Около 60% мировой креативной экономики все еще находится в тени
В развитых странах на смену индустриальной экономике постепенно приходит креативная. Творчество приобрело экономическое значение, не потеряв при этом культурной ценности. Казахстан в развитии этого сектора серьезно отстает. Возникает вопрос: какие условия нужно создать для того, чтобы креативная экономика заработала в стране? Своим видением этого с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» поделились профессора культурной экономики City University London Энди Пратт и Кис Джефрей.
Около 60% мировой креативной экономики находится в тени. По словам Энди Пратта, трудности в развитии этого сектора испытывают все страны, но выход есть.
«Я с уверенностью могу сказать, что креативная экономика в Казахстане есть. Она обладает значительными объемами и масштабами. Есть и проблемные вопросы, например, крупные предприятия в секторе перерабатывающей, горнорудной и нефтегазовой промышленности имеют более стандартизированную экономику. Креативная же представлена маленькими предприятиями, состоящими из двух-трех человек. Из-за слабого взаимодействия с людьми они испытывают трудности. Для поддержки необходимы контакты, связи и знакомства между отдельными организациями. Это трудная задача. Во многих странах создается институциональная поддержка небольших предприятий, что помогает в приобретении новых навыков», – говорит Энди Пратт.
Профессор подчеркивает, что сильная сторона креативной индустрии заключается в том, что ее работники знают, к чему стремятся и чем отличаются от других. Людям нужно дать чувство идентичности и самобытности. Также помогут конкретные советы, направленные на рост бизнеса и вовлечение в экспортную деятельность. Определенный набор навыков, например, технических, позволит создать креативный сектор. Креативные проекты нуждаются в поддержке их реализации и развития.
Бизнесмен и профессор City University London Кис Джефрей говорит, что быть предпринимателем – самая сложная роль, которую можно взять на себя. Быть предпринимателем означает уметь отличаться от других и создавать новые ценности, идеи, преодолевать трудности.
«Мы сами предприниматели и оказываем поддержку другим бизнесменам за счет организации обучающих программ, различных ивентов в рамках нетворкинга, социального бизнеса. Предпринимательство – это обширный сектор экономики, объединяющий разные направления. Вы должны думать над тем, как создавать ценность и воплощать идеи, делиться мотивацией, выживать в предпринимательской среде и как ее заточить под вас. Я считаю, что университет – это одно из тех важных мест, где можно научиться креативности», – говорит Кис Джефрей.
Лучшим полигоном для испытаний конкретных идей, где они могут быть воплощены при низких рисках, он также считает университет.
«В творческой экономике правила создаются большими предпринимателями и обычно персонализированы и применимы к определенной компании или человеку. Но творческому предпринимателю нужно создавать новые знания, рассказывать истории, отличающие его бизнес от других. Также необходимо создать экосреду, культуру, обеспечивающую поддержку и развитие такой структуры.
Нужна ли поддержка государства?
По словам Энди Пратта, поддержка государства для развития креативной экономики очень важна, именно поддержка, а не контроль. Городские власти в свою очередь должны предоставлять определенные места для развития этого сектора.
«Близкие отношения между государством и предпринимателями могут быть только тогда, когда законодательные органы и органы управления понимают, что такое креативная экономика и для чего она нужна. Государству лучше отойти в сторону, как это делает Сингапур, где ослабили контроль, чтобы дать возможность для развития», – замечает профессор.
В каких сферах креативной экономики можно заработать?
«Креативная экономика – это широкий спектр деятельности, вы можете развиваться в любой сфере. Например, туризм или все что связано с питанием, гостиничное дело, разработка игр, любая инновация. В Казахстане для этого множество возможностей», – поясняет Кейс Джеффрей.
Что касается затрат компаний, то большие деньги инвестируются в big data и дизайн, в совершенствование продукта. Высчитать стоимость креативного продукта не сложно.
«15% стоимости продукта – это дизайн, разработка, 40% – лицензирование, и небольшой процент уходит на его изготовление. Например, у смартфонов Apple большая часть затрат – это лицензирование и дизайн. Компаниям нужно ориентироваться на ощущения клиента от использования продукта», – констатирует Энди Пратт.
Каналы связи и перспективы развития
Творческая отрасль обособлена от других традиционных отраслей экономики, но если рассматривать развитие этого направления отдельно от других – успеха не будет. Можно понять, какие индустрии задействованы в традиционной экономике, и связать их с творческим направлением.
«Если рассматривать ее как подотрасль индустрии, то можно сделать интеллектуальный шаг вперед, взглянуть по-новому и принимать творческие индустрии как инструмент, который служит не только на благо развития государственной и градостроительной экономике, но и всемирной. На международном уровне творческая экономика развивается гораздо быстрее, чем другие сектора. Это нужно принимать во внимание», – говорит Энди Пратт.
«Чтобы в Алматы креативная экономика развивалась быстрее, маленьким предприятиям необходимо объединяться, а на это потребуется немало времени. В Великобритании на это ушло 20 лет», – подытожил бизнесмен.
Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Около 60% мировой креативной экономики все еще находится в тени В развитых странах на смену индустриальной экономике постепенно приходит креативная. Творчество приобрело экономическое значение, не потеряв при этом культурной ценности. Казахстан в развитии этого сектора серьезно отстает. Возникает вопрос: какие условия нужно создать для того, чтобы креативная экономика заработала в стране? Своим видением этого с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» поделились профессора культурной экономики City University London Энди Пратт и Кис Джефрей. Около 60% мировой креативной экономики находится в тени. По словам Энди Пратта, трудности в развитии этого сектора испытывают все страны, но выход есть. «Я с уверенностью могу сказать, что креативная экономика в Казахстане есть. Она обладает значительными объемами и масштабами. Есть и проблемные вопросы, например, крупные предприятия в секторе перерабатывающей, горнорудной и нефтегазовой промышленности имеют более стандартизированную экономику. Креативная же представлена маленькими предприятиями, состоящими из двух-трех человек. Из-за слабого взаимодействия с людьми они испытывают трудности. Для поддержки необходимы контакты, связи и знакомства между отдельными организациями. Это трудная задача. Во многих странах создается институциональная поддержка небольших предприятий, что помогает в приобретении новых навыков», – говорит Энди Пратт. Профессор подчеркивает, что сильная сторона креативной индустрии заключается в том, что ее работники знают, к чему стремятся и чем отличаются от других. Людям нужно дать чувство идентичности и самобытности. Также помогут конкретные советы, направленные на рост бизнеса и вовлечение в экспортную деятельность. Определенный набор навыков, например, технических, позволит создать креативный сектор. Креативные проекты нуждаются в поддержке их реализации и развития. Бизнесмен и профессор City University London Кис Джефрей говорит, что быть предпринимателем – самая сложная роль, которую можно взять на себя. Быть предпринимателем означает уметь отличаться от других и создавать новые ценности, идеи, преодолевать трудности. «Мы сами предприниматели и оказываем поддержку другим бизнесменам за счет организации обучающих программ, различных ивентов в рамках нетворкинга, социального бизнеса. Предпринимательство – это обширный сектор экономики, объединяющий разные направления. Вы должны думать над тем, как создавать ценность и воплощать идеи, делиться мотивацией, выживать в предпринимательской среде и как ее заточить под вас. Я считаю, что университет – это одно из тех важных мест, где можно научиться креативности», – говорит Кис Джефрей. Лучшим полигоном для испытаний конкретных идей, где они могут быть воплощены при низких рисках, он также считает университет. «В творческой экономике правила создаются большими предпринимателями и обычно персонализированы и применимы к определенной компании или человеку. Но творческому предпринимателю нужно создавать новые знания, рассказывать истории, отличающие его бизнес от других. Также необходимо создать экосреду, культуру, обеспечивающую поддержку и развитие такой структуры. Нужна ли поддержка государства? По словам Энди Пратта, поддержка государства для развития креативной экономики очень важна, именно поддержка, а не контроль. Городские власти в свою очередь должны предоставлять определенные места для развития этого сектора. «Близкие отношения между государством и предпринимателями могут быть только тогда, когда законодательные органы и органы управления понимают, что такое креативная экономика и для чего она нужна. Государству лучше отойти в сторону, как это делает Сингапур, где ослабили контроль, чтобы дать возможность для развития», – замечает профессор. В каких сферах креативной экономики можно заработать? «Креативная экономика – это широкий спектр деятельности, вы можете развиваться в любой сфере. Например, туризм или все что связано с питанием, гостиничное дело, разработка игр, любая инновация. В Казахстане для этого множество возможностей», – поясняет Кейс Джеффрей. Что касается затрат компаний, то большие деньги инвестируются в big data и дизайн, в совершенствование продукта. Высчитать стоимость креативного продукта не сложно. «15% стоимости продукта – это дизайн, разработка, 40% – лицензирование, и небольшой процент уходит на его изготовление. Например, у смартфонов Apple большая часть затрат – это лицензирование и дизайн. Компаниям нужно ориентироваться на ощущения клиента от использования продукта», – констатирует Энди Пратт. Каналы связи и перспективы развития Творческая отрасль обособлена от других традиционных отраслей экономики, но если рассматривать развитие этого направления отдельно от других – успеха не будет. Можно понять, какие индустрии задействованы в традиционной экономике, и связать их с творческим направлением. «Если рассматривать ее как подотрасль индустрии, то можно сделать интеллектуальный шаг вперед, взглянуть по-новому и принимать творческие индустрии как инструмент, который служит не только на благо развития государственной и градостроительной экономике, но и всемирной. На международном уровне творческая экономика развивается гораздо быстрее, чем другие сектора. Это нужно принимать во внимание», – говорит Энди Пратт. «Чтобы в Алматы креативная экономика развивалась быстрее, маленьким предприятиям необходимо объединяться, а на это потребуется немало времени. В Великобритании на это ушло 20 лет», – подытожил бизнесмен. Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом. Подписывайтесь на нас в Telegram