21 января у Банка России появится статс-секретарь в ранге заместителя председателя. На эту должность решено назначить первого вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина. В его обязанности будет входить взаимодействие регулятора с Федеральным собранием, правительством и региональными властями. Портал Банки.ру выяснял, зачем регулятору понадобился опытный пропагандист.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина прокомментировала назначение Александра Торшина так: «Александр Порфирьевич имеет обширный опыт работы на государственной службе. Его опыт в Совете Федерации имеет для нас особое значение, поскольку в Банке России его работа будет связана, в первую очередь, со взаимодействием с парламентом и органами исполнительной власти. Мы уделяем повышенное внимание законодательной работе, и одна из задач, стоящих перед Александром Порфирьевичем, — доносить позицию Центрального банка до парламентариев. Другой не менее важный аспект опыта Александра Порфирьевича – работа с регионами и взаимодействие с губернаторами — также будет входить в круг его обязанностей в Банке России. Приоритеты здесь – разъяснение нашей политики, более плотное взаимодействие и получение обратной связи».
Сам Торшин сказал, что своей главной задачей на посту статс-секретаря — заместителя председателя Центрального банка назвал укрепление доверия к российской банковской системе и рублю. По его словам, задача статс-секретаря ЦБ — «не только отлаживание внешнего контура коммуникаций, но и укрепление банковской системы».
«На новой должности я ставлю себе свою личную сверхзадачу — укрепление доверия к банковской системе, укрепление доверия к рублю», — заявил он.
Торшин подчеркнул, что решение покинуть Совет Федерации было добровольным и он идет в Центробанк по приглашению председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной. «Я иду под начало Эльвиры Сахипзадовны, потому что я уверен, что она делает правильные шаги», — отметил сенатор. «Я верю в нее как в личность, как в профессионала, как в человека очень порядочного и имеющего свою точку зрения. Мне будет с ней интересно работать», — сказал он.
61-летний Александр Торшин является одним из опытнейших российских аппаратных чиновников с хорошими навыками публичного политика. В 1978 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт, после чего работал в прокуратуре РСФСР. Позднее занимал пост заместителя заведующего отделом по взаимодействию с Верховным советом и общественными организациями аппарата правительства РФ, заведующего отделом по взаимодействию с палатами Федерального собрания РФ.
Торшин уже занимал точно такую же должность статс-секретаря Центрального банка России в ранге заместителя председателя в 1995—1998 годах почти с тем же набором полномочий. При этом он также курировал тогда общение ЦБ со средствами массовой информации. Позднее был представителем правительства РФ в Государственной думе, заместителем генерального директора государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».
С января 2001 года работал в Совете Федерации. В январе 2002 года стал заместителем председателя верхней палаты парламента, в сентябре 2008-го — первым заместителем председателя. В 2011 году после отставки с поста председателя Совета Федерации Сергея Миронова и до избрания на этот пост Валентины Матвиенко в течение четырех месяцев Торшин исполнял обязанности председателя палаты.
Политическое имя сделал себе в качестве руководителя парламентской комиссии по расследованию захвата заложников террористами в школе № 1 североосетинского города Беслана в сентябре 2004 года. Доклад комиссии Торшина полностью снял вину в гибели более 300 заложников с представителей силовых ведомств, штурмовавших здание, и вызвал неоднозначную реакцию. Тем не менее с тех пор институт парламентских расследований в России не применялся.
Торшин является членом Национального антитеррористического комитета (НАК), Государственного антинаркотического комитета (ГАК), входил в состав комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Член Попечительского совета Федерации практической стрельбы РФ, пожизненный член NRA (Национальной стрелковой ассоциации США). Призывал легализовать боевое короткоствольное оружие и ввести в России американскую практику частных тюрем. Был автором законопроекта, дающего Конституционному суд РФ право блокировать решения Европейского суда по правам человека.
В числе других российских чиновников и бизнесменов Торшин был включен в предварительный санкционный список ЕС после присоединения Крыма, но, по сведениям Банки.ру, не попал в ныне действующий.
Портал Банки.ру спросил у банкиров и экономистов, что они думают по поводу возвращения Александра Торшина в Банк России.
«Это очень серьезный и системный человек»
Николай Шитов, председатель совета директоров Банка Жилищного Финансирования:
— Я считаю, что это очень серьезный и системный человек. Александр Торшин обладает стратегическим видением относительно развития банковской системы и экономики. Я приветствую его новое назначение и уверен, что он сможет привнести много полезного в развитие банковской индустрии.
«Он располагает необходимым пакетом связей»
Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий:
— Александр Торшин уже работал статс-секретарем ЦБ. Он располагает необходимым пакетом связей, так что свою основную задачу по взаимодействию с органами власти он выполнять в состоянии.
