Что происходит с традиционным ретейлом и как зарабатывают мобильные приложения
Более 150 тыс. автомобилей в стране продаются на онлайн-площадках и через мобильные приложения. И для покупки как подержанных, так и новых авто казахстанцы все чаще выбирают e-commerce. Пока агрегаторов на авторынке можно посчитать на пальцах, но борьба за цифровых клиентов ужесточается.
Рынок заполнят мобильные агрегаторы
«Традиционный ретейл с каждым годом снижается. Автовладельцы переходят с базаров на интернет-площадки. Многие крупные магазины запчастей уже сделали это. Именно они, как представители автобизнеса, начали этот тренд. В ближайшие пять лет «физические» магазины канут в Лету. Конечно, некоторые из них сохранят розничную торговлю для более консервативных клиентов. Но ставка будет сделана именно на онлайн-магазины с доставкой», - считает коммерческий директор D&D Group Аскар Есенгали. Компании принадлежит софт «АвтоВсё».
Средний по объему агрегатор в Казахстане предоставляет площадку для 200 тыс. потенциальных клиентов, готовых купить, продать, обменять или воспользоваться любой другой услугой автосервиса дистанционно.
Новые авто продаются по старинке
Если говорить о сегменте новых автомобилей, то переход к онлайн-продажам развивается далеко не так активно, как того ожидали многие технооптимисты, считает Олег Алферов, председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
«Среди брендов, которые предлагают своим клиентам возможность полноценного приобретения автомобиля «не сходя с дивана», можно отметить Nissan, Mitsubishi, Dacia, Chery на платформе AliExpress, Hyundai, Peugeot, Jaguar Land Rover, BMW, Smart. Однако на казахстанском рынке эта опция недоступна», - заявил он.
Один из крупных автомобильных холдингов - «Бипек Авто» - делает попытки в сторону e-commerce и уже внедрил несколько сервисов, в том числе веб-магазин оригинальных автозапчастей. Однако о продажах авто «в масле» через интернет речи пока не идет. Возможно, это связано с отсутствием спроса данной услуги у клиентов.
По словам Олега Алферова, 9 из 10 новых автомобилей казахстанцы приобретают в шоурумах официальных дилеров. Продажи новых автомобилей официальными дилерами в первом квартале стали лучше: казахстанцы приобрели 13,3 тыс. новых автомобилей на сумму 120,8 млрд тенге. Объем рынка в денежном выражении превысил прошлогодний показатель на внушительные 38,7%, в количественном выражении – на 17,8%.
Вторичный автомобильный рынок (перепродажи подержанной техники) в Казахстане демонстрирует рост - за первый квартал на 13,4%.
Как зарабатывают приложения
Ранее в зарубежных СМИ прошла информация о том, что Илон Маск намерен полностью отказаться от своих автосалонов и уйти в интернет-продажи. Сэкономленные на содержании магазинов средства позволят снизить стоимость всех моделей Tesla примерно на 6%. Годом ранее в онлайн решила перейти компания "Форд", представив свой сервис Ready.Shop.Go. Решение было основано на исследовании - люди становятся все более и более нетерпеливыми. Соответственно, спрос на удобные, экономящие время цифровые услуги растет, и большинство потребителей предпочитают серфить в интернете, нежели тратить свое время в дилерских центрах.
Пока рынок новых авто в Казахстане зреет для дистанционных продаж, софт, который охватывает лишь 35% всего вторичного рынка в интернете, собирает свой урожай.
«326 млн тенге – это сумма успешно закрытых сделок за год. Каждую неделю через мобильное приложение продается в среднем 4 автомобиля. Пользователи также заказывают автозапчасти, вызывают эвакуатор и оплачивают штрафы, покупают автостраховки. Разработчики предлагают своим клиентам все новые и новые услуги. Около 5 тыс. человек готовы совершить покупку только на одной онлайн-площадке, где на выбор представлено более 15 тыс. автомобилей», - рассказал Аскар Есенгали.
Он отметил, что для запуска мобильного приложения понадобилось около 100 млн тенге. За два года софт объединил более 700 представителей автобизнеса, которые отчисляют процент за регистрацию. Поэтому окупиться компания планирует в этом году.
«Ежегодно рынок новых автомобилей растет на 10%. Только в Алматинской области в прошлом году было зарегистрировано 570 тыс. авто. Рынок очень объемный, и не стоит бояться конкуренции. Качественного продукта должно быть много. И вместе мы можем постепенно его трансформировать», - заключил Аскар Есенгали.