достижениям и героям внимание уделяется реже. Начнем с отечественной нумизматики. В Советском Союзе вышли только две «космических» монеты - к 20-летию полетов Гагарина (1981 год) и Терешковой (1983 год). К слову сказать, с 1983 года про Терешкову наш Центробанк больше не вспоминал. В постсоветское время чеканились драгоценные (в золоте и серебре) и недрагоценные монеты к 40- и 50-летию полета Гагарина. Стальная монетка 2011 года стала даже второй по размеру тиража среди современной российской «юбилейки» - 50 млн штук (больше только у «60-летия Победы»). Помимо «гагаринских» существует четыре монеты космической тематики. Одна - «Международный год космонавтики» - появилась в 1992 году и сделана из мельхиора. Три других серебряные и посвящены 50-летиям крупнейших событий: запуска первого спутника (вышла в 2007 году), начала лунных исследований (2009 год) и выхода Алексея Леонова в открытый космос (2015 год). Полувековые юбилеи полета Терешковой и начала исследований Венеры ЦБ РФ отмечать не стал, так что на монеты к пятидесятым годовщинам первого лунохода, первой пилотируемой орбитальной станции или первой посадки аппарата на Марс рассчитывать особо не стоит. 60-летие первого спутника тоже не стало поводом для чеканки. Вероятно, следующую «космическую» монету от Банка России мы увидим только в 2021 году, и на ней опять будет Гагарин. Между тем, соседний Казахстан выпустил целую серию недрагоценных монет под названием «Космос». Там можно найти и станцию «Мир», и МКС, и стыковку «Союз» - «Аполлон», и венерианскую программу. Немалое внимание советской космонавтике уделили и другие страны, от Монголии до Западной Сахары. В том числе тихоокеанские государства, славящиеся своими цветными монетками. Маршалловы острова вспомнили даже про Лайку - она изображена на одной из четырех монет серии «Космос СССР» 2014 года, на остальных - Белка со Стрелкой, Гагарин и Терешкова (монета с Лайкой открывает наш обзор, слева - Белка и Стрелка). Юрий Алексеевич узнаваем и на малавийской монетке 2011 года. А вот красочная прямоугольная монета из Ниуэ того же года - «Первый человек в космосе». По названию можно подумать, что это опять про Гагарина, но нет - новозеландцы подразумевали открытый космос и Алексея Леонова. На островах Кука увековечили обоих космических первопроходцев. В данном наборе особо интересен аверс, где с обязательным профилем английской королевы соседствует цветное изображение нашей планеты. А еще интереснее то, что основную часть монеты можно крутить вокруг этой маленькой «Земли». На монете из Ниуэ «Полет к звездам» аверс вполне обычный и ничего не крутится, зато на другой стороне на фоне космического пейзажа расположено голографическое изображение советской марки, выпущенной в честь первого космического полета. Такое вот совмещение нумизматики с филателией. Ну а закончим обзор великолепным белорусским набором цветных серебряных монет «Солнечная система» - непосредственного отношения к космонавтике он не имеет, но не упомянуть его совершенно невозможно.
0