«ЦБ явно не хватало некого адекватного информирования»
Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
— Я знаю Александра Торшина уже лет 20. Он раньше работал в ЦБ в этом же статусе. Он человек с большим опытом общения с властью и с хорошим знанием банковского дела. ЦБ явно не хватало некого адекватного информирования, не было взаимополезного диалога между рынком и регулятором. Назначение Торшина как раз поможет поправить эту ситуацию.
«У него все шансы стать спикером, который будет заниматься разъяснением процессов, происходящих внутри регулятора»
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:
— В последнее время у Центробанка обнаружился дефицит публичных коммуникаций. Действия денежных властей были понятны компаниям и банкам, а вот населению — не очень. Александр Торшин как раз и будет решать эту проблему в более интенсивном, чем ранее, диалоге с общественными структурами и палатами Федерального собрания. Сам Торшин человек банковскому бизнесу не чуждый, он был пресс-секретарем Банка России. К тому же он профессиональный публичный политик. Поэтому у него все шансы стать спикером, который будет заниматься разъяснением в публичном пространстве процессов, происходящих внутри регулятора. Кроме того, ЦБ нуждается в достаточно быстрых действиях законодателей по ряду направлений. И здесь ресурс Торшина с его многолетним опытом работы в Совете Федерации будет востребован в полной мере.
«Центробанку необходим инструмент быстрого принятия решений в связи с кризисной ситуацией в экономике»:
Ярослав Лисоволик, главный экономист по России Deutsche Bank:
— У Александра Торшина очень большой опыт работы в органах государственной власти и законодательных органах, а также в самом Центробанке. Это сочетание достаточно уникального опыта позволяет считать, что на этом посту он будет достаточно успешно проводить работу по координации с другими органами власти. Это сейчас актуально, потому что Центробанку необходим инструмент быстрого принятия решений в связи с кризисной ситуацией в экономике.
«Я знаю Торшина скорее как кадрового функционера»
Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики:
— Почему Центробанку потребовалась именно эта фигура, сказать трудно. Очевидно, что у Центробанка возникли трудности с коммуникациями и от Торшина ждут устранения этих проблем. Я знаю Торшина скорее как кадрового функционера, что, наверное, хорошо для общения с сегодняшней властью.
«Назначение может помочь улучшить взаимоотношения ЦБ с Советом Федерации»
Наталья Акиндинова, директор Института НИУ ВШЭ «Центр развития»:
— Я не очень хорошо, к сожалению, знакома с Александром Торшиным, но, мне кажется, логика назначения следующая: человек работал в ЦБ ранее, был долгое время сенатором, знает членов Федерального собрания. В итоге его назначение может помочь улучшить взаимоотношения ЦБ с Совфедом. Раньше этот канал курировала Ксения Юдаева. Она хороший специалист, но с депутатами и сенаторами говорила на разных языках, поэтому ей не удавалось вызвать доверие к политике ЦБ.
«Торшин – человек, стремящийся досконально разобраться в проблеме»
Павел Медведев, финансовый омбудсмен:
— Для меня это положительное решение, потому что он, полагаю, может выполнить ту миссию, которую, по моим представлениям, ЦБ выполняет недостаточно активно. Регулятор не объясняет неспециалистам, что он делает и почему. А это, на мой взгляд, очень важная функция финансовых властей. Мне кажется, что Торшин может восполнить этот пробел. Я знаю Торшина много лет. Он сыграл очень заметную роль при создании АСВ, когда необходимо было объяснить населению, что такое страхование вкладов и насколько оно повышает защищенность человека на финансовом рынке. Торшин – человек, стремящийся досконально разобраться в проблеме. Вот вам лишь один пример: на протяжении многих лет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян раз в две недели устраивает по субботам встречи специалистов финансового сектора. Торшин всегда приходит на эти встречи. Вроде бы для него это не первое дело, да и в субботу спозаранку… Но он приходит, задает вопросы, интересуется проблемами финансового рынка. Так что есть надежда, что с его приходом на должность статс-секретаря Банка России понимание финансовой политики в самых широких слоях населения вырастет.
«Надеюсь, что регулятор будет более четко коммуницировать с бизнесом»
Олег Барановский, председатель правления Банка Расчетов и Сбережений:
— Александр Торшин имеет репутацию высококлассного переговорщика, способного наладить эффективное взаимодействие между структурой, которую представляет, с одной стороны и администрацией президента и Госдумой с другой. Не думаю, что это кадровое решение повлияет на банковский сектор с точки зрения изменений в бизнес-процессах. Но, как и многие представители банковской сферы, надеюсь, что регулятор будет более четко и оперативно коммуницировать и с бизнесом, и с населением, и с органами государственной власти.
Юлия ТИТОВА, Семен НОВОПРУДСКИЙ